Украина проложит свой Шелковый путь на зависть Китаю

В Киеве задумали соединить Балтийское и Черное моря транспортным коридором за $ 140 миллионов

  
10869
Украина проложит свой Шелковый путь на зависть Китаю
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Украина построит скоростной транспортный коридор между Черным и Балтийским морями. Об этом на своей странице в Facebook сообщил премьер-министр Украины Владимир Гройсман.

Главы украинского кабмина рассказал, что на строительство скоростного транспортного коридора Go Highway между Балтикой и Черным морем в 2019 году предусмотрено 4 миллиарда гривен (около 141,5 миллиона долларов). Коридор этот, по задумке, украинского правительства, должен соединить украинские черноморские порты Одессы и Николаева с польскими портами на Балтийском море в Гданьске и Гдыне.

По словам Гройсмана, этот транспортный коридор очень важен с точки зрения логистики, ибо он упростит и удешевит перевозки грузов с севера на юг. Сообщается, что по территории Украины пройдет около тысячи километров дороги.

Коридор между Черным и Балтийским морями — проект, безусловно, интересный, и может заинтересовать не только Польшу, но и других потенциальных инвесторов, однако смущает то, как обычно делаются такие дела на Украине, когда выделенные бюджеты осваиваются, а результат получается — примерно, как с пресловутой стеной Яценюка.

Читайте также
 «Американский корабль под Керчью русские таранить побоятся» «Американский корабль под Керчью русские таранить побоятся» США, подключив третьи страны, готовы проверить Россию на «слабо» в Черном море

Или все же заявление Гройсмана — не более, чем предвыборный пиар-ход?

— Сама по себе новость позитивная, — считает политолог Александр Дудчак. — И, конечно, почему бы не использовать любой позитив в целях предвыборной кампании?

«СП»: — А насколько строительство такого коридора на Украине возможно сегодня? 4 миллиарда гривен хватит, кстати, и где их взять?

— Как показывает практика, в строительстве можно утопить любые суммы. Но если строители оценивают проект в 4 млрд., то почему бы им не поверить. В ходе строительства, скорее всего, окажется, что нужно выделить еще дополнительные суммы, но это будет потом. На такие проекты возможна и дополнительная денежная эмиссия, которая не должна приводить к инфляции. Это, как раз тот случай, когда проект полезен и для государства, и для народа, даже если какая-то часть финансирования традиционно осядет в «откатах» и прочих «нецелевых расходах» — будут созданы новые рабочие места, загружены многие предприятия в разных отраслях.

Украина, кстати, принимала участие в создании транспортного коридора Лиссабон-Киев, с перспективами создания евразийского транспортного коридора — Лиссабон-Владивосток. Такие проекты обсуждались еще в октябре 2013 года — до самого Майдана. Но Майдан похоронил многие важные и перспективные проекты, превратил Украину из транзитной державы в Большой восточноевропейский тупик. Но соединение Балтийского и Черного морей, конечно же, идея хорошая, хоть и не новая.

«СП»: — А нужно ли это Польше? Станет ли она как-то участвовать в проекте?

— Польше это тоже нужно, исходя из тех же соображений, к тому же Польша сможет «потянуть на себя одеяло» в этом проекте, как «старший евробрат», или точнее «евросестра».

«СП»: — У многих, кто бывает на Украине, складывается впечатление, что многие дороги не ремонтировали с советских времен, и дорожную сеть необходимо строить с нуля. Насколько эта ситуация влияет на экономику?

— Много было инвестировано в строительство дорог до Майдана, были заметный улучшения на трассах Киев-Днепропетровск, Киев-Чернигов, Киев-Одесса и пр. Но потом началась разруха, те, кто пришел к власти путем переворота пока что ничего не создали, они только разрушают. И в качестве дорог это проявляется более наглядно.

—Украинские власти, как, впрочем, и наши, часто грешат преувеличениями, — уверен главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов.

— Например, называют открытие маршрута по уже действующим путям «транспортным коридором». Можно подумать, что через Украину и Польшу пройдет новый хайвэй или высокоскоростная железнодорожная магистраль. Но судя по сметной стоимости, речь идет о транспортном маршруте, и не более. На выделенные деньги можно только подлатать дорогу в некоторых местах, где она уже совсем непроезжая. Плюс к тому, самое главное — ускорение прохождения границы, что, возможно, потребует усовершенствования одного-двух пограничных переходов, на которых в основном и тормозится транспортный поток. Вот и весь «мега-проект», существовавший еще при государе императоре, когда Царство Польское входило в состав империи.

«СП»: —  Почему заявление Гройсмана прозвучало именно сейчас? Почему раньше до такого не додумались?

— Отчего ж не додумались раньше? Еще из варяг в греки ходили, только тогда основным портом был Новгород… Собственно, пассажирский поезд по данному маршруту давно ходит, грузовые поезда тоже. Что до автомобильных дорог, то на Украине с ними беда, и если кое-где подлатают асфальт, то уже хорошо.

Для новой магистрали озвученная сумма в 4 млрд. гривен, конечно, комическая. Только подлатать и улучшить. Скорее всего, это вообще польская инициатива, которой надо думать о загрузке собственных портов, оказавшихся на отшибе по отношению к основным грузопотокам.

В принципе, воспользовавшись политической ситуацией, переключить на себя турецкий и вообще средиземноморский трафик из Ильичевска — задумка неплохая. Тем более что существует проект «TRACEKA», идущий в обход России аж из Китая, и новый «коридор» в него вполне вписывается. Но там путь получается долгий, неудобный и очень дорогой, так что Китаю, судя по его проектам, он не слишком интересен. Но какая-то продукция из бывшей советской Средней Азии и, может быть, Ирана по нему может поступать в Европу. Вот часть этих потоков может переключить на себя Польша. Но все это долго, длинно и вряд ли очень рентабельно.

«СП»: — Реально такой коридор мог бы как-то повлиять на состояние портов юга Украины, их прибыль и загруженность?

— Какой-то смысл гнать грузы из Ильичевска в польские порты, наверно, есть. Иначе Одесский порт вообще придется закрывать — он становится не нужен, такой огромный. Однако большого экономического смысла, скажем, для Турции в двойной перевалке грузов в Европу я не вижу — там полно транспортных коридоров и через Болгарию, и через Румынию, а сухогрузам вообще незачем заходить в Черное море по пути в Европу. Еще есть Дунай как основная транспортная артерия Восточной Европы. Весь смысл Ильичевска был в перевалке грузов в Россию и дальше на восток. Ну, разве что если рассматривать Польшу как конечного потребителя каких-то грузов. Но тогда непонятно, причем тут польские порты?

«СП»: Как бы вы в целом оценили состояние дорожной сети Украины?

— Не думаю, что ужасное состояние украинских дорог является секретом для кого-либо. А без транспортных артерий говорить о современной экономике как-то глупо. Но дороги ведут откуда-то и куда-то. А современная Украина сам закрыла для себя все, что находится восточнее от ее границы. То есть, как транзитная территория Украина закончилась. Сама она сейчас производит чего-либо очень мало, разве что продукцию сельского хозяйства. Это единственное, что можно масштабно вывозить с Украины вовне. Как потребитель Украина из-за нищеты малоинтересна. Вот и судите…

Читайте также
От того, что Порошенко поставят к стенке, как Чаушеску, ничего не изменится От того, что Порошенко поставят к стенке, как Чаушеску, ничего не изменится В Израиле рассказали правду о госперевороте на Украине, сравнив с кровавым бунтом в Румынии

— Этому проекту уже два года, — напоминает обозреватель МИА «Россия сегодня» Владимир Корнилов.

— Уже второй год выделяются деньги в бюджете Украины, обещали, что строительство начнется ещё в 2018 г. Но воз и ныне там. У Гройсмана все так. Он постоянно отчитывается о строительстве якобы новых дорог, а в итоге в прошлом году Украина опустилась на 7-е с конца место в рейтинге качества дорог. Хуже только в полуразрушенных Гаити, Йемене да в нескольких африканских странах вроде Мадагаскара.

«СП»: Четыре миллиарда гривен вообще хватит?

— Смотря на что. На строительство дороги, конечно, не хватит. Так, а кто ее собирается строить?

«СП»: А Польша не готова участвовать? Может, она денег подкинет?

— Поляки и свои дороги строили за деньги Евросоюза. С чего бы они тратились на украинский проект? Киев в прошлом году клянчил на этот проект денег от ЕС. Но кроме заявлений киевских чиновников, никто не подтвердил наличие таких планов. Во всяком случае, в бюджете ЕС на это затраты не предусмотрены.

«СП»: Реально ли этот коридор может помочь экономике?

— Наличие хороших дорог всегда помогает экономике. Но чиновникам куда важнее возможность распила, а не сама дорога. Иначе Украина не опускалась бы в мировых рейтингах.


Новости Украины: Депутат Рады назвал «черметом» военные корабли Украины

Кризис на Украине: От того, что Порошенко поставят к стенке, как Чаушеску, ничего не изменится

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Алексей Коренев

Аналитик ГК ФИНАМ

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Юрий Юденков

Профессор кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня