Украинские радикалы делают второй «контрольный выстрел» в голову своей энергетики
Вот и пришла осень, а вместе с ней вновь актуальными стали разговоры об отопительном сезоне. На Украине эта тема, учитывая блокаду Донбасса, покупку угля за тридевять земель, реверсные поставки газа, актуальна вдвойне.
Судя по заявлениям властей, страна готовится к зиме вполне успешно. 29 августа премьер-министр страны Владимир Гройсман сообщил, что на подготовку к отопительному сезону 2017−2018 годов выделено 9 млрд. грн. (около 21 млрд. рублей). Это на 20% или 1,8 млрд. грн. больше, чем в прошлом году.
По состоянию на 23 августа в подземные хранилища газа (ПХГ) было закачано 14,4 млрд. кубометров газа или 46,53% от их общей вместимости. Из них, по сообщению «Укртрансгаза», 3,7 млрд. кубов пришлось на собственную добычу, а остальной объем был поставлен по реверсным схемам. Коммерческий директор «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко заявил, что к началу отопительного сезона, который обычно стартует в середине октября, планируется довести общий объем до 16 млрд. кубометров. «Укртрансгаз» сообщал, что при нынешних темпах закачки Украина сможет накопить и до 17 миллиардов кубометров газа.
Хотя эксперты называют необходимым объемом для комфортного прохождения зимнего периода 17−19 млрд. кубометров газа, в прошлом году Украина подошла к началу отопительного сезона с запасами в 14,7 млрд. кубов, и благодаря сокращению потребления газа населением из-за высоких тарифов, падению промышленного производства и теплой погоде удалось пройти зиму без особых эксцессов. Так что 16−17 миллиардов должно хватить, если только не будет погодных аномалий.
Что касается средств на закупку газа, в конце 2016 года «Нафтогаз Украины» подписал кредитное соглашение с Citi и Deutsche bank на получение деноминированной в евро возобновляемой кредитной линии на 500 млн. долл. Кредитная линия рассчитана на четыре года: два на закупку газа и два на погашение долга. При этом по условиям кредита Киев должен покупать «голубое топливо» у европейских поставщиков, а не у «Газпрома», что обходится дороже на 20−30 долларов за каждую тысячу кубометров газа.
Еще один больной вопрос в преддверии отопительного сезона — это уголь. После блокады Донецкой и Луганской народных республик у Украины возникли серьезные проблемы с антрацитом, который добывается преимущественно на этой территории. В феврале Киеву даже пришлось объявить чрезвычайное положение в энергетике из-за дефицита угля на ТЭС.
Украинские радикалы делают второй «контрольный выстрел» в голову своей энергетики
21 августа из Балтимора с помпой отправилось первое судно с американским углем для Украины, так как Киев заключил контракт с компанией XCoal Energy and Resources на поставку 700 тонн сырья. При этом оно обойдется очень недешево — по 113 долларов за тонну. Для сравнения, Донбасс продавал антрацит примерно по 50 долларов за тонну, компания ДТЭК Рината Ахметова завозит энергетический уголь из своей российской шахты «Обуховская» по 95 долл., и даже уголь из ЮАР дешевле — около 100 долларов за тонну.
При этом все проблемы с углем поставки из США не решат. В прошлом году ТЭС потребили около 24 млн. тонн угля, из которых около 9,5 млн. тонн — энергетической группы. В этом году антрацита, по оценкам украинских властей, потребуется около 4 миллионов тонн — за счет экономии и перевода ТЭС на газовые угли. Сейчас запасы, по словам первого замглавы Всеукраинской энергетической ассамблеи Юрия Саквы, составляют 1,7 млн. тонн. В прошлом году к этому периоду было накоплено всего 945 тыс. тонн. Однако стабильность поставок угля пока под вопросом, так как они идут «с колес».
Интересно, что еще весной победу в тендере на поставки 700 тыс. тонн угля одержала грузинская компания, которая предлагала его по цене ниже ста долларов, но результаты тендера были аннулированы по формальным причинам. В итоге был заключен контракт с американской компанией по максимальной цене. Зато американцы уже сообщили, что для обеспечения поставок будут созданы рабочие места, как и обещал Дональд Трамп. А платить за них будут украинские потребители, ведь высокие цены, скорее всего, будут компенсированы очередным повышением тарифов.
«Сейчас в себестоимость тарифа на электроэнергию заложена стоимость антрацита на уровне 70 долл. за тонну. Цены юридическим и физическим лицам придётся повышать», — рассказал RT источник в Минэнерго. Несмотря на относительно небольшие объемы американского угля, для компенсации его стоимости тарифы на свет и тепло могут вырасти на 3−5%
Эксперты говорят, что высокие тарифы — это главная угроза для отопительного сезона на Украине. Хотя премьер страны Владимир Гройсман заявлял, что оснований для нового повышения нет, глава «Нафтогаза» Андрей Коболев уже объявил о намерении поднять цену на газ 19%. А Национальная комиссия по регулированию энергетики планирует перейти на новую формулу ценообразования, что приведет к росту тарифов на электроэнергию на 10−30% сначала для предприятий, а потом и для населения.
Тем временем, долги граждан растут по всем направлениям. Каждый месяц прибавляется по 1 млрд. грн. (почти 2,3 млрд. рублей) долгов за электроэнергию. За первые полгода задолженность потребителей, поставщиков и госпредприятия «Энергорынок» выросла на 8,9 млрд. грн. По сообщениям «Киевэнерго», накануне нового отопительного сезона долг столицы за тепло составляет более 3,5 млрд. грн. (более 7,5 млрд. рублей). Зато количество льготников в этом году сократилось на миллион человек из-за роста минимальной зарплаты.
