Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Крушение ВИМ-Авиа: Страна с долгами, владельцы с деньгами

Почему надзорные органы не заметили коллапса одной из крупнейших авиакомпаний России

12425
Материал комментируют:

28 сентября Следственный комитет задержал по подозрению в мошенничестве генерального директора стоящего на грани банкротства авиаперевозчика «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и главного бухгалтера Екатерину Пантелееву. Ночью, как пишут СМИ, у ключевых сотрудников авиакомпании прошли обыски. В то же время, как подтвердили в СКР, совладельцы предприятия Светлана и Рашид Мурсекаевы благополучно покинули страну и, по имеющейся информации, находятся за границей. Следствие предпринимает меры к установлению их местонахождения. Вопрос о том, почему не были предприняты меры по пресечению бегства предпринимателей за границу, остается открытым.

По сведениям СМИ, Мурсекаевы покинули Россию во вторник вечером, 26 сентября, вылетев в Англию или Турцию. К этому времени о финансовых проблемах перевозчика и заморозке чартерных перелетов уже было известно. Более того, уголовное дело по статье «Мошенничество» против неназванных должностных лиц было возбуждено еще вечером 25 сентября. В таких обстоятельствах бегство владельцев за границу — это первое, что может прийти в голову даже человеку, далекому от следственной работы. Тем не менее, Мурсекавы беспрепятственно покинули пределы страны.

Рашид Мурсекаев родился в 1965 году в Барнауле, и в 90-е годы занимался сначала поставками товаров массового потребления и продуктов из Азии, затем со своей компанией «Белуха» скупал акции оборонных предприятий, после чего занялся финансированием. Он основал компанию «ВИМ-Авиа» в 2003 году совместно с заслуженным пилотом РФ Виктором Меркуловым (само название ВИМ — это его инициалы). Уже через год супруги выкупили у него 75% акций. На сегодняшний день, 99% акций компании принадлежат Светлане Мурсекаевой, и только 1% - ее супругу.

Читайте также

Несмотря на то, что по данным системы «СПАРК-Интерфакс», выручка «ВИМ-Авиа"в 2016 году составила 17,17 млрд рублей, в отчетности по РСБУ компания отразила совсем небольшую прибыль — 89 млн рублей. По тем же данным, Мурсекаева заложила часть своей доли в компании в банке «Зенит», запись о залоге внесена 15 сентября. Речь идет о 5% уставного капитала авиакомпании.

Финансовые проблемы у «ВИМ-Авиа» возникли еще в 2015 году, когда иски о банкротстве перевозчика подали Банк ВТБ, Сбербанк и другие юридические лица. Но в итоге производства по большинству из исков были прекращены летом 2015 года и компания, вроде бы, справилась с трудностями. В начале лета 2017-го снова начались проблемы — перевозчик задерживал или отменял по 20 рейсов в день, объясняя это «поздним прибытием воздушного судна».

Представитель Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина говорила о том, что у туроператора накопилось немало вопросов к Росавиации.

«Серьезные проблемы у авиакомпании „ВИМ-Авиа“ были в прошлом году и нынешней весной. Затем — крупнейший коллапс в начале летнего сезона, когда перевозчик массово задерживал рейсы из разных аэропортов и срывал чартерные программы. Тогда транспортная прокуратура возбудила административные дела в отношении авиакомпании „ВИМ-Авиа“ и ее гендиректора, Росавиация также пообещала принять строгие меры. На деле они вылились в регулярную публикацию безобидных сводок, перечисляющих задержки рейсов», — заявила Тюрина.

Действительно непонятно, как контролирующие и надзорные органы допустили эту ситуацию. С каждым днем всплывает все больше подробностей о неудовлетворительном финансовом состоянии компании. Еще 26 сентября Мосстройэкономбанк (М Банк) в лице Агентства по страхованию вкладов (АСВ) подал иск в Арбитражный суд Татарстана о признании авиакомпании «ВИМ-Авиа» банкротом. Сумма исковых требований составляет 88,3 миллиона рублей. В то же время, общую кредиторскую задолженность перевозчика перед шестью банками Росавиация оценила в семь миллионов рублей. Самолеты компании уже арестованы в аэропортах Даламана, Антальи и Льежа.

