На этой неделе Верховная Рада Украины планирует обратиться к Евросоюзу с призывом отказаться от строительства газопровода «Северный поток-2», а также вдвое сократить закупки российского газа. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на собственные источники. По сведениям издания, автором резолюции стала председатель комитета украинского парламента по иностранным делам Анна Гопко, которая называет документ попыткой остановить «российскую агрессию на востоке Украины и в Алеппо». По мнению украинских депутатов, отказ от покупки газа станет «сдерживающим фактором» для России.
Это уже не первая попытка Киева заблокировать строительство «Северного потока-2». В июне 2016 года «Нафтогаз» призывал власти США и ЕС ввести новые санкции, запрещающие участие иностранных банков в проекте, чтобы не допустить его реализации. В том же месяце премьер-министр «незалежной» Владимир Гройсман предложил использовать украинскую газотранспортную систему в качестве альтернативы «Северному потоку-2», который он назвал угрозой энергетической независимости Евросоюза.
Пока кажется сомнительным, что Евросоюз прислушается к этой резолюции. Несмотря на постоянные разговоры о том, что необходимо снижать зависимость от российского газа, 28 октября Еврокомиссия официально вывела газопровод OPAL из-под действия норм Третьего энергопакета. Этот газопровод соединяет «Северный поток» с газотранспортными системами Западной Европы, минуя транзитные страны. Решение ЕК позволит «Газпрому» загрузить мощности OPAL до 90%. Ранее из-за ограничений, наложенных законодательством ЕС, газопровод был загружен только наполовину.
Еще до принятия окончательного решения Украина активно высказывалась против этого шага. В «Нафтогазе» заявили, что из-за увеличения прокачки газа по «Северному потоку» Киев может потерять от 290 до 425 млн. долл. в год выручки от транзита. Однако европейские партнеры, несмотря на всю заботу об Украине, все же приняли невыгодное для нее, зато выгодное для себя решение.
Что касается «Северного потока-2», некоторые эксперты полагают, что увеличение объемов прокачки через OPAL может быть еще одним шагом на пути к реализации проекта. На прошлой неделе первые стальные трубы для газопровода были доставлены на остров Рюген на севере Германии. После их бетонирования они будут готовы к укладке.
Впрочем, политическое сопротивление проекту все еще велико. 25 октября Европарламент одобрил доклад «Стратегия ЕС в отношении сжиженного природного газа и газохранилищ», в котором утверждается, что прокладка «Северного потока-2» противоречит интересам Евросоюза. Эксперты предлагают использовать альтернативу в виде сжиженного газа.
Ряд политиков надеется, что проект попадет в новый пакет антироссийских санкций, и работы по нему будут заморожены. Против «Северного потока-2» активно выступает не только Украина, но и Польша, Словакия, страны Балтии и США.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, даже если ЕС решит отказаться от «Северного потока-2» вряд ли это произойдет из-за украинской резолюции, на которую в ЕС не обратят внимания.
— Украинская реакция понятна. Это ответ на предоставление «Газпрому» права почти максимальной загрузки первого «Северного потока». В итоге российская компания сможет перекинуть еще порядка 15 миллиардов кубометров транзита с Украины на этот газопровод. В деньгах за транзит для Украины это как минимум 250 миллионов долларов в год.
Своим заявлением к европейцам Киев как бы говорит: «Ребята, вы же вроде за нас были, что это вы делаете?» По сути, украинцы предлагают расширить санкции на газовую сферу и ограничить потребление российских углеводородов. Видимо, они считают, что раз сами несут экономические издержки из-за снижения транзита, то и европейцы должны страдать.
«СП»: — А Евросоюз в принципе может отказаться от половины российского газа?
— Речь идет примерно о 60−70 миллиардов кубометров газа в год. В принципе, отказаться от этих объемов возможно, но издержки от такого решения будут колоссальными. Сокращение доли «Газпрома» на рынке повлечет за собой дефицит и, как следствие, рост цен на газ других поставщиков. Если сегодня тысяча кубов на европейском рынке стоит 200 долларов, то после этого цена подскочит до 700−800 долларов. И то не факт, что всем хватит. Придется закупать СПГ, который дороже, а кроме того, должно пройти определенное время, пока все заводы начнут работать на полную мощность.
Не думаю, что европейцы готовы платить в три-четыре раза больше за газ, чтобы насолить России или «отомстить» за Украину. Если бы это было возможно, Европа уже распространила бы санкции на эту сферу. Поэтому любые призывы ограничить поставки российского газа воспринимаются в Европе прохладно.
Одно дело, когда давят американцы — например, выпускают доклады, что Россия хочет захватить Швецию, высадившись там десантом под видом ремонтников «Северного потока». С этим еще как-то приходится считаться. Но когда такие заявления делает Киев, никто не обращает на это внимания, кроме разве что популистов из Европарламента, которые только сотрясают воздух и никаких решений не принимают.
«СП»: — Каковы в связи с этим перспективы «Северного потока-2»?
— Загрузка OPAL еще не говорит о том, что у Европы в целом поменялось отношение к российским трубопроводным проектам. Негатив со стороны Брюсселя и Вашингтона к «Северному потоку-2» остался. Сейчас весь вопрос в том, будет ли Евросоюз еще больше ужесточать собственное регулирование.
При нынешнем законодательстве «Газпром» имеет право построить газопровод и загружать его на 100% мощности, если он не находится на территории Евросоюза. «Северный поток-1» этому условию соответствует, так как доходит по морю до берега Германии, а там уже начинаются регулирования Третьего энергопакета. Так же «Газпром» хочет поступить с новыми ветками.
Загвоздка в том, что Третий энергопакет определяет только условия эксплуатации газопровода, но не сам факт его строительства. Разрешение на строительство выдает национальное правительство страны, по территории которой проходит труба. Вот почему сейчас Брюссель давит на Берлин с тем, чтобы он запретил строительство вовсе.
Кроме того, идет дискуссия о том, где начинается Евросоюз — на суше или еще в море. Появилось мнение, что последний морской участок также считается территорией ЕС и нужно получать разрешение на него у Брюсселя. Если такое решение удастся продавить, право на строительство газопровода получить будет очень сложно.
Наконец, ЕС может вообще изменить собственное законодательство, что сейчас активно лоббирует председатель Европейского совета Дональд Туск. Это даст Брюсселю право накладывать вето на коммерческие контракты, в том числе с «Газпромом».
Так что если законы останутся такими, как сейчас, «Северный поток-2», скорее всего, будет реализован. Но если их удастся изменить, проект вряд ли будет доведен до конца. Поэтому «Газпром» и торопится забетонировать трубы и начать укладку. Пока что у немецких и итальянских экономических элит, которые заинтересованы в проекте, хватает лоббистского влияния, чтобы защитить «Северный поток-2» от санкционного давления.
Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин отмечает, что если украинская инициатива кому-то и навредит, так это самой Украине.
— Предложение сократить вдове закупку российского газа противоречит тому, что на прошлой неделе заявляли сами украинские чиновники. Они жаловались на недостаточные объемы прокачки газа через Украину и просили повлиять на Россию, чтобы она использовала их газотранспортную систему. В противном случае Киев будет терять сотни миллионов долларов на транзите.
Но если Европа снизит закупки газа у «Газпрома», понятно, что украинские трубы будут пустыми. И кто от этого больше всего потеряет? Конечно, Украина, которая лишится доходов от транзита и останется с огромной ГТС, которую не на что содержать. Если смотреть с точки зрения экономики, любое сокращение экспорта российского газа в Европу, даже на 10 миллиардов кубометров в год, будет означать, что эти объемы уйдут с украинского транзита и она перестанет получать за них деньги. Так что это предложение из серии «назло бабушке отморожу себе уши».
«СП»: — А «Северный поток-2»?
— Что касается «Северного потока-2», Украина уже давно говорит о том, что он угрожает ее транзиту. Но тут все просто. Если Киев не хочет, чтобы транзит сократился, он должен сделать его привлекательным в плане экономики и доступа к трубе. Но вместо этого они то заявляют о повышении тарифов, то подают иски против «Газпрома» и требуют огромные деньги. Естественно, все это не способствует тому, чтобы этот маршрут рассматривался Россией как надежный и экономически выгодный. Поэтому будут искаться другие пути — может заработать турецкий маршрут, можно развивать СПГ.
Любые подобные заявления украинской стороны — это чистая политика без капли экономики. А скорее даже попытка еще чем-то отличиться и найти новые темы для обсуждения в Верховной Раде.