Российские чиновники, похоже, живут под девизом: «Ни дня без скандала». Те самые чиновники, за которых так радеют народные избранники из Госдумы, принимая законы, не позволяющие критиковать и ругать мощную армию бюрократов. Сами чиновники при этом выдают такие перлы, что впору хвататься за сердце. Вот последний пример. На прошедшей 7 марта 29-й сессии Госсовета республики Чувашия депутат от КПРФ Григорий Данилов отметил, что для врачей «потолок» заработных плат в местном центре занятости населения составляет 25−30 тысяч рублей, а учителя получают на самом деле еще меньше — в среднем не более 18 тысяч рублей. Однако согласно небезызвестным «майским указам» Владимира Путина, напомнил он, зарплата медиков и педагогов не может быть ниже 200% от средней зарплаты по региону, а конкретно в Чувашии этот показатель должен равняться 52 тысячам рублей.
Комментируя это выступление, руководитель администрации главы Чувашии Юрий Васильев призвал докладчика не работать на публику, поскольку эта тема очень болезненна. «Если вы хотите по факту разбираться, — обратился он к Данилову, — давайте конкретные фамилии». Смысл в том, продолжил руководитель чувашской администрации, что есть учителя, которые получают 30 тысяч рублей, а есть те, которые получают 10 тысяч рублей.
— Вы задайте-ка вопрос тому преподавателю, который получает 10 тысяч, — предложил чиновник, — почему он 10 тысяч получает? Скорее всего, работает на полставки или там куча вещей. Вот те преподаватели, которые работают на полную нагрузку, они получают ту зарплату, которая в соответствии с действующим законодательством насчитывается. И это точно выше тех индикаторов, которые до нас доводятся согласно этому указу.
При этом Юрий Васильев подчеркнул — учителя, которые мало зарабатывают, есть. Но они работают мало. А порядочные, добросовестные, трудолюбивые и нагруженные учителя и врачи получают достойную зарплату.
То есть фактически чиновник признался — это не зарплаты в России маленькие, это просто люди ленятся работать.
Однако практика показывает, что даже тем, кто, как говорят в народе, наматывает на работе жилы на кулак, до хорошей жизни еще ой как далеко.
— Если с моим высшим образованием и многолетним стажем у меня будет «голая» ставка, — поделилась с корреспондентом «СП» медик одной из Центральных районных больниц самого экономически развитого среди всех регионов страны Подмосковья Раиса Завьялова, — то на руки я буду получать чуть больше 24 тысяч рублей. Из них 7 с половиной тысяч я отдаю за коммунальные услуги, а еще оплачиваю мобильную связь для себя и дочери-школьницы. Если сюда же добавить электроэнергию и проездные на общественный транспорт, платные обеды в школе, на круг получается больше 13 тысяч рублей. На оставшееся одеться-обуться, обновить запасы моющих средств, поесть, сходить с ребенком в парк или в кино не очень-то получается, поэтому я вынуждена брать подработки.
«СП»: — С подработками на все хватает?
— С подработками в месяц набегает где-то порядка 36−38 тысяч. Конечно, не пошикуешь, хорошо, если на хлеб хватает. Особенно если учесть, что более-менее съедобный хлеб в супермаркетах уже стоит в районе 40 рублей за батон, а молоко — под сотню. Яйца — отдельная тема, сейчас они под 70 рублей за десяток, а что будет к Пасхе — даже представить боюсь. Правда, работать становится тяжело. Нередко приходится оставаться на двое суток подряд, иногда даже без выходных, только успеваешь домой съездить, поесть-поспать, и мухой обратно на работу.
«СП»: — А подрабатывать начальство дает без проблем?
— Несколько лет назад было без проблем, но сейчас нам стараются подработок не давать. Конечно, пара свободных ставок в запасе у начальства, думаю, имеется, но теперь предпочитают их не «дербанить», а набирать сотрудников с таким расчетом, чтобы на каждую ставку в штатном расписании был конкретный человек.
«СП»: — То есть за сверхурочные приходится воевать?
— Приходится. Но мы рады тому, что такая возможность еще имеется. Потому что иначе нормально не прожить. Поэтому и текучки особой нет, все за свои места держатся зубами, несмотря на то, что теперь даже за самые ударные подработки прибавки к зарплате становятся все меньше и меньше.
— Так происходит потому, — развивает тему заведующий отделением одного из подмосковных социально-реабилитационных центров Владислав Поляков, — что в последние несколько лет администрация практикует предоставление сотрудникам не совместительство, а совмещение должностей.
«СП»: — Объясните, в чем разница?
— Разница в том, что при совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной занятости время, а при совмещении он выполняет дополнительную работу одновременно с основной, так сказать, в нагрузку.
«СП» — Так это же вроде хорошо, раз подработка занимает меньше времени?
— Ну, тут как посмотреть. Ведь совмещение оплачивается совсем по-другому, гораздо ниже, чем совместительство. Чтобы было понятнее, приведу конкретный пример. Предположим, заболевает у нас одна из пяти медсестер и садится на месяц на больничный. Мне ставят задачу — составить график работы таким образом, чтобы временно освободившиеся 150 ее рабочих часов не отдавать как подработку в чистом виде кому-то другому, а просто распределить работу оставшихся медсестер таким образом, чтобы у них было, предположим, не 7 смен по 24 часа, а уже 10−11 смен, хотя и по 17 часов.
«СП»: — И в чем тут, как говорят в народе, засада?
— В том, что количество выработанных часов остается неизменным, хотя рабочих выходов у сотрудника по факту получается больше, так как им приходится работать и за себя, и за заболевшего, чтобы «заткнуть дырку» в расписании. Это выгодно администрации еще и потому, что совмещение можно компенсировать сотруднику не отдельной заработной платой по отдельному трудовому договору, как пришлось бы делать при совместительстве, а в виде доплаты, скажем, за интенсивность или напряженность. На практике она может оказаться совсем небольшой, хорошо если пара-тройка тысяч рублей. Тем временем ставка заболевшей медсестры в несколько десятков тысяч рублей, которую могли бы отдать кому-то одному, лежит мертвым грузом. И бухгалтера с начальством получают премии за то, что «сэкономили бюджетные деньги» и «оптимизировали рабочий процесс». А люди между тем надрываются «за себя и за того парня».
— Так что чувашский чиновник, — резюмирует руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, — оказался прав лишь отчасти. Действительно, запрлаты всех бюджетников, и в первую очередь — врачей и учителей, которые работают на нескольких ставках, соответствуют тем критериям, которые заложил президент еще в своих «майских указах» в 2012 году. Однако не нужно забывать, что люди не могут и не должны долгое время работать сверхурочно, ведь фактически две ставки — это и есть сверхурочная работа. Не зря же законодательством предусмотрен конкретный объем работ на одну конкретную ставку, не зря там фигурирует сорокачасовая рабочая неделя. Подразумевалось, что при этом человеку хватит времени и на остальные дела, в том числе и на отдых.
А очевидно же, что те же учителя и врачи тратят свое здоровье и силы, не имея возможности нормально отдыхать, работая на нескольких ставках. Они не могут повышать ни свой профессиональный, ни свой культурный уровень. Они не могут посвящать достаточно времени семье. То есть, по сути чувашский чиновник крайне недальновидно проговорился, что выполнить «майские указы» мы можем только лишь в том случае, если заставим наших бюджетников работать на нескольких ставках. А это противоречит, конечно же, тем идеям, которые в «майских указах» заложены.
«СП»: — Получается, речь идет о том, что чиновники на местах, проводя политику всевозможных сокращений, объединений и укрупнений, пытаются выдать желаемое за действительное?
— Совершенно верно. Это повсеместная проблема, когда чиновники экономят бюджетные средства, фактически заставляя людей работать на нескольких ставках, отчитываясь о том, что они выполняют указы президента.
«СП»: — И при этом вводят президента в заблуждение?
— Абсолютно точно. Иногда по своей глупости даже признаваясь в этом публично.
«СП»: — А есть ли какая-то вероятность того, что в какой-то обозримой перспективе россияне действительно станут получать достойную зарплату, не надрывая жилы на сверхурочных?
— Реальные доходы населения несколько лет подряд снижаются. Откровенно говоря, в ближайшей перспективе я не вижу возможностей, чтобы реальные зарплаты, в том числе и бюджетников, существенно росли. Мы можем говорить о росте доходов только если ВВП будет расти темпами выше, чем 1%. Нужно хотя бы 4% роста, но ждать этого пока нельзя.
«СП»: — Может быть, Кремль хоть как-то отреагирует на такую ситуацию с зарплатами бюджетников? Хотя бы химичащих с отчетами чиновников на местах накажет?
— Думаю, постепенно это будет происходить. Мы уже видим некоторые отставки. Мы видим, что кандидаты от Кремля на губернаторские посты не поддерживаются на выборах. Тут и Хабаровский край, и Хакасия, и Приморье, и Владимирская область. Это как раз говорит о том, что все не так, как видится чиновникам. И, полагаю, Кремль будет за ситуацией усиленно следить. Так что будут и отставки, и оргвыводы.
«СП»: -А роста народного возмущения следует ожидать на этом фоне?
— Да достаточно посмотреть на результаты последних социологических исследований ВЦИОМа, ФОМа, Левада-Центра, как становится ясно — неудовлетворенность населения властью растет. Другое дело, что активно отстаивать свои права через какие-то действия готова только небольшая часть. Пока ситуация стабильная, но это недовольство, в том числе и мусорной, а также пенсионной реформой, растет. Пока оно не превысило критическую массу, чтобы говорить о том, что Россию ждут какие-то потрясения. Правда, уровень доверия к президенту упал и не растет, а уровень доверия к правительству продолжает падение.
«СП»: — Так чего же следует ждать в такой ситуации?
— Думаю, что своеобразным «козлом отпущения» сделают правительство и его председателя. Помните, в девяностых у нас был во всем виноват Чубайс. Вот и сейчас, думаю, нам следует ждать отставки правительства. Года примерно через два, поближе к президентским и думским выборам.
Новости экономики: Банк России заявил о росте реального эффективного курса рубля