Кандидат на пост главы Еврокомиссии, евродепутат от Германии Манфред Вебер в интервью польскому изданию Newsweek заявил, что в случае избрания главой ЕК, он сделает «все возможное», чтобы остановить «Северный поток-2». По его мнению, этот проект противоречит европейским интересам, и у ЕС есть инструменты для борьбы с ним.
«Я категорически выступаю против строительства газопровода „Северный поток-2“. Это никакой не экономический проект, а исключительно политический, он противоречит интересам Европейского союза, поэтому мы должны его заблокировать», — заявил он.
По словам Вебера, реализация проекта ударит по украинским интересам, а в долгосрочной перспективе и по ценам на газ для европейских стран. При этом он отметил, что у ЕС и так достаточно связей с Россией.
Кроме того, Вебер подчеркнул, что одним из наиболее активных сторонников «Северного потока-2» в Европе выступает Герхард Шредер, который, по его словам, не бизнесмен, а политик.
Он также назвал инструменты, которые могут позволить заблокировать проект: газовая и экономическая директивы ЕС.
«У нас на данный момент уже есть инструменты для этого, я имею в виду директиву газовую и энергетическую. И если я стану главой Еврокомиссии, я еще раз их изучу и посмотрю, какие у нас есть еще варианты, чтобы повлиять на этот проект», — резюмировал он.
Стоит отметить, что точка зрения, высказанная Вебером один в один совпадает с позицией американских властей, которые постоянно говорят о необходимости остановить строительство трубопровода, который, по их мнению, является исключительно политическим проектом и сделает Европу зависимой от России. В Москве позицию Вашингтона связывают исключительно с желанием навязать Европе свой более дорогой сжиженный газ.
Власти Германии, в частности, канцлер Ангела Меркель, неоднократно подчеркивали, что это экономический проект, который, напротив, позволит укрепить энергетическую безопасность Европы. При этом Берлин выступает за сохранение украинского газового транзита, контракт по которому истекает в этом году.
Согласно упомянутым Вебером поправкам к газовой директиве, которые ЕК предложила внести прошлой осенью, требования Третьего энергопакета, который запрещает совмещать деятельность по продаже и транспортировке газа, должны были распространиться на газопроводы, приходящие в ЕС из третьих стран, в том числе, и «Северный поток-2». Однако в конце февраля комитет постоянных представителей государств ЕС одобрил компромиссные поправки к документу, согласно которым газопроводы в территориальных морях стран ЕС должны будут подчиняться тем же правилам, что и наземные трубы, однако возможны исключения, которые будут ограничены по сроку действия.
— Вебер представляет баварский Христианско-социальный союз (ХСС), — напоминает доцент кафедры Зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Внутри его, как и внутри ХДС, есть антироссийское и проамериканское крыло, а есть более лояльное к России. Он относится к первому. Недооценивать эту часть немецких консерваторов не стоит — оно достаточно влиятельно.
«СП»: — Каковы шансы Вебера стать главой ЕК? И может ли ЕК влиять на такие проекты, как СП-2?
— Еврокомиссия может влиять на судьбу всех трубопроводов. Ни один из них отдельно взятое государство проложить не может. Каковы шансы — зависит от выборов в Европарламент. Но с учётом того, что немец должность главы ЕК ещё не занимал, а Европейская народная партия, скорее всего, победит, шансы есть. Правда, на новой должности он, вероятно, будет тщательнее выбирать выражения.
«СП»: — Германия является главным бенефициаром СП-2 в ЕС. Почему некоторые ее политики выступают против?
— В Германии хватает противников сотрудничества с Россией. Они преобладают среди «зелёных» и свободных демократов, их немало в ХДС. Попадаются они и в ХСС, и у социал-демократов. Для всех них СП-2 — чисто политический проект, от которого надо отказаться ради нанесения удара по России. Подчеркну, что «зелёные» отнюдь не являются проамериканской партией, в отличие от остальных названных выше.
«СП»: — В числе инструментов, которые могут позволить заблокировать проект, Вебер назвал газовую и экономическую директивы ЕС. Помогут ли эти инструменты?
— Теоретически они могут помочь, ибо окончательные решения принимает ЕС. Но если там не наберётся 55% стран, в которых проживает 65% населения Евросоюза, выступающих против СП-2, никакая Еврокомиссия ничего не заблокирует. Пока жёстких противников проекта — только пять, могут набрать ещё два-три, но этого явно недостаточно, чтобы сорвать СП-2.
«СП»: — Кто эти пятеро? И чьи интересы они продвигают, выступая против СП-2? Украины? США? Или свои собственные?
— Великобритания, Польша, три страны Прибалтики. Примкнуть к ним могут Румыния, Хорватия и Дания. Свой транзитный интерес есть только у Польши. Остальными движет оголтелая русофобия или желание выслужиться перед США. У румын преобладает это, у прибалтов — русофобия, у остальных — смесь того и другого. У англичан к нам свои счёты… Но Румыния, Хорватия и Дания могут и не примкнуть к пятёрке… Раньше были против Чехия и Словакия, но Россия начала с ними переговоры. Была против Швеция, но она уже дала согласие на прокладку трубы.
— Манфреда Вебера принято считать креатурой Ангелы Меркель, которая после ухода с поста канцлера намерена тем не менее сохранить контроль не только над Германией, но и над всем Евросоюзом, — отмечает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Но недавно он заявил: «Я — не наследник хозяйства Ангелы Меркель. Я — Манфред Вебер, самостоятельный политик, разделяющий взгляды действующего канцлера Германии». Это цитата из одного интервью с ним. Было странно услышать из его уст подобные заявления, прямо противоречащие позиции немецкого канцлера. Со временем узнаем, что произошло в действительности, почему он так кардинально поменял свои взгляды.
Следует учитывать, что Вебер с 2004 года является членом Европарламента от Германии, возглавляет Европейскую народную партию, ведущую фракцию ЕП. И его шансы возглавить этот европейский институт достаточно велики. Можно предположить, что подобными заявлениями он либо собирает дополнительные голоса в свою поддержку, либо уже попал под влияние внешних сил. Не секрет, что к европейским выборам готовятся не только в Европе, но и за океаном.
Противниками «Северного потока-2», лоббистами американского сжиженного газа на европейских политиков оказывается неприкрытое давление. Вебер может оказаться одной из жертв этой жесткой кампании по продавливанию интересов американских производителей.
«СП»: — Германия всегда была главным адвокатом СП-2. Однако, как видно, не все в этой стране хотят ее превращения в крупнейший газовый хаб Европы. Почему? Много ли в стране политиков, таких, как этот Вебер? Имеют ли они влияние?
— Заявление Вебера может оказаться фальстартом и лишит его поддержки в Германии. Проект «Северного потока-2» для немецкого бизнеса, в первую очередь, экономический. Но и политическую составляющую сбрасывать со счетов не стоит. А политика здесь в том, что с вводом в эксплуатацию СП-2 сохраняется и даже возрастает инфраструктурная зависимость Европы от Германии.
Немцы обоснованно полагают, что Германия, которая несет на себе основное бремя европейских расходов, в случае возникновения кризисной ситуации должна иметь в своих руках рычаги влияния на остальную Европу. На самом деле, выступая против «Северного потока — 2», Вебер выступает против немецкого бизнеса, который в массе своей является сторонником строительства газопровода из России. Такую же позицию занимают и ведущие национально ориентированные политики Германии.
«СП»: — Если Вебер станет главой ЕК, можно ли от него ждать каких-то решительных действий против СП-2? Насколько вообще ЕК может на данном этапе что-то изменить?
— Проект будет завершен в любом случае. В случае выхода из строительства европейских компаний, что, действительно, может случиться из-за американского давления, «Газпром» готов выкупить их долю и самостоятельно закончить трубопровод. Есть информация, что в проекте в таком случае готовы будут поучаствовать китайские инвесторы.
«СП»: — В числе инструментов, которые могут позволить заблокировать проект, Вебер назвал Газовую и Энергетическую директиву ЕС (под последней подразумевается так называемый Третий энергопакет). Помогут ли они остановить СП-2? Чем мы можем ответить на это?
— Один из пунктов Газовой директивы запрещает владеть газопроводами на территории ЕС поставщикам газа. ЕС, согласно Третьему энергопакету, также может запретить любой иностранной компании эксплуатировать газопровод на территории другого государства на полную мощность, не более чем на 50%. Есть разные варианты вывода «Северного потока-2» из-под действия этих ограничений. Например, заключительный отрезок газопровода на входе на территорию ЕС может быть передан в управление немецкой компании-оператору, на которую действие директивы ЕС не распространяется. Остальная часть трубы, находящаяся вне юрисдикции Евросоюза, останется под российским контролем. Возможны и другие варианты. В любом случае заинтересованность Германии в проекте позволяет рассчитывать на то, что он будет реализован.
Новости Евросоюза: Европарламент призвал остановить строительство «Северного потока — 2»
Нефть и газ: «Северный поток-2»: США включают против «Газпрома» тяжелую артиллерию