При этом ранее в Росавиации сообщали, что бухгалтерская отчетность компании не свидетельствовала о наличии серьезных проблем. Но что насчет других финансовых данных? Одна только закредитованность должна была вызвать вопросы у проверяющих. С одной стороны, власти говорят о том, чтобы как можно меньше «кошмарить» бизнес аудитами и проверками и дать рынку делать свою работу. На деле же получается, что малому и среднему бизнесу все равно нужно сталкиваться с постоянными проверками, разрешениями и бумажной волокитой. Зато крупное, более того, стратегически важное для страны предприятие может вести свою финансовую деятельность, как угодно, и контролирующие органы боятся лишний раз его потревожить.

Не случайно 27 сентября президент РФ Владимир Путин показательно, на всю страну, раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича и министра транспорта Максима Соколова за то, что они допустили эту ситуацию.

«Обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера: вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Недостаточно. Может быть, вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом», — сказал президент. Министру же Владимир Путин объявил о неполном служебном соответствии.

«Мы вчера с министром [транспорта] на этот счет разговаривали. Максим Юрьевич [Соколов] мне сказал о том, что эта компания полностью соответствовала всем критериям [предъявляемым к перевозчикам]», — сообщил Путин на совещании с членами правительства. «Он мою реакцию знает, не буду [ее] повторять, но в одной части повторюсь: если вы выработали такие критерии, то чего они стоят?» — поставил вопрос президент, и с ним трудно не согласиться.

Возможно, теперь требования к авиакомпаниям будут ужесточены. Что касается «ВИМ-Авиа», власти решили не спасать авикомпанию и не предоставлять ей кредитных гарантий. Как заявил министр транспорта РФ Максим Соколов, господдержка «ВИМ-Авиа» «уже бессмысленна, потому что компания практически прекратила работу». Самолеты компании будут совершать рейсы до 15 октября. Пассажирам, которые приобрели билеты на более поздние даты, в министерстве советуют их сдавать.

Логика понятна — лучше избавиться от такого проблемного актива, чем тратить огромные средства на его спасение. Но внезапная потеря компании, которая замыкала топ-10 российских перевозчиков, станет ощутимым ударом по авиарынку. Особенно это касается такого непростого региона, как Дальний Восток, куда и раньше было сложно добраться. В такие города, как Анадырь, летали только две компании — «ВИМ-Авиа» и «ЮТэйр». С исчезновением одной из них, транспортная ситуация в регионе станет еще более тяжелой. Кто и как заменит потерянные рейсы, пока неизвестно. В Минтрансе обещают, что переговоры с другими перевозчиками ведутся.

«Нам понятно, что перспективы у компании не очень хороши, можно сказать, совсем плохи, поэтому предварительные переговоры с другими компаниями на перевозку оставшейся части пассажиров, я надеюсь, завершатся благополучно. Надеюсь, как и в ситуации с „Трансаэро“, мы благополучно заменим перевозчика», — сообщил губернатор Магаданской области Владимир Печеный.

Губернатор добавил, что рассчитывает на договоренности с другими перевозчиками, в частности, «Аэрофлотом» и компанией «Россия». Как рассказал ранее «СП» Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, риски из-за неблагоприятных погодных условий при полетах на Дальний Восток высоки, а пассажиропоток сравнительно невелик, поэтому авиакомпании не слишком заинтересованы в этом направлении и ставят высокие цены на билеты. Тем не менее, с учетом государственной стратегии на развитие региона, вопрос транспортного сообщения с ним должен стать первоочередным.

Пока же властям предстоит разобраться, что делать с «ВИМ-Авиа» и кем ее заменить. Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев убежден, что для того, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, нужно изменить модель, при которой крупные частные компании получают всю прибыль от своей деятельности, но в случае любых проблем надеются на то, что государство их вытащит из кризиса.

— Проблемы у «ВИМ-Авиа» начались давно, и не видеть этого Росавиация не могла. Надзорные органы откровенно не доработали. Даже я, когда несколько раз пытался летать этой авиакомпанией, постоянно сталкивался с опозданиями и срывами. Можно не следить за каждым самолетом, но если ухудшение ситуации видно простому пассажиру, то им это тем более должно быть видно.

В Росавиации должны были ставить вопрос о том, что делать, не сейчас, когда вмешался президент, а гораздо раньше. Пока проблема была в начальной стадии, решить ее было проще. Теперь же сделать это почти невозможно.

И если надзорные органы не дорабатывают, то сама компания перерабатывает.

«СП»: — В каком смысле?

— К сожалению, крупные компании живут в России по тому же принципу, что и банки: если что случится, нас все равно спасут. Доходы наши, а риски — ваши. При такой системе, вопрос сбоя — это вопрос статистики. Государство спасает частные банки, теперь должно спасать частную авиакомпанию.

Такая разделенная ответственность вредна даже не потому, что кто-то что-то украдет, а потому что она заведомо провоцирует компании на рискованную стратегию ведения бизнеса.

«СП»: — Но, судя по всему, «ВИМ-Авиа» власти спасать не собираются…

— Напомню, что вчера министр транспорта Максим Соколов получил неполное служебное соответствие, после чего понял, что никого спасать не собирается. Я не уверен, что если бы президент не вмешался, «ВИМ-Авиа» не стали бы вытягивать, давать кредиты и гарантии.

Вот в чем корень проблемы. Авиакомпании и банки очень значимы на государственном уровне, это чистая правда. Но и в спасении должен быть предел. По «ВИМ-Авиа» такой предел возник, но только потому, что его поставил президент.

Владельцы перевозчика ведь не знали, что придет Путин и лично скажет, что они заигрались, а господин Соколов не выполнял свои обязанности. Еще три дня назад это в голову никому не могло прийти. Да, проблема большая, но ведь это не «Аэрофлот». И что это кончится вмешательством президента, да еще и в жесткой форме, никто представить не мог. Наш президент не любит публично раздавать тумаки, он очень бережен к сотрудникам. Раз он начал выдавать неполное служебное соответствие, значит, ситуация действительно тяжелая.

Главная проблема в размашистости экономических стратегий наших предпринимателей. Чего бояться, если все равно вытянут? Теперь понятно, что бояться есть чего, но совсем недавно об этом никто не знал.

Существующую модель нужно менять. Она очень опасна чисто экономически. Если бы компания изначально исходила из того, что сколько потопаешь, столько и полопаешь, она бы вела себя совершенно иначе.

«СП»: — А какой выход из этой ситуации? Национализация компании?

— Предприятие можно забрать государству, вопрос в том, на каких условиях. Все равно на место ушедшей «ВИМ-Авиа» придет другая компания. Самолеты ведь будут летать, в том числе и на Дальний Восток. Решение нужно принимать в зависимости от того, какое реальное финансовое состояние компании. Если пациент скорее мертв, чем жив, лучше забыть о компании и начинать с нуля. Другие перевозчики с радостью займут ее место. Это и есть конкуренция.

Если же все не так плохо, национализация возможна, но нужно понимать, как и для кого мы ее проводим. Если для хозяев компании, которые загнали ее в такое положение, это неприемлемо. А если для того, чтобы она продолжала работать, это возможно. Но все проблемы должны быть оплачены из тех сумм, которые владельцы должны были получить за свою собственность.

А не так, что мы выкупим у них за деньги компанию с долгами, потом сами эти долги погасим, а потом продадим перевозчика через год другому частнику, так как он якобы более эффективен. Если в результате выкупа эти ребята-бизнесмены окажутся с огромными деньгами, а Россия — с огромными долгами, лучше так не делать. Если же это будет сделано с выгодой для страны, то почему бы и нет.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня