На зависть Крымскому мосту: Ротенберг построит дорогу за 1,5 триллиона

Бюджетные деньги делят между «кремлевскими олигархами»

  
14867
На зависть Крымскому мосту: Ротенберг построит дорогу за 1,5 триллиона
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Материал комментируют:

На строительство новой автодороги в Краснодарском крае уйдет столько же, как и на подготовку к сочинской Олимпиаде. Похоже, подрядчик уже известен — это компания «Мостострой», которая уже освоила в Кубани почти 100 млрд. рублей именно на олимпийских стройках.

Губернаторы — в очереди за деньгами

Строительство новой автодороги вдоль Черноморского побережья может быть включено в «Комплексный план модернизации развития магистральной инфраструктуры», который разрабатывает Минэкономики России вместе с отраслевыми министерствами. Этот документ, разработанный по поручению президента Владимира Путина, рассчитан до 2024 года (то есть на время действия нацпроектов): в него включены все более-менее значимые объекты.

Сейчас губернаторы насмерть бьются за то, чтобы их мегапроекты попали в «Комплексный план»: ведь это гарантия федерального финансирования. Челябинский и свердловский губернаторы Борис Дубровский и Евгений Куйвашев ратуют за то, чтобы в документ был вписан проект строительства высокоскоростной железной дороги «Челябинск — Екатеринбург», а Андрей Никитин видит в нем проект строительства абсолютно нового аэропорта в Великом Новгороде.

Читайте также
Российская экономика прошла точку невозврата, когда обесценили рубль Российская экономика прошла точку невозврата, когда обесценили рубль Правительство Медведева подвело россиян к преддефолтному состоянию

Драфт «Комплексного плана» был разработан ведомством Максима Орешкина еще летом прошлого года: тогда в нем было более семисот проектов общей стоимостью 6,8 трлн. рублей. Но учитывая амбиции губернаторов, количество проектов наверняка снизится — в пользу более дорогостоящих.

И вряд ли какая-то иная стройка может соперничать по стоимости с автотрассой вдоль Черноморского побережья. Речь идет не о реконструкции существующей автодороги А-147, как поначалу пытался было представить кубанский губернатор Вениамин Кондратьев, а о строительстве совершенно новой магистрали. Она будет проходить в горах, иметь две полосы движения в каждую сторону и скорость движения 120 км/ч.

Как бы то ни было, по словам кубанского губернатора, новая дорога «жизненно необходима» Краснодарскому краю, поскольку серпантин работает на пределе: при пропускной способности 6 тысяч автомобилей в час по ней в дни пиковых нагрузок проезжает до 30 тысяч автомобилей ежечасно.

На дороге, которая местами сужается до одноколейки районного значения постоянно возникают многочасовые пробки. Двигаться по серпантину протяженностью 120 километров приходится порой в условиях ограниченной видимости, дорожное полотно постоянно повреждают сходящие с гор оползни и сели. Все это, несомненно, говорит о необходимости строительства новой дороги. Но главный вопрос вовсе не в том, нужна ли она — а в том, сколько будет стоить.

Даже у Козака влиятельности не хватило

По оценкам Вениамина Кондратьева, новая дорога будет стоить не менее 1,2 трлн. рублей, а по оценкам Минтранса России — никак не менее 1,6 триллионов. Да и то это крайне приблизительные цифры, ведь проектно-сметной документации нет и в помине. Новая автотрасса будет включать в себя, по предварительной задумке, автомобильные обходы Туапсе, Сочи и поселка Лазаревское, 43 моста и 27 тоннелей.

Стоит напомнить, что еще на этапе подготовки к сочинской Олимпиаде по поручению вице-премьера Дмитрия Козака был разработан проект строительства новой автотрассы. Институт «Минскметропроект» предложил те же проектные решения, о которых говорят и сейчас: создать обходы Туапсе, поселка Лазаревское и Сочи, между которыми были бы «спрямляющие» скоростные участки.

Но даже тогда, когда в развитие Сочи правительство инвестировало более чем щедро (более 1,5 трлн. рублей), денег на реализацию мегапроекта не нашлось. Реализовать удалось лишь небольшую его часть — был построен обход центральной части Сочи. Но он проходит в черте города и освободил от транзитного движения лишь часть курорта. Теперь же, по задумке Кондратьева, надо строить полноценный обход всего города протяженностью около 15 километров (он почти полностью должен состоять из мостов, тоннелей и путепроводов).

Сметная стоимость проекта растет, а вот сроки его реализации, напротив, сдвигаются. Так, если еще в прошлом году заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов уверенно заявил, что сдать дорогу можно уже к 2028 году… то теперь речь идет уже о 2024−2026 годах.

На мостах тоже зарабатывают… миллиарды

Так нужно ли строить автодорогу, стоимость которой сопоставима с многолетней подготовкой к Олимпиаде, давшей второе дыхание курорту?! Даст ли это такой же экономический стимул для развития всей Сочинской агломерации? Но, похоже, вопрос экономической целесообразности для инициаторов проекта — вовсе не самый главный, учитывая, что претендует на получение подряда компания «Мостотрест», которую контролирует «король госзаказов» Аркадий Ротенберг.

Читайте также
Олигархи будут выбивать долги с россиян силами своих "держиморд" Олигархи будут выбивать долги с россиян силами своих «держиморд» Нужна ли России частная служба судебных приставов

Именно «Мостотрест» строил в ходе подготовки к Олимпиаде дублер курортного проспекта в Сочи стоимостью (83 млрд. рублей) и «Адлерское кольцо» (5 млрд. рублей). Также в активе у этой компании — строительство Крымского моста (228 млрд. рублей) и еще множества объектов по всей стране (в первую очередь, конечно, мостовых и автодорожных).

— Эффект от мегастроек в большей степени смогут оценить генеральные подрядчики… если в дальнейшем не будут реализованы риски по уголовному преследованию за неэффективность трат, — объясняет «Свободной прессе» глава люксембургского офиса консалтинговой компании KRK Group Никита Рябинин. — А данный момент такие риски высоки: вспомните истории братьев Магомедовых, «Ингеоком», «Мостовика» и других крупнейших подрядчиков Олимпиады в Сочи.

Почти каждая мегастройка заканчивается огромным количеством уголовных дел — это тоже говорит о качестве таких инвестиций. Сам отбор мегапроектов не прозрачен, и в большей степени зависит от возможностей лоббистов, при этом эффективность для пространственного развития России явно не на первом месте. По этой же причине с критическим взглядом на мегапроекты выступал глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

Я бы лично провел аналогии с мегастройками в конце 80-х в СССР: начали большое количество проектов «пространственного развития», многие не закончили, экономика просто не выдержала. Пример — ховринская больница в Москве.


Новости экономики: Китай решил запустить на свой рынок больше иностранных инвесторов

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Андрей Раевский (The Saker)

Военный аналитик

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня