Экс-командующий силами США в Европе озвучил цель миротворческой миссии на востоке Украины
В то время, как с Украины приходят сообщения о падении ВВП, промышленного производства и уровня жизни граждан, тамошние чиновники не оставляют попыток реализации самых неожиданных проектов под щедрое зарубежное финансирование. Одним из них станет строительство скоростной транспортной системы Hyperloop («Гиперпетля»), ранее предложенной миру Илоном Маском.
Создателем физической инфраструктуры для транспортной системы станет днепропетровский завод «Южмаш», некогда входивший в созвездие предприятий советской космической отрасли. Меморандум о запуске проекта транспортных инноваций HypeUA на днях был подписан в Министерстве инфраструктуры Украины.
Ожидаются три этапа реализации проекта. На первом предполагается получить научную оценку необходимых технологий, рисков и потенциала. В ходе второго этапа совместно с партнерами, которые строят Hyperloop в Мексике, будет создана тестовая площадка в городе Днепропетровск (Днепр). На третьем начнется промышленное производство.
Деньги в проект пойдут не сразу, а лишь со второго этапа. Ожидается широкое привлечение частного капитала в виде венчурных инвестиций. При этом украинское государство не планирует быть ни разработчиком, ни строителем, ни собственником нового транспорта. Его доля в проекте будет постепенно сокращаться.
Пока среди партнеров «Южмаша», помимо Министерства инфраструктуры, числятся и другие государственные структуры. Среди них ГК «Укроборонпром», Национальная академия наук Украины, коммунальное предприятие «Агентство развития Днепра» Днепровского городского совета, а также несколько частных предприятий.
Экс-командующий силами США в Европе озвучил цель миротворческой миссии на востоке Украины
«Потенциальными станциями Hyperloop в Украине могли бы стать Киев, Харьков, Донецк, Одесса, Кривой Рог и Днепропетровск», — мечтает издание Вести.ua, очевидно, забыв, что Донецк давно покинул Украину, а другие города Новороссии, такие как Харьков и Одесса, вероятно, сделают это при первой же возможности.
Возможно, здравый смысл при оценке перспектив проекта затмевает обещанные финансовые вливания. Так, стоимость системы Hyperloop от Киева до Одессы, по оценке Украинского института будущего, составит 3,6 млрд. долларов. По словам советника министра инфраструктуры Владимира Омеляна, на реализацию проекта может уйти 3−5 лет.
Правда, самому Омеляну припомнили другие его громкие анонсы, которые закончились ничем. В частности, провальный контейнерный поезд из порта Ильичевска в Китай, который оказался невостребованным. А также строительство дороги на родину Степана Бандеры, после того, как министр был «поражен безумной энергетикой этого места».
«Черти, вы уже Шелковый путь запустили, инвестиционную Мекку, стартап-нацию, электронное правительство и пятое поколение связи 5-G. Не надо капсулу в вакуумной трубе, отремонтированные туалеты в плацкартных вагонах запустите», — возмутился в сети юрист Андрей Портнов.
Публика подхватила тему. «Мне кажется, Украине нужно сначала научиться работать с трубами горячего водоснабжения, а уже потом браться за Гиперлуп», — пишет один. «У атамана Козолупа была идея гиперлупа», — иронизирует другой. В целом же комментаторы уверены, что сейчас на Украине есть гораздо более важные задачи, чем реализация идей Илона Маска.
О том, в каком положении находится сейчас «Южмаш» «СП» рассказал руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
— Украинский «Южмаш» и сейчас находится примерно в том же состоянии, в каком находились большинство наших оборонных предприятий во времена «конверсий» и «перестроек». Если сравнить наш «ГКНПЦ им. Хруничева» и «Южмаш», то это по сути одно и то же. Единственное различие — «Хруничев» имеет государственный оборонный заказ, а «Южмаш» уже нет.
Поэтому это предприятие сейчас пытается найти деньги, выполнять какие-то народохозяйственные заказы. Нельзя сказать, что там глубокий кризис, но что все хорошо и стабильно тоже нельзя сказать.
«СП»: — Но многие российские предприятия были в таком положении и в конце концов справились…
— Да, и поэтому руководство «Южмаша» активно отзывается и будет отзываться на все предложения сделать что-то такое, что можно продать. Квалифицированные кадры у них пока сохранились.
«СП»: — А что, от кооперации с Россией уже совсем ничего не осталось? На «Южмаше» ведь собирались ракеты «Зенит»…
— Эта очень больной вопрос. Эта проблема решается только совместными усилиями России и Украины. Чтобы обойти политические препятствия, компания S7, владеющая «Морским стартом», для которого собираются ракеты «Зенит», заявила, что будет делать это в Штатах. Это юридическая уловка и она может помочь. Но проблема в том, что у S7 заказов практически нет, а значит, и ракета «Зенит» не нужна. Это уже про «Южмаш».
Заведующий кафедрой венчурного менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Эдуард Фияксель сомневается в том, что Украина сможет привлечь инвестиции в этот проект.
— Илону Маску верю, а «Южмашу» не верю. Потому что одни берут деньги, чтобы сделать, а другие, чтобы заработать. Это касается в первую очередь страны, в которой находится «Южмаш».
В Киеве признали, наконец, несостоятельность государства
В свою очередь политолог Александр Асафов напоминает о свойственной Киеву коррупции.
— Я думаю, что это все медийная активность в надежде замаскировать развал «Южмаша», оставшегося без заказов и попытка его как-то спасти, демпингуя на рынке такого рода продукции.
Конечно, такой заказ очень бы помог предприятию. Но, учитывая специфику распределения любых инвестиций, заходящих на Украину, все деньги будут разворованы, планы останутся на бумаге, и по факту сделано ничего не будет. Поскольку точка, в которой находится украинская промышленность, ее ключевые предприятия, — это уже отрицательная величина. Невозможно восстановить то, что разрушено.
По мнению бывшего бойца ополчения Донбасса Александра Аверина, строительство трассы скоростного поезда в бывшем Днепропетровске — в непосредственной близости к территориям народных республик Донбасса несет для Киева дополнительные политические риски.
— Любой проект, заявленный современный украинской промышленностью, вызывает понятный скепсис. Тем более в столь инновационной области, как до сих пор находящаяся в стадии разработки транспортная система Hyperloop. Тем не менее, «Южмаш» сохранил некоторую часть еще советского промышленного потенциала, какая-то жизнь теплится и в аффилированных КБ. Что-то у них может получиться.
Будем надеяться, что в России со временем будет принято уже давно назревшее политическое решение, и мощности «Южмаша» будут служить интересам РФ, а не нашим геополитическим противникам.