Пенсионная реформа приведет к росту бедности среди россиян предпенсионного возраста и замедлит борьбу с бедностью в целом. К такому выводу пришли эксперты РАНХиГС в исследовании «Анализ влияния повышения пенсионного возраста на уровень бедности», которое было представлено в рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ в среду, 10 апреля.
Авторы проанализировали влияние повышения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин на уровень бедности населения России в переходный период пенсионной реформы с 2019-го до 2028 года.
Базовый сценарий прогноза предполагает, что с 2020 года ВВП страны будет расти в среднем на 1,5% в год, а зарплаты и страховые пенсии к 2028 вырастут на 17%. В оптимистичном сценарии экономисты опираются на макропрогноз Минэкономразвития, который предполагает, что к 2024 году экономика будет расти на 3,3% в год и сохранит эти темпы. Тогда средняя зарплата вырастет на 35%, страховая пенсия — на 25%. К слову, большинство экономистов эти прогнозы от МЭР пока не разделяет.
Эксперты РАНХиГС считают, что в целом к 2028 году уровень бедности в стране снизится до 11,9% в базовом сценарии и до 9,8% в оптимистичном. По итогам 2018 года уровень бедности, по оценке Росстата, составил 12,9% (правда, ранее ведомство называло цифру 13,1%).
За первые два года пенсионной реформы уровень бедности снизится на полпроцента, так как на начальном этапе лишь небольшое количество граждан потеряет возможность получать пенсию, и это будет компенсировано их индексацией остальным пенсионерам.
Экономисты считают, что улучшение показателей будет происходить за счет роста экономики, соответствующего роста зарплат и обещанного властями увеличения пенсий на 1,5−2% выше инфляции. Также справиться с ростом бедности из-за пенсионной реформы должны помочь компенсационные меры: льгота по выходу на пенсию для граждан, достигающих пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах, сохранение налоговых и социальных льгот для предпенсионеров и так далее.
Тем не менее, как подсчитали в РАНХиГС, при прочих равных, без пенсионной реформы уровень бедности в России мог бы снижаться гораздо быстрее — дополнительно на 0,1−0,2 п.п. в 2019—2021 годах и 0,6−0,7 п.п. в 2024—2028 годах.
Причем сильнее всего от реформы пострадают именно предпенсионеры — их уровень бедности к 2028 году окажется на 3,5−4,2% выше, чем без повышения возраста выхода на заслуженный отдых. С нынешних 4,2% уровень бедности людей этой категории возрастет до 7,3% или до 6,1% при оптимистичном развитии событий.
Экономисты пояснили, почему именно на предпенсионеров придется основной удар реформы.
«У новых предпенсионеров не будет пенсии, они должны будут работать, чтобы жить. Однако очевидно, что существуют проблемы с трудоустройством лиц старшего возраста на рынке труда», — сказала старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС МаринаКарцева.
Уровень безработицы по расчетам авторов исследования составит 10% среди граждан, которые вынуждены остаться на рынке труда в связи с повышением пенсионного возраста. Несколько компенсировать эту тенденцию должно повышение минимального размера пособия по безработице с 4,9 тыс. до 11,28 тыс. для граждан предпенсионного возраста. Но период такой выплаты рассчитан только на год, поэтому со временем эффективность этой меры будет снижаться.
Власти уверяли, что пенсионная реформа необходима, что она не приведет к снижению уровня жизни людей, а, напротив, позволит улучшить благосостояние пенсионеров за счет роста их выплат. Но судя по исследованиям, эти заверения далеки от истины.
Заместитель директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор экономических наук, профессор ВШЭ Евгений Гонтмахер считает, что судить о первых итогах пенсионной реформы можно будет только через несколько лет, но сейчас все указывает на то, что она не поможет достичь ни одну из заявленных целей. Зато у людей теперь уже предпенсионного возраста прибавиться проблем, решать которые им придется самостоятельно.
— Пенсионную реформу обратно уже не вернуть, поэтому говорить о том, целесообразна ли она, с одной стороны уже поздно, а с другой — немного рано, потому что пока не хватает фактических данных для ее оценки. Да, есть исследования, вроде упомянутого вами, и есть подозрения, что пенсионная реформа в том виде, в котором она была задумана, не достигнет своих целей.
Напомню, что целей было две. Первая — улучшить ситуацию с финансированием пенсионной системы, то есть снизить нагрузку на федеральный бюджет. Судя по всему, сделать это уже не удастся.
Вторая цель, которая декларировалась, — это повышение уровня жизни пенсионеров. Посмотрим по ситуации, многое здесь будет зависеть от экономики, но не исключено, что и эта цель достигнута не будет. Работа РАНХиГС отчасти на это указывает.
Окончательные выводы нужно будет делать, по крайней мере, по итогам этого года. Хотя 2019-й не характерен, так как повышение пенсионного возраста из-за переходного периода будет идти совсем медленно. Думаю, понадобится года 2−3, чтобы подвести итоги. Тогда мы получим первые данные, например, о трудоустройстве людей, которые вместо того, чтобы выйти на пенсию, оказались на рынке труда. Смогли ли они дополнительно поработать эти год-полтора, какой была их зарплата, компенсировала ли она им потери от ожидаемой пенсии, которую они не смогли получить и так далее?
Все это станет ясно в 2021—2022 годах. Тогда можно будет точно сказать, насколько все это имело смысл. Пока очень осторожно я могу предположить, что смысла в проведенной пенсионной реформе не было.
«СП»: — В исследовании РАНХиГС сказано, что основной удар придется на предпенсионеров. Так ли это и почему?
— Да, это было понятно еще в прошлом году, когда обсуждали эти предложения. Наш рынок труда не такой благоприятный для предпенсионеров, и это одна из основных причин того, что бедность, как предположили коллеги, будет снижаться не так быстро, как могла бы.
Бедность измеряется по доходам, а пенсия — это источник дохода. Если человек будет выходить на пенсию позже на несколько лет, ему нужно чем-то компенсировать этот период. Компенсировать его можно только заработной платой, но тот рынок труда, который сложился у нас, очень консервативен. Даже наметок на экономические реформы, которые позволили бы создать большое количество рабочих мест, не видно. Тем более что предпенсионеры — это люди, у которых часто бывают проблемы с переобучением в силу возраста и навыков. Никакой неожиданности в этом нет, но хорошо, что коллеги смогли это подсчитать.
«СП»: — Смогут ли власти как-то компенсировать эти выпадающие доходы?
— Думаю, нет. У нашего государства нет таких денег. Если оно введет специальные пособия для предпенсионеров, зачем вообще повышали пенсионный возраст? Тогда нужно было ничего не трогать, и продолжать выплачивать пенсии женщинам с 55 лет, а мужчинам с 60, и проблема была бы на этом уровне закрыта. Но никто не будет возвращать выплату пенсий на прежние возрастные пределы, как и не будет вводить новые пособия.
Какая-то часть предпенсионеров неизбежно окажется в сложном материальном положении, вопрос только в том, какая часть и в какой степени их материальное положение обострится. Но это явление, безусловно, будет.
«СП»: — Если в стране начнется обещанный экономический рост, этих проблем удастся избежать?
— Экономический рост дал бы больше возможностей для создания новых рабочих мест, для наполнения бюджет и, наверное, эти проблемы можно было бы как-то смягчить.
Но дело не только в количестве, но и в качестве экономического роста. Если у нас останется нынешняя сырьевая зависимость, она не создаст много рабочих мест в других отраслях экономики. Мы будем иметь ту же картину, что и сейчас, когда есть небольшой сектор, где высокие зарплаты и все развивается относительно хорошо, а вся остальная экономика живет на голодном пайке.
В такой системе экономический рост возможен, только если резко увеличатся цены на нефть. Сейчас она стоит 70 долларов за баррель, а будет, например, 170. Но это невозможно, поэтому и о бурном росте пока говорить не приходится.
Нужны масштабные реформы, которые обеспечили бы экономический рост во всех секторах экономики. Только тогда положение предпенсионеров после пенсионной реформы как-то могло бы смягчиться.
Новости социальной политики: Пенсионная реформа: В «доброго царя» веры почти не осталось
Пенсионная система: Депутат сравнил пенсионную реформу с ездой по встречной полосе