На прошедшей Мюнхенской конференции по безопасности вице-президент США и канцлер Германии поспорили о судьбе «Северного потока-2». Второй политик в табели об американских рангах Майкл Пенс повторил жесткую критику в адрес строителей русской трубы, которая якобы несет Западу серьезную и не до конца осознаваемую немцами опасность. В свою очередь, Ангела Меркель назвала проект сугубо экономическим и чрезвычайно выгодным Берлину.
Слова канцлера «делайте дешевле, и мы купим у вас», похоже, услышали в Белом доме в надежде выбить у «упертой немки» последний железобетонный аргумент. В то самое время, когда Пенс говорил о вреде «СП-2», Мэтью Пакстон, президент Совета судостроителей Америки и по совместительству глава национальной торговой ассоциации судостроительной промышленности США, лил горькие слезы в связи с высокой вероятностью отмены закона Джонса, более известного, как «Сначала Америка, а потом — все остальные».
На первый взгляд, вроде бы нет очевидной взаимосвязи между трубопроводом «СП-2» и страхами корабелов из США. Между тем, отмена закона Джонса, по сути, приравнивает иностранных судовладельцев, в том числе собственников газовых танкеров, к американским налоговым резидентам.
С одной стороны, это рушит надежды заокеанских верфей на новые контракты по строительству газовозов, с другой — либерализует поставки сжиженного газа из США в ЕС.
Идея Белого дома состоит в том, чтобы снизить цену поставляемого в Старый Свет техасского, пенсильванского (и из других штатов) СПГ до уровня, при котором политические риски, связанные с покупкой русского газа, превысят экономическую выгоду от сотрудничества с Газпромом. Также Вашингтон ставит целью привлечь на свою сторону правительства многочисленных государств-бенефициаров, чьи суда будут курсировать между Америкой и Европой. То есть в Вашингтоне планируют создать новую экономическую реальность.
Все началось с того, что в Пуэрто-Рико* не поступает штатовский СПГ. Между тем, согласно закону «О торговом море» от 1920 года, любые поставки между двумя пунктами Соединенных Штатов должны осуществляется на кораблях, которые зарегистрированы и построены в США, а также принадлежат гражданам Америки и даже укомплектованы сугубо местными экипажами. Эти транспорты еще называют четырежды американскими «правомочными судами Джонса», в честь инициатора законодательной нормы.
Однако из имеющихся сегодня в мире 478 газовозах нет ни одного, который бы отвечал этим требованиям. Казалось чего проще: достаточно вывести Пуэрто-Рико, как территорию США, из действия закона Джонса специальной поправкой, чтобы решить эту проблему.
Вместо этого нынешняя администрация Трампа в корне меняет сложившуюся систему морской торговли, в том числе международной, затрагивающей поставки СПГ в Европу. Появилась информация, что даже в экспортных сделках изменится формула цены, согласно которой сегодня импортер берет на себя затраты на транспортировку. А завтра же (если реформа состоится — авт.) уже экспортер, руководствуясь своими интересами, сможет учитывать в себестоимости траты на транспортировку американского газа — при условии владения газовозом. Например, зимой, когда приходится работать в убыток, чтобы отбить потери летом.
Известно, что ценообразование заокеанского СПГ осуществляется в хабе Henry, расположенном в штате Луизиана. Он принадлежит компании Sabine Pipe Line LLC, которая имеет доступ к большинству газодобывающих компаний по всей территории США.
Согласно информации из Henry Hub, на фоне аномально холодной зимы 2018/2019, а также из-за аварии на газопроводе NGL в США были зафиксированы самые низкие запасы сжиженного газа в декабре и январе. Это привело к подорожанию фьючерсов до $4,8 за 1 млн. тепловых единиц BTU (эквивалент 27,096 м³ природного газа.). Или примерно — до $177 за 1000 куб. газа. Сюда надо прибавить биржевую комиссию, а также стоимость транспортировки на газовозе и регазификацию уже в самой Европе.
В итоге газ из-за океана обходился в январе Европе в $296 за 1000 куб. газа. Или примерно $8 за 1 млн. тепловых единиц BTU. А Газпром поставлял в среднем по $248 за 1000 куб или чуть дешевле $7 за 1 МБТЕ.
В целом на площадке Henry Hub в теплое время года газ имеет стоимость на уровне $2.657/MMBtu, тогда как российский конкурент на европейских рынках продается по $5/MMBtu, хотя может отпускаться и по более низким ценам, причем не в убыток Газпрому. Кстати, на 19 февраля 2019 года фьючерс 1 МБТЕ в США рухнул до $2,61, или $96 за 1000 куб. газа.
Учитывая, что сегодня газовозы берут в среднем один доллар за доставку из США в ЕС сжиженного газа, эквивалентного 1 МБТЕ, удешевление транспортировки в принципе может повысить СПГ Henry Hub перед Газпромом. Во всяком случае, так утверждает команда Трампа. При этом единственным сдерживающим фактором были и остаются газовозы, точнее их отсутствие в Америке.
С другой стороны, отмена закона Джонса, по мнению Мэтью Пакстона, главного корабела Америки, приведет к тому, что бизнес США передаст все гражданское судостроение в аутсорсинг Китаю и Корее, в которых газовозы строятся в 2 раза дешевле и быстрее, чем в Соединенных Штатах. Однако в реальности доставка СПГ через Атлантический океан подешевеет ненамного — примерно на $15−20 за 1000 куб. газа.
Как бы там ни было, но если вопрос с необходимыми объемами газовозов будет закрыт за счет китайских и южнокорейских судовых компаний, то в Старом Свете цены на углеводороды рухнут. Поэтому, отстаивая «СП-2», канцлер ФРГ Меркель, прежде всего, озадачена вопросом создания ожесточенной конкуренции между российским и американским газом в Европе.
США, однако, мечтают исключительно о монополии, надеясь выдавить Газпром в результате санкционной политики. По-другому не отобьют потери от «сланцевой катастрофы» 2015−2016 годов, в результате которой инвесторы потеряли, по разным оценкам, от $1,5 до $3 трлн.
Впрочем, Трампу пока не удается пробить даже строительство «мексиканской стены». А демократы заявили, что за «закон Джонса» будут биться с десятикратными усилиями. Дескать, черт с ним, с Газпромом, когда США могут потерять сразу 650 тысяч рабочих мест в национальном судостроении. При этом от схватки с Россией огромные барыши получат Германия, Китай и Южная Корея, что тоже «не есть хорошо» для Америки.
Правда, те, кто знают главу Белого дома, утверждают, что нынешний президент способен на любой грязный план, чтобы добиться своей цели. В частности, журналисты из Univision и Columbia Journalism, расследующие карьеру Трампа-бизнесмена, предупреждают, что тот склонен наносить «смертельные удары» по конкурентам, когда те уже празднуют победу. Его несколько раз подозревали в чудовищных провокациях, перечеркивающих многолетний труд соперников.
Именно поэтому, перед вводом «СП-2» в эксплуатацию логично ждать что-то вроде истории с «Боингом МН-17», сбитым над Донбассом. Тогда даже демократы не смогут сказать Трампу «нет».
Новости экономики: В Австрии назвали плюсы от падения транзитной газовой монополии Киева
Нефть и газ: Европа спасла Украину, загнав «Северный поток-2» в угол
* Пуэрто-Рико — зависимая от Вашингтона страна Карибского бассейна, которую США считают своей территорией.