Киев не воспринимает всерьез заявления российской стороны о готовности продлить действующий контракт на транзит газа с Украиной.
По словам исполнительного директора «Нафтогаза» Юрия Витренко, «Газпром», согласно текущему контракту, обязан поставлять 5 млрд. кубометров газа в год по цене на уровне цены в Германии. Однако российская компания не выполняет свои контрактные обязательства и не поставляет газ на Украину.
«Зато господин Миллер рассказывает о готовности вести переговоры о каких-то новых поставках по цене ниже цены в Германии. То есть „Газпром“ не хочет поставлять газ по более высокой цене, а хочет по более низкой цене. Кто-то в это верит?», — написал он в Facebook.
Представитель «Нафтогаза» также прокомментировал заявление Миллера о том, что «Газпром» официально не получал от Киева каких-либо предложений, связанных с заменой транзита на своп. По его словам, украинская компания предлагала этот вариант еще в 2018 году в ходе его официальных переговоров с главой делегации «Газпрома» Александром Медведевым.
Ранее глава российского концерна Алексей Миллер заявил, что Украина не сможет подписать новый контракт на транзит газа по законодательству ЕС до конца года. «Этот поезд уже ушел, этому поезду можно посмотреть только вслед. Мы говорим, что мы готовы продлить действующий контракт на транзит. И мы говорим, что этот контракт должен быть экономически целесообразным для российской стороны», — подчеркнул он.
По словам Миллера, Украина должна в первую очередь думать не о продлении транзита российского газа через территорию страны, а о собственном газоснабжении. Глава концерна отметил, что есть вероятность начала переговоров с Украиной с чистого листа, и они могут начаться после того, как в Киеве сформируется новое правительство. Сегодня, по его словам, баланс взаимоотношений по газу между РФ и Украиной нарушен решением Стокгольмского арбитража.
Миллер также ответил на заявления украинской стороны о наличии у них «плана Б» на случай прекращения транзита газа через Украину. По его словам, если есть «план Б», то на него всегда найдется «план Икс».
Главы «Газпрома» подчеркнул, что в зарубежных аналитических материалах много пишется о том, что произойдет, если не будет транзита газа через Украину или перекроют «Северный поток-2». «Приходится обращать внимание коллег: зарубежные аналитики называют не все варианты», — сказал Миллер, добавив, что не упоминается вариант, при котором «Северный поток-2» будет построен вовремя, а до 31 декабря Россия и Украина подпишут новое соглашение.
Отвечая на вопрос о том, что будет с транзитом газа на следующий день после истечения соглашения с Украиной, Миллер отшутился, что будет весело, потому что 1 января — праздник.
Не очень понятно, что собираются делать европейцы в случае, если новый контракт все же не буде подписан, а «Северный поток-2» не заработает 1 января будущего года. Похоже на то, что Украина намерено затягивает время, чтобы после срыва транзита обвинить во всем Россию.
— Обвинять в невыполнении контрактных обязательств могут обе стороны, у каждого своя правда, — политолог и экономист Александр Дудчак.
В то же время «Нафтогаз» избегает переговоров, и придумывает новые поводы для обвинений, в то время, как российская сторона постоянно напоминает о своей готовности обсудить проблемы вне судебных процедур. Можно и свопы обсуждать, и скидку цены на газ, но для этого нужно сесть за стол переговоров. Похоже, руководству «Нафтогаза» не выгодно разрешение проблемы — удобнее получать миллионные премии за продажу «шкуры не убитого медведя». Тем более в преддверии выборов, т.к. пока не ясно, как будут решаться противоречия по газу при новом парламенте.
«СП»: — До наступления холодов осталось четыре месяца, а ситуация подвисла в воздухе. Может, Киев, специально резину тянет, чтобы потом Россию обвинить в срыве поставок, и усилить антироссийские настроения в Европе? Там ведь люди не будут разбираться, что к чему, скажут просто — Россия не поставила…
— Сочинить обвинения в адрес России смогут и без срыва поставок газа — в этом направлении фантазия у Киева с 2014 года и определенной части европейцев работает отлично. Но в Европе всё меньше желающих придумывать подобные сказки. Вряд ли дойдет до срыва. Любая угроза нарушения стабильности поставок будет дополнительным аргументов развития «потоков».
Европе нужна стабильность в поставках углеводородов, и Украине неоднократно давали это понять. Жертвовать собственным комфортом ради политических амбиций Украины, ретранслировавшей пять лет интересы США, ведущие европейские страны, такие как, например, Германия, не хотят. И вряд ли это допустят.
«СП»: — Чем, по-вашему, все это закончится? Что произойдет 1 января?
— 1 января будет выходной, замечательный праздничный день, если на то будет воля Божья. На улице будет холодно, а в жилищах тепло, даже в украинских. Будем надеяться, что с новым парламентом Украине вернется здравый смысл, хотя бы частично.
— Отказу от покупки газа у России предшествовал разрыв отношений с «Газпромом», на который украинская сторона подала иски в международные арбитражные суды, — напоминает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Причем в ряде случаев «Газпром» был признан виновным в нарушении контрактных обязательств.
«СП»: — В вопросе заключения нового или продления старого контракта Киев намерено затягивает время?
— Разумеется, Киев специально затягивает время, которое работает на него. В случае, если ситуация разрешится благоприятно для «Газпрома», украинская сторона ничего не теряет. Если же «Газпром» будет вынужден согласиться на украинские условия, для Киева это станет крупной победой. Сейчас уже понятно, что новую ветку «Северного потока» не удастся проложить в запланированные сроки. Но даже если это и было бы возможно, то «Газпром» все равно должен был бы сохранить часть транзита через украинскую территорию (это было условие ЕС, к которому присоединилась Германия). Тактика Украины как раз и состоит в том, чтобы, затягивая заключение нового контракта, представить Россию ненадежным поставщиком.
«СП»: — А что Европа, куда она смотрит? Там готовы к новым газовым войнам?
— Думаю, что ЕС заставит Украину смягчить позиции, а «Газпром» — пойти на уступки. Новые газовые войны, да еще в условиях нынешней политической напряженности, ЕС, разумеется, не нужны.
«СП»: — Ранее в «Нафтогазе» неоднократно заявляли о «плане Б». Существует ли он, или это блеф?
— По всей видимости, какой-то план у «Нафтогаза», действительно, существует, но я сомневаюсь в том, что он является эффективным с эконмической точки зрения. Однако Киев уже неоднократно демонстрировал готовность идти на высокие расходы ради достижения политических целей.
«СП»: — На что, по-вашему, рассчитывают в «Газпроме»? Там еще верят в возможность договориться?
— Скорее всего, рассчитывают, что ЕС сумеет заставить Украину отказаться от конфронтации в данном вопросе и заняться поиском компромисса.
«СП»: — Будет ли в итоге подписан новый контракт?
— Мне кажется, что новый контакт подписать к этому времени не успеют, поэтому стороны согласятся продлить действующее соглашение.
Нефть и газ: Белоруссия потащит Россию в суд
Новости экономики: Зеленский уверен, что никто