Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Власть
15 октября 2016 10:52

Диплом придется отработать

В вузах вновь могут вести распределение выпускников. Но не всех

6082

Министерство образования и науки намерено усовершенствовать целевой прием в вузы и повысить в итоге отдачу от него. Об этом заявила глава ведомства Ольга Васильева.

Главным механизмом такого набора должен будет выступить трехсторонний договор между вузом, работодателем и студентом. После завершения учебы в высшем учебном заведении студент должен будет обязательно отработать три года в организации, которая оплатила получение образования.

http://tass.ru/obschestvo/3705260

С целью реализации данного проекта, недавно вступившая в должность министр образования и науки предлагает внести изменения в действующее законодательство.

— В основе предложенной схемы лежит трехсторонний договор о целевом приеме и целевом обучении, заключаемый между вузом, заказчиком (работодателем) и с абитуриентом, — подчеркнула министр.

http://tass.ru/obschestvo/3705260

В случае реализации пока обсуждаемых поправок трехсторонний договор обяжет вуз гарантировать нормальные условия для учебы. Сам же студент будет обязан после завершения образовательного цикла три года потрудиться в той организации, которая оплатила обучение.

— За неисполнение обязательств по трудоустройству гражданина с него взимается неустойка, штраф в размере средств, затраченных на целевое обучение, — предупредила глава ведомства.

…Как известно, целевая контрактная подготовка специалистов ведется в нашей стране более двадцати лет. Три года назад она была упорядочена тем, что между студентом и органом власти или организацией стал заключаться договор.

Документ включает в себя меры социальной поддержки студентов, обязательства заказчика по организации практики и трудоустройству. При зачислении в вуз применяется целевой прием, организованный по отдельному конкурсу, за счет бюджетов тех юридических лиц, которые и направили молодого человека или девушка на учебу.

Новация Ольги Васильевой, сейчас дополняющая эту практику, в том, что выпускник теперь три года должен будет отработать на предприятии юридического лица, направившего на учебу.

По материалам кабмина, как сообщает ТАСС, в 2015/2016 учебном году в университетах, институтах и академиях получало образование порядка 168 тыс. студентов, поступивших по целевому приему. Всего обучающихся, имеющих договоры о целевом обучении, но выдержавших экзамены на общих основаниях, на сегодня — 84 тыс. человек.

http://tass.ru/obschestvo/3705260

— В ряде стран, в основном европейских, такая практика: когда ты поступаешь в вуз, и при этом за тебя платит корпорация, после получения диплома ты должен отработать на нее определенный срок, — констатирует старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков. — Когда говорят о так называемом целевом наборе, то в договоре должно строго учитываться мнение и планы самого будущего специалиста.

«СП»: — Это, между прочим, и гарантируется студентам, судя по предложениям Ольги Васильевой. Насколько это будет полезным, на ваш взгляд? Или, напротив, — покажет свою неэффективность?

— Я думаю, по всей стране просто слишком мало потенциальных молодых специалистов, согласных на такие условия. Тем более, студенты, по предлагаемым правилам, при несоблюдении обязательств должны еще и возместить убытки, причем немалые — если речь идет о всей стоимости обучения. Вообще, квотирование принимаемых по подобным договорам с предприятиями никогда не касалось большинства студентов. И потому разговоры о распределении, как мне представляются, поднимаются Минобрнауки несколько искусственно.

Но главное в том, что у нынешних руководителей Министерства образования сейчас не должно быть никакого искушения пытаться распространить подобный механизм на всю систему трудоустройства специалистов, — именно по распределению. В противном случае мы получим не декларируемую гарантию трудоустройства молодым семьям и заботу о реальном секторе экономики. Будет копироваться наихудший вариант прежнего опыта: когда человек платил взятку — его распределяли в Москву, а если не платил — на Чукотку. Кстати, при сегодняшнем размахе коррупции это будет выглядеть совсем не шуточно.

