«Нафтогаз» требует срочно ввести дополнительные санкции
«Газпром» ищет обходные пути на случай, если новые американские санкции осложнят финансирование проекта «Северный поток-2» со стороны европейских инвесторов. Как сообщили «Ведомости» со ссылкой на собственные источники, оператор строительства газопровода Nord Stream 2 AG провел предварительные консультации с рядом китайских банков, на которых обсуждалась возможность привлечения долгосрочного финансирования.
Напомним, что новый пакет санкций, который уже одобрил американский Сенат и обсуждает Палата представителей, предусматривает сокращение срока финансирования компаний, занятых в отрасли энергетики, до 30 дней, а банков, которые находятся под ограничениями — до 14 дней. Более того, запрещается инвестировать в строительство Россией экспортных газопроводов свыше миллиона долларов единоразово и более пяти миллионов в течение года. В документе также сказано, что США продолжат выступать против «Северного потока-2», так как он «подрывает энергетическую безопасность Европы».
Изначально предполагалось, что акционерами «Северного потока-2», который планируют ввести в эксплуатацию в 2019 году, помимо «Газпрома» будут компании Engie, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall. Однако весной 2017 года с ними было подписано соглашение о новой модели финансирования. Теперь единственным акционером является российская компания, европейцы же пообещали в равных долях предоставить 4,75 млрд. евро в виде долгосрочных кредитов. В случае введения новых санкций обеспечить обещанное финансирование будет крайне проблематично.
«Нафтогаз» требует срочно ввести дополнительные санкции
С другой стороны, 15 июня зампред правления «Газпрома» Александр Медведев сообщил, что партнеры уже перевели более 1 млрд. евро. Общая стоимость проекта оценивается в 9,5 млрд. евро.
21 июня президент РФ Владимир Путин провел встречу с исполнительным директором Royal Dutch Shell Беном ван Берденом, на которой обсуждались и перспективы реализации «Северного потока-2″. Ван Берден заявил, что „Северный поток‑2 “ будет способствовать надёжным поставкам газа в Северную Европу, повысит энергетическую безопасность Европы и будет реализовываться на благо всех сторон — как европейских потребителей, так и на благо Российской Федерации». Однако вопрос потенциальных новых санкций во время открытой части переговоров не поднимался.
Помимо угрозы новых санкций, «Северному поток-2» традиционно противостоит Польша. 21 июня Варшава прекратила получение российского газа из Германии по реверсу трубопровода «Ямал — Европа» из-за его «низкого качества». Ограничения будут действовать до 23 июня. Ряд экспертов называют такие действия Польши попыткой инициировать переговоры с «Газпромом» о пересмотре закупаемых объемов газа и добиться их снижения. Но директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев в эфире радио «Спутник» не исключил, что это стало своего рода нервной реакцией на продолжение строительства «Северного потока-2».
Активно протестует против проекта и Украина. 22 июня президент «незалежной» Петр Порошенко встретился с главой Европейского совета, поляком Дональдом Туском, на котором они пообещали вместе бороться против «Северного потока-2».
«Мы также скоординировали наши позиции и угрозы, которые несёт российский политически мотивированный проект „Северный поток — 2“, который направлен не только против Украины, но и против всего Евросоюза», — заявил Порошенко.
Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев считает, что несмотря на противостояние и угрозу санкций европейские компании могут успеть выделить необходимое для проекта финансирование.
— Начнем с того, что новые санкции США пока не приняли. Как сообщали на прошлой неделе, европейские компании уже перечислили миллиард евро на проект. Вполне возможно, что перспектива новых санкций простимулирует их ускорить кредитование. Дело в том, что санкции не имеют обратной силы, и пока документ будет проходить через Палату представителей, пока будет подписан президентом, если вообще будет, может пройти немало времени. И вполне можно успеть открыть кредитные линии на недостающие суммы.
«СП»: — А американцы точно не могут заморозить эти деньги задним числом?
— Думаю, нет. Все-таки эти кредиты выдаются в рамках международного финансового законодательства, и если они уже были выделены, никто не заберет их обратно. Просто в последнее время мы начинаем привыкать к тому, что право не всегда действует, но в данном случае я не думаю, что произойдет нечто подобное. Так что потенциальные санкции вполне могут побудить европейцев ускориться и выделить необходимые суммы.
«СП»: — А если все же этого не произойдет, станет ли Китай запасным вариантом?
— Наверное, можно попытаться получить какие-то деньги у Китая. Хотя китайцы довольно прижимисты и не раздают деньги направо и налево. Кроме того, они не любят финансировать проекты, в которых сами не участвуют. Им это не интересно. «Газпрому» такой кредит может дорого обойтись. Вы же видите, что ни один наш совместный проект с китайцами не проходит без трудностей — ни «Сила Сибири», ни строительство высокоскоростной железной дороги. Все идет очень медленно и долго, потому что китайцы учитывают только свои интересы, но и мы не хотим во всем идти у них на поводу. Это очень тяжелые партнеры.
Кроме того, есть и еще один момент. Торговый оборот между Китаем и США несопоставим с оборотом Китая и России. Поэтому если Вашингтон серьезно решит заблокировать «Северный поток-2» и пригрозит санкциями китайским банкам, те не станут рисковать. Чисто по экономическим соображениям. Из прагматизма китайцы вряд ли предпочтут Россию, если возникнет такой выбор, потому что это несопоставимые экономические величины, которые перевешивают любую политику.
Мне кажется, что сейчас американцы больше пугают, это такая стратегия. Но если они решат пойти до конца, они могут это сделать. Не нужно себя обманывать — Вашингтон способен перекрыть «Северному потоку-2» кислород, даже несмотря на то, что европейцам это не нравится. Но будем надеяться, что до этого не дойдет.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что риски по проекту высоки, но преодолимы.
— В Сенате уже утвердили новый пакет санкций, который гласит, что в российские газопроводные проекты нельзя вкладывать больше миллиона долларов. Теперь остается только ждать, будет ли принят законопроект именно в такой редакции.
Но с другой стороны, переговоры с Китаем — это, скорее, резервное финансирование. Потому что с европейцами о кредитах «Газпром» договорился и заявил, что значительную часть денег этих пяти компаний, которые изначально были акционерами, уже получил. Так что это может быть перестраховка или желание получить недостающую часть суммы.
Вполне вероятно, что 50% суммы «Газпром» собрал с европейцев, а свою оставшуюся долю пытается привлечь у китайских компаний. Это не отменяет денег, которые дали европейцы.
«СП»: — Насколько выгодно такое сотрудничество будет для «Газпрома»?
— Большой вопрос, под какие условия китайские инвесторы могут дать деньги. Возможно, речь пойдет о комплексной сделке. Например, КНР дает деньги на «Северный поток-2», а в обмен китайцы получают долю в восточных проектах «Газпрома», тех же газоперерабатывающих заводах. Либо это могут быть договоренности по поставкам газа с Сахалина.
Но Китай, как правило, дает кредиты либо при вхождении в проект, либо при условии, что продукт с этого проекта будет поступать на китайский рынок, либо что оборудование для него будет производства КНР. Но мы точно знаем, что оборудование китайским не будет, газ будет поступать в Европу, да и сомнительно, что Китай получит долю в проекте. Поэтому большой вопрос, на каких условиях китайцы согласятся выделить деньги. Возможно, ставка по этому кредиту будет запредельной, поэтому это лишь один из вариантов, не самый выгодный.
Палата представителей «завернула» законопроект об ужесточении санкционного режима
«СП»: — Насколько нужны «Газпрому» китайские кредиты?
— Непосредственно китайские кредиты не критичны, но дополнительные средства «Газпрому» необходимы. Он реализует очень много проектов одновременно. Это и «Сила Сибири», и «Турецкий поток», и «Северный поток-2». Это большие затраты, и вполне вероятно, что если «Газпром» действительно ведет переговоры с китайскими банками, то не конкретно по «Северному потоку-2», а об инвестиционной программе в целом, а куда уже будут потрачены эти деньги, будет решаться позднее. «Газпром» в любом случае будет продолжать свои проекты, вопрос в том, под какие условия он привлечет кредитование.