Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Туризм
1 декабря 2017 11:45

Нищая российская экономика угробит туризм и авиацию

К чему реально приведет рост транспортных тарифов в 2018 году

11631

Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил накануне, что бедность является кричащей проблемой российской экономики, и призвал принять конкретные меры для борьбы с ней. Между тем, реальная картина такова, что бедность продолжает больно бить почти по всем отраслям экономики. И она не становится меньше, она растет, как раковая опухоль, потому как реальные доходы падают, а цены растут. В будущем году, например, Россию ждет резкий рост цен на авиабилеты. Причин у этого много, и самая важная — неуклонное удорожание топлива, которое только за полгода стало дороже на четверть. И первыми пострадают туристы, которым придется проститься с «горящими» турами, а возможно, и со многими популярными чартерными направлениями.

Сделайте туристам «ручкой»

Ассоциация туроператоров России (АТОР) прогнозирует, что уже будущим летом — в разгар курортного сезона — с отечественного рынка могут полностью исчезнуть «горящие», то есть дешевые, туры.

Такие туры продают за несколько дней до начала поездки, когда в самолетах и отелях еще остаются пустующие места. Естественно, чтобы окончательно не уйти «в минус», туристические компании продают такие путевки с большим дисконтом. Бывает и так, что «горящие» туры продаются, когда предложение заметно превышает спрос.

Исчезновение «горящих» туров, по мнению АТОР, связано с резким подорожанием чартерных авиаперевозок. В свою очередь, на них влияет подорожание авиационного топлива: только с июня по ноябрь оно выросло в цене почти на четверть. Соответственно, как считает АТОР, из-за дороговизны авиабилетов на 5−10% могут подорожать также и обычные туры.

Читайте по теме

В целом это скажется и на всем туристическом рынке: если в нынешнем году число организованных выездных туров увеличилось на 57%, то в будущем, по прогнозам АТОР, эта цифра не превысит 8−10%.

Еще один из факторов, влияющий на удорожание авиабилетов, — это ужесточение позиции Росавиации относительно пунктуальности перевозчиков и ограничений за задержки рейсов.

Третий фактор, повлиявший на стоимость перевозок, — это нехватка самолетов на рынке, который сейчас испытывает быстрый рост. По официальным данным Росавиации, с начала года число перевезенных пассажиров выросло на 19% (в том числе по четырем аэропортам Московского авиаузла — на 17%).

Некоторые направления продемонстрировали и вовсе феноменальный рост: скажем, в Ульяновск прилетело в 2,5 раза больше пассажиров, чем в прошлом году. Вероятнее всего, это связано с резким наплывом иностранных туристов (и в первую очередь китайских), которые перед столетием октябрьского переворота решили посетить родной город Владимира Ленина.

Отчасти дефицит самолетов связан и с банкротством авиакомпании «ВИМ-авиа» в октябре: ей принадлежали два десятка бортов, которые обслуживали в основном именно чартерные рейсы.

«Свободная пресса» уже писала, что на фоне экономического кризиса перевозчики закладывали на перелеты внутри страны низкие цены. Естественно, люди стали летать еще чаще. А в будущем году с началом Мундиаля-2018 поток пассажиров вырастет еще больше.

И в преддверии этого, как считают в ФАС, авиаперевозчики и начнут повышать цены: это связано с быстрым восстановлением спроса на фоне того, что внутренние рейсы являются для авиакомпаний убыточными.

По этому поводу ФАС даже выпустило официальное разъяснение, в котором, в частности, говорится: «С учетом сопоставимых по длине маршрутов, а также зарубежных курортов можно отметить, что большинство российских направлений убыточно и покрывается прибылью от международных линий и сетевого эффекта».

Экономический рост: скорее мертв, чем жив

Помимо резкого подорожания авиаперевозок в 2018 году россиян ждут и повышение цен на железнодорожные билеты: РЖД намерено поднять тарифы на 8%. «Свободная пресса» попросила прокомментировать эти убийственные планы наших экспертов-экономистов.

Старший научный сотрудник Института экономической политики Сергей Жаворонков:

— Панические интенции я просто не понимаю. Несмотря на то, что доля «Аэрофлота» на рынке выросла за пять лет с 40 до 60%, конкуренция тем не менее есть. Могу высказать мнение как квалифицированный потребитель. Стоимость авиаперевозок растет не только из-за топлива (которое мы импортируем, а доллар только падал за год), но и из-за больших аппетитов авиакомпаний.

Вот, например, понятный рейс «Москва — Минеральные Воды». Сейчас он стоит 4 тысячи рублей в один конец, я как раз сейчас прилетел сюда на реабилитацию, в Пятигорск. В августе, заранее, рейс стоил 10 и выше в один конец. Перебронировка (с одной даты на другую) — еще 8 тысяч. Плюс постоянно повышает тарифы РЖД — основной конкурент авиации. В итоге уже много лет купе дороже самолета, а плацкарта почти нет.

Управляющий партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг» Моисей Фурщик:

— Во время острой стадии нынешнего кризиса авиакомпании, озабоченные падением доходов населения, резко ограничили стоимость билетов. Вплоть до демпинга, приведшего к банкротству ряда из них. Но теперь возник риск обратного «перегиба». То есть чрезмерного роста цен в результате увеличившейся монополизации рынка авиаперевозок и ощущения улучшений по спросу.

Но это рискованная позиция, так как реальные доходы населения не восстановились. Не слишком хорошо и финансовое положение большинства российских компаний. Поэтому рост цен на авиационные и железнодорожные билеты может привести к уменьшению объемов перевозок. А это скажется не только за чартерах и выездном туризме, что не очень критично. Это станет негативным фактором и для внутреннего туризма, и для общей деловой активности в России.

Поэтому представляется разумным увеличить конкуренцию на рынке внутренних авиаперевозок, в том числе за счет снятия избыточных ограничений на деятельность зарубежных авиакомпаний. Кроме того, имеет смысл ужесточить подходы к тарифообразованию в регулируемых сферах, то есть в отношении аэропортовых сборов и стоимости железнодорожных билетов. Есть ощущение, что там часто возникают завышенные тарифы.

Читайте также

Управляющий партнер консалтинговой компании Kirikov group Даниил Кириков:

— Действительно, есть риски повышения цен на транспортные услуги в России в следующем году. Это неизбежно отразится и на туристической отрасли: пострадают в первую очередь чартерные рейсы, из-за чего операторам придется компенсировать расходы и брать с клиентов практически полные суммы путевок. Это в конечном итоге может привести к резкому падению интереса граждан к туристическим поездкам.

Ожидается, что и РЖД в начале 2018 года поднимет тарифы на поезда. Однако такое повышение цен не станет последним — если стоимость авиабилетов увеличится, то РЖД, как обычно это происходит, равнозначно поднимет цены и на проезд в поездах.

Все это очень негативно скажется на инвестиционном климате в России. В нашей стране и так завышенные цены на эти виды транспорта, поэтому увеличение стоимости билетов только усугубит ситуацию.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня