«Нафтогаз» и МИД Украины ведут переговоры с США о поставках в страну американского сжиженного газа. Об этом на своей странице в Facebook сообщил глава украинской компании Андрей Коболев.
«Обсудили риск того, что Газпром готовится прекратить транзит газа через Украину зимой 2020 года и устроить очередной газовый кризис и как бороться с этими угрозами», — написан он. При этом глава «Нафтогаза» отметил, что в разговоре с американскими сенаторами, которые являются соавторами нескольких санкционных законопроектов, сосредоточился на вопросах противодействия проекту «Северный поток — 2».
Напомню: в конце 2019 года планируется ввести в эксплуатацию «Турецкий поток», а также завершить строительство «Северного потока-2». А, между тем, контракт «Нафтогаза» с «Газпромом» истекает и вероятность его возобновления малореальна. На сегодняшний день российская и украинская стороны не могут договориться ни о продлении договора, ни о заключении нового.
В Киеве считают, что существующий контракт Украине крайне невыгоден. Однако ни для кого не секрет, что сегодня страна покупает в Европе российский же газ, но по завышенным ценам. Как заявил сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, заключению, контракта, предполагающего прямые поставки и, как следствие снижение цен на «голубое топливо» для населения, препятствую сами украинские власти. Более того, «Нафтогаз» снова собирается судиться с «Газпромом». «Очевидно, что такая постановка вопроса никак не содействует подписанию нового транзитного контракта. И с 1 января мы его вряд ли увидим», — сказал он в эфире NewsOne.
Тем временем, в ходе уже майского визита в США, пишет Андрей Коболев, обсуждалось, в том числе, и как обеспечить для Украины надежную возможность покупать газ LNG по конкурентной цене. Однако, по мнению управляющего правовой группы «Трохимец и партнеры» Александра Трохимца, с этими поставками могут быть проблемы. Газ LNG поставляется в сжиженном состоянии танкерами. Для запуска в трубу необходимо провести его разжижение. А для этого нужен специальный терминал.
«Мы не располагаем инфраструктурой. Нет терминала, слабая пропускная способность морских портов», — отмечает эксперт. Кроме того, сжиженный газ обойдется дороже на 30−50% дороже закупаемого в Европе, а значит, взлетят и цифры в коммунальных платежках.
А вот киевский эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский заявил, что Коболев намеренно нагнетает ситуацию вокруг перспектив украинского транзита. По его мнению, Россия пока не имеет технической возможности для сокращения или остановки поставок газа через Украину, а действующие контракты с европейскими странами надо выполнять.
«Конечно, если Россия не пойдет сознательно на создание кризиса. Но для этого не обязательно останавливать транзит газа, для этого есть другие варианты», — цитирует эксперта «Экономика сегодня».i Землянский уверен, что транзит российского газа через Украину продолжится даже при отсутствии контракта, а Кобелев выражает интересы конкретных западных компаний.
Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник в беседе с «СП» сообщил, что СПГ обходится примерно на 30% дороже, чем трубопроводный. Кроме того, он отметил, что, сейчас на Украине идет формирование нового Кабинета министров. После чего станет понятно с кем возможно вести диалог.
— Пока время терпит. Переговоры по транзиту будут проходить в формате «треугольника» — с участием еврокомиссара. Европейцы хотят сохранить украинский транзит дополнительным звеном. Россия не против, но ждет параметры.
Украинский транзит в любом случае окажется теперь придаточным, а не стратегическим. Так как заработают обходные магистрали «Турецкий поток» и «Северный поток — 2». Так что концепция будет меняться, будут сложные переговоры, потому что есть разногласия по объему, по горизонту.
России не интересны перспективы в 10 лет. «Газпромом» рассматриваются более «короткие» рубежи. Европейцы вместе с украинцами рассчитывают на 10-летний контракт и объем прокачки до 40 млрд кубометров в год и выше, Россия же готова предложить не больше 20 млрд кубов с последующим снижением. Если 15 млрд останется — это уже хорошо для Киева.
Но России одновременно нужен адекватный тариф, техническая и технологическая безопасность. То есть — должна проходить модернизация украинской ГТС. России незачем рисковать и прибегать к услугам моральной устаревшей ГТС, имея новые обходные системы.
«СП»: — Почему Украина договаривается с США, а не со странами, которые ближе географически? Например, Катар?
— Катар поставляет СПГ в Европу. Он не занимается спекуляциями такого рода. Он рассматривает объективные контракты с большими объемами. У Катара всё благополучно. У США больше политики. Переговоры — это одно, а реальность …
Мы же не видим вереницы газовозов из Америки в Европу, хотя обещают. Безусловно, газ приходит, отчетность еврокомиссии это фиксирует. Где-то до 10 млрд кубов СПГ из Америки на наш континент за несколько месяцев поставлено. Однако это капля в море в масштабе общего потребления в Европе.
Нельзя забывать и то, что наш газ будет уходить по трубе и на Восток. Заработает «Сила Сибири», будут наращиваться поставки. У нас диверсифицированная модель. За наш газ еще многим предстоит побороться.
Кроме того, «НОВАТЭК» поставляет в Европу российский СПГ. Что также создает сложную конкурентную среду. И это отмечали и в «Газпроме». Но «Сила Сибири» подвинет «НОВАТЭК» на азиатских рынках. Это такой ответ «Газпрома».
«СП»: — Но это и конкуренция американскому СПГ на азиатских рынках.
— Безусловно. Но были и такие метаморфозы, когда ямальский газ уже приходил даже в Бостон. Понятно, что это разовые сценарии. Но факт имел место.
Генеральный директор «Института национальной энергетики» Сергей Правосудов считает, что транзит российского газа через Украину неминуем.
— Вопрос в объемах, тарифной ставке и сроках, на который будет подписан контракт. Украинцы хотели бы еще лет на 10. «Газпром» — покороче.
«СП»: — Сейчас Украина закупает фактически российский газ по так называемому реверсу. Как на нем может отразиться минимизация транзита?
— Этот газ и так им уже обходится Киеву дороже, чем если бы Украина покупала его у России напрямую. А будет еще дороже.
Сейчас это так называемый виртуальный реверс: они берут его из своей трубы, а оплачивают как будто купили в Германии. Доплачивают еще как бы за транспортировку из Германии. А будут тратить деньги еще за транспортировку по территории Украины: реально закупать, реально платить за транзит.
Плюс — сейчас система загружена и на транзит, и на внутренних потребителей. А если транзита не будет или он сильно сократится, то придется украинцам большую часть труб отключать. Соответственно — отключать и каких-то потребителей, потому что они на одной трубе сидят. Либо трубу придется очень сильно переделывать, что стоит многих денег, которых у них нет. Но иностранные компании хотят зарабатывать, а не терять, вкладывая в непонятный актив. Поэтому Украина уже много лет ищет иностранных партнеров, но пока никого не нашли.
Киев уже 20 лет говорит, что хочет построить терминал для приема СПГ. Но до сих пор не построили.
В Киеве говорят, что есть терминал в Польше, где они будут закупать американский СПГ и качать к себе. Но по какой цене это будет? Сейчас очевидно, что американский СПГ дороже уже в Польше. Плюс — транспортировка.
Соответственно, в Киеве купят пару партий, торжественно отчитаются, что снизили энергетическую зависимость. Но в долгосрочном плане рассчитывать на такую схему смешно.
«СП»: — Видимо, построить инфраструктура для СПГ Киев может только на Черном море.
— Довольно сложно, потому что сейчас очень сильно загружены проливы Босфор и Дарданеллы: через них идут танкеры и много других судов. И там периодически случаются «пробки». Для Турции довольно напряженно пропускать любые грузы навстречу. А танкеры СПГ очень большие. Им сложно маневрировать в проливах, поэтому Турция уже давно сказала, что большие танкеры для Украины пропускать не хочет. Так как это будет сильно напрягать бизнес по транзиту через Босфор и Дарданеллы.
«СП»: — Насколько американский сжиженный газ обойдется дороже для украинских потребителей?
— Сейчас трудно сказать. Понятно, что дороже. Многое зависит от того, какая будет цена на нефть.