Из-за неплатежей обостряется техногенная угроза, так как банально не хватает денег для того, чтобы профинансировать профилактические и ремонтные работы. Эксперт по вопросам ЖКХ Олег Голубенко считает, что огромные долги обязательно повлияют на качество прохождения зимы.
«Мы ведь прекрасно понимаем, что необходимо провести целый ряд подготовительных мероприятий к отопительному сезону. И опять же, нужны средства для закупки того же газа, закупки угля и всего остального, необходимого для проведения отопительного сезона на надлежащем уровне. Естественно, что следует ожидать опять прорывов труб, следует ожидать целого ряда таких аварийных ситуаций», — заявил он.
О том, какие еще проблемы могут возникнуть у Украины зимой, «СП» рассказал директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.
— С газом ситуация стабильная. В отличие от прошлого отопительного сезона принято решение закачать в ПХГ 17 миллиардов кубометров. Это соответствует потребностям Украины и создает достаточный резерв для обеспечения бесперебойного транзита. Это решение можно только приветствовать.
Гораздо сложнее ситуация с углем. Донбасс по-прежнему блокируется, и поставок антрацита оттуда нет. Несмотря на то, что антрацитовые ТЭС пока остановлены, зимой они будут включены, и потребуются дополнительные объемы угля этого класса. Речь идет о том, что в течение зимы потребуется еще порядка 2−2,5 миллиона тонн антрацита помимо имеющихся запасов. Пока нет четкого понимания, откуда брать этот объем.
Не исключаю, что его могут закупать в России. В частности, тот же ДТЭК, если не будет никаких препятствий со стороны властей. Частично будет закупаться и уголь газовой группы, дефицит которого на отопительный сезон составляет около миллиона тонн.
В целом же подготовка к отопительному сезону проходит нормально. Судя по сообщениям НАК «Нафтогаза», все вообще замечательно, хотя состояние компрессорных станций вызывает вопросы, они нуждаются в ремонте. Но сложно сказать, каков масштаб необходимых работ.
«СП»: — Насколько опасна ситуация с ростом задолженностей за тепло и энергию?
— По постановлению правительства НАК «Нафтогаз» имеет право не выделять лимиты коммунальным предприятиям, у которых есть задолженности. Но долги есть практически у всего теплокоммунэнерго. Задолженность образовалась не только по причине неплатежей со стороны потребителей, но и потому, что государственный бюджет не полностью покрывает субсидии и льготы.
Этим летом Киев уже прошел через такую ситуацию. Киевэнерго не получило лимиты газа от «Нафтогаза», и в большинстве районов пропала горячая вода. Долги так и не были погашены, так как взять эти деньги правительству негде. В бюджете на эти цели было заложено 47 миллиардов гривен, а, по самым скромным оценкам, необходимо 55 миллиардов, некоторые даже говорят о ста миллиардах гривен для покрытия субсидий.
Насколько я знаю, МВФ не пошел навстречу предложениям правительства о пересмотре формулы ценообразования на газ. Это значит, что цена может вырасти и составит порядка 8000 гривен (18000 рублей, — прим. ред.) за тысячу кубометров. Это только усугубит ситуацию с субсидиями и платежами.
Раньше проблемы задолженностей улаживались политическими решениями со стороны Кабмина, лимиты выделялись, несмотря на долги. Как будут обстоять дела в этом отопительном сезоне, сказать сложно.
Тем более что никто еще не озвучил, какие будут цены на газ с 1 октября, хотя это должны были сделать еще два месяца назад. Пока все граждане с волнением ждут этого момента.
Немецкие депутаты решили узнать, куда уходят деньги, выделенные на «Восточное партнерство»
«СП»: — И все же, в отличие от прошлого года ситуация с газом в преддверии зимы нормальная. Это можно записать в достижения украинских властей?
— Я не могу назвать это достижением. Достижением было бы, если бы снизился удельный вес газа в производстве ста единиц продукции.
«СП»: — Что это значит?
— Представьте, что вы условно выпускали сто единиц продукции и тратили на это сто единиц газа. Если бы вы продолжили выпускать сто единиц продукции и при этом начали потреблять 70 единиц газа, это было бы достижением. Если же предприятие стало выпускать 50 единиц или вообще закрылось и перестало потреблять газ, это не достижение. Это называется деиндустриализация и падение промышленного сектора. В результате этого было достигнуто сокращение потребления газа.
В 2013 году, который уже стал базовым, как 1913-й, потребление газа промышленностью составляло 18 миллиардов кубометров. И это был далеко не самый успешный год. В 2016 потребление газа промышленностью составило 9 миллиардов, то есть сократилось в два раза. Так как основным потребителем импортного российского газа была промышленность, вот вам и вся экономия.
Население также сократило потребление. НАК этими данными гордится, но люди просто перестали потреблять газ. В европейской практике это называется энергетической бедностью. Это ограничение доступа населения к энергоресурсам. 50% субсидий и 30% снижения потребления газа — это та самая энергетическая бедность, к которой движется Украина.
В этой ситуации тот объем реверса, который закупается в Европе, достаточен. Давайте называть вещи своими именами — это российский газ, который перепродается через европейских посредников и называется реверсным. Вспомните, как критиковали схему «РосУкрЭнерго», когда посредник перепродавал российский газ. А теперь то же самое делает европейский посредник.
Украина вынуждена переплачивать маржу европейским посредникам, вот и вся схема ухода от российского газа. При этом были кварталы, когда прямые контракты с «Газпромом» были бы для Украины дешевле, чем газ, который она закупает на европейском рынке.