— На примере предложения министра Васильевой сразу же вырисовывается интересный казус, отображающий пересечение сразу нескольких правовых сфер, — говорит заместитель министра труда и занятости населения РФ в 1991—1993 гг., директор Центра проблем государственного управления Высшей школы экономики в 2001—2014 гг. Павел Кудюкин. — В нем присутствуют гражданско-правовые взаимоотношения, когда предприятие или организация берут на себя ответственность финансировать образование студента, а он в ответ дает обязательство успешно закончить вуз и отработать определенный срок.

Глава Минобрнауки, насколько можно судить, указывает точный срок такой отработки — три года. В принципе, это хорошо — временной срок может обозначаться в договоре.

Но в таком случае возникает необходимость обязательного госрегулирования этих отношений. Почему? Потому что, если цивилизованным образом не влиять на взаимоотношения будущего работодателя и студента, то могут легко появиться и кабальные условия работы специалиста. Ничто не помешает хозяину предприятия одному выпускнику установить трехлетний срок, а другому, предположим, — пятилетний. Так что фиксация точного временного отрезка отработки — это, конечно, плюс.

Но явный минус — в том, что гражданский аспект этих отношений может вступить в противоречие с Трудовым кодексом, в котором запрет на увольнение работника ранее оговоренного срока не предусмотрен. А в трудовых отношениях Трудовой кодекс у нас имеет приоритет перед всеми другим законами.

«СП»: — Уязвимый момент поправок — неустойки, которые должен выплачивать студент, в случае невыполнения своих обязательств (вдобавок к тому же — еще и штрафы). Не повисает ли такой способ воздействия в воздухе, — при нынешних темпах роста числа бедных в стране, сокращении рабочих мест, и, соответственно, уменьшающихся возможностях заработать?

— Повисает, и не только в связи с нынешним кризисом. Вопрос еще и в том: когда наступает время платить по этой неустойке? Предположим, студент оказался неспособным и ленивым, и его отчисляют со второго курса. Соответственно, встает вопрос — что происходит с деньгами, которые уже потрачены несостоявшимся работодателем? Студент если и обязан возместить эти издержки, то из каких источников?

«СП»: — По наблюдениям экспертов, многие наши вузы, — в первую очередь, технические, работают, что называется, вхолостую. Государство тратит деньги на обучение специалистов подчас по стратегически важным специальностям, а они потом (и специалисты, и деньги) непонятно где растворяются. Может быть, настала пора действительно подкорректировать законодательство, чтобы уже на законной основе можно было бы отправлять обучающихся на бюджетных отделениях на три года по распределению?

— Не только технические, но и, например, педагогические, работают вхолостую. Но нынешняя правовая база просто не даёт (и вряд ли, думаю, даст в обозримой перспективе) возможностей быстро это исправить. Я вам больше скажу: многие студенты сегодня сами хотят, чтобы их куда-нибудь распределили.

И это контрастирует с настроениями выпускников доперестроечных лет, которых тяготило само понятие «распределение». В отличие от них, немалая часть нынешних студентов предчувствуют (или уже почувствовали), что им трудно найти себя на рынке труда. Что во многом обуславливает их весьма идеализированное представление о советской системе трудоустройства.

Но тогда, в централизованной, плановой экономике, распределение выглядело вполне логичным. Государство планировало количество рабочих мест. Затем, соразмерно с этим, рассчитывало количество выпускников. И, соответственно, в итоге распределяло выпускников по вакансиям.

Но сейчас, с принципиально иной правой базой, регулирующей трудовые отношения, если пытаться задействовать схемы распределения, возникнет масса проблем.

Человек получил образование — куда он идет? Хорошо, можно еще как-то применять административные начала распределения, когда дело касается госсектора. Но как строить отношения молодому работнику с мелким собственником? Или с менеджером даже крупной государственной компании, но которая по своей организационно-правовой форме является коммерческой?

А потом предложение Васильевой не учитывает важного социально-психологического момента. Почему-то считается, что человек получает образование, чтобы идти работать по профилю, что обозначен у него в дипломе. В то же время можно привести массу примеров, когда люди превосходно проявляли себя в тех областях, которые ничего общего не имеют с их специализацией.

На мой взгляд, приоритет, который человек держит перед собой, когда решает получить образование, — это саморазвитие.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня