Российский бензин приобретает аромат «арабской весны»

Слова чиновников о сдерживании цен на топливо в пределах инфляции несостоятельны

  
6410
Российский бензин приобретает аромат «арабской весны»
Фото: Елена Афонина/ТАСС

По итогам мая нынешнего года стоимость бензина в стране увеличилась в годовом выражении уже на 2,8%. Таким образом, средневзвешенная стоимость литра этого моторного топлива достигла отметки в 44,09 рубля. За это же время дизельное топливо прибавило в цене 0,1% (+3 копейки за отчетный период), покорив 46-рублевый рубеж.

При этом, выступая на полях Петербургского международного экономического форума, министр энергетики Александр Новак подчеркнул: в течение 2019 года темпы роста цен на АЗС не превысят уровня инфляции. В 2020 же году, добавил он, ценам не даст преодолеть этот рубеж демпфирующий механизм.

«Что касается цен на розницу, они будут в пределах инфляции. Наша задача регулировать, в том числе за счет созданного инструмента, в рамках измененного налогового законодательства — обратного акциза, демпфера. Сдерживать рост цен на топливо в пределах инфляции — правительственная политика», — заявил он.

Как полагает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, чиновникам в целом удастся выполнить свои обещания.

— Да методы, используемые властями, не бесспорны и вызывают в свой адрес диаметрально противоположные высказывания. Но лично я пока никаких поводов для беспокойства не вижу.

Читайте также
В России началась репетиция Майдана В России началась репетиция Майдана Несистемная оппозиция и правительство Медведева раскручивают маховик «цветной» революции

«СП»: — Но, как известно, 30 июня подходит к концу срок соглашения чиновников с нефтяниками о заморозке цен на топливо. Не будет ли его непродление означать, что в стране начнется очередной топливный кризис?

— Действительно, продлевать его чиновники пока не видят смысла. Однако, полагаю, демпфирующий механизм к тому времени будет работать гораздо лучше, не позволяя выпускать ситуацию из-под контроля. Кроме того, в руках правительства ведь есть еще такой мощный инструмент, как введение заградительных пошлин на экспорт нефтепродуктов.

Впрочем, ряд других экспертов придерживается мнения, что дела в этой сфере обстоят на так гладко, как это, возможно, кажется со стороны. Так, пресс-служба Независимого топливного союза недавно распространила соответствующее заявление.

«В прошлом году при аналогично складывающейся ситуации регуляторы тоже говорили, что цены на моторное топливо будут расти в пределах инфляции, в итоге мы получили ценовой скачок, который удалось остановить только лишь снижением акцизов на топливо, административным принуждением крупных нефтяных компаний к увеличению поставок на биржу и заморозкой розничных цен. Сейчас история повторяется», — говорится в нем.

Президент Фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов также призывает относиться с изрядной долей скептицизма к обещаниям чиновников высшего эшелона.

«Цены на топливо, — подчеркнул он в беседе с корреспондентом „СП“, — зависят от целого ряда факторов, которые чиновникам, по сути дела, не подконтрольны. И чтобы там они ни заявляли, я полагаю, в ближайшей перспективе цены на топливо все же превысят уровень инфляции. Потому что в руках у правительства остается крайне мало рычагов, которые могут каким-то образом удержать ситуацию».

Кстати, правительство, по сути, само оказалось виновато в скудости имеющегося арсенала воздействия на топливный рынок, принимая несколько лет подряд крайне, как выяснилось на практике, неудачные решения.

Например, налоговый маневр в нефтегазовой сфере оказался полностью провальным.

— Его смысл был в том, — напомнил главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов, — состоял в том, чтобы, с одной стороны, увеличить поступления в бюджет. С другой стороны, ожидалось, что поднятие внутренних цен до мирового уровня положит конец слишком расточительному и неэффективному использованию природных ресурсов, подстегнув компании к использованию энергосберегающих технологий. Но ничего этого не произошло.

Мы фактически лишились экспортных пошлин, хоть и компенсируемых повышением налога на добычу полезных ископаемых. К тому же, вместо бюджетных приобретений на практике правительству пришлось принимать решение о крупных дотациях бюджетникам, чтобы удержать цены на бензин. В итоге на дотации потрачены сотни миллиардов рублей, а проблемы остаются. Вертикально-интегрированные компании от этого, конечно, выиграли, но по факту была подорвана рыночная конкуренция. А в этом случае результат всегда одинаков — ухудшение качества услуг и продолжение роста цен на бензин.

— С 1 января этого года очень сильно подняли налоги на бензин, — констатировал член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП России Рустам Танкаев. — В полтора раза увеличили акциз, увеличили НДС, увеличили налог на добычу полезных ископаемых, увеличили тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов. Все это вместе привело к тому, что все нефтеперерабатывающие заводы в России стали нерентабельными, ведь цены на бензин и дизельное топливо зафиксированы еще с 31 октября.

Из 37 крупных нефтеперерабатывающих заводов восемь не входят в вертикально интегрированные компании, не существует источника для дотирования производства бензина и дизельного топлива на этих заводах. Значит, они разоряются. А предприятия производят около 10% бензина в России. Объемы производства бензина и объемы потребления у нас сейчас равны между собой. Если 10% убрать с рынка, будет дикий дефицит. Он приведет к резкому скачку цен.

Конечно, признал аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев, в руках правительства все еще есть инструменты, которые могли бы обеспечить стабильность на рынке. Это, в частности, поднятие цены отсечения для нефти по бюджетному правилу и снижение акцизов на моторное топливо, которые в цене бензина занимают значительную долю.

Но это, уверяют эксперты, вряд ли произойдет. Если отменить акциз на бензин, то наш бюджет элементарно рассыплется.

— Основным источником поступления налогов в наш бюджет является нефтегазовый комплекс, облагаемый акцизами, экспортными пошлинами и ДПИ, сейчас это основной драйвер нашей экономики. И эта зависимость будет сохраняться еще очень долго, — продолжает тему эксперт-экономист Леонид Хазанов — Несмотря на то, что со всех экранов говорится о необходимости развития несырьевого экспорта, давайте посмотрим правде в глаза: мы как сидели на нефтяной игле, так и продолжаем на ней сидеть. У нас автомобилестроение, авиастроение и сельское хозяйство — далеко не такие уж сильные сферы, как хотелось бы. До сих пор аграрии получают субсидии, субсидируется даже продажа сельскохозяйственной техники. Все это вытягивают на себе нефть и газ.

Скорее всего, резюмировал Алексей Анпилогов, правительству ничего не остается, кроме как продолжать делать заявления о попытках сдержать рост цен на топливо в пределах инфляции, при этом не снижая налог на добычу полезных ископаемых (в противном случае придется повышать налоговую нагрузку на всю остальную экономику). Одновременно чиновники продолжат субсидировать нефтяникам разработку нефтяных месторождений, а цены на топливо продолжат упрямо ползти вверх.

Альтернатива этому, по мнению эксперта, — искусственное сдерживание цен на топливо на автозаправках. Нечто подобное, напомнил он, было в Египте, когда себестоимость производства топлива обходилась местной «нефтянке» в 2 фунта, а стоимость литра бензина на египетских колонках удерживалась на уровне 1 фунта. В итоге все это привело к полному истощению госбюджета и стало одной из движущих причин «арабской весны». И российское правительство этот момент, полагает Алексей Анпилогов, понимает.

Читайте также
Рейтинги Путина и Медведева победили пенсионную реформу Рейтинги Путина и Медведева победили пенсионную реформу Как власть пытается спасти обрушенный непопулярными решениями уровень доверия россиян

Но если так, то слова доцента кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергея Хестанова, сказанные им в беседе с «СП» в самом начале июня, выглядят пугающе пророческими.

— При достаточно высоких ценах на нефть и достаточно слабом рубле, — отметил он тогда, — налоговый маневр приводит к тому, что либо на внутреннем рынке должна расти стоимость топлива, либо там банально образуется его дефицит.

Кроме того, в 2024 году нам обещано обнуление экспортной пошлины. После этого теоретически стоимость топлива в России должна сравняться со стоимостью топлива в Европе. Морально нам уже пора готовиться к 1,2−1,4 евро за литр. Просто одномоментное повышение цен до такого уровня было бы слишком болезненным, поэтому через субсидии и договоренности (часто неформального характера), резкий рост стоимости бензина будет сдерживаться, чтобы граждане успели привыкнуть.


Новости экономики: Курс доллара по 61? Российские власти не дадут рублю укрепиться

Проблемы нефтегазового сектора: Шок для российской экономики: Нефть по 30 $ и доллар по 120 рублей

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Александр Саверский

Президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов»

Константин Нациевский

Политик, депутат Челябинской городской Думы от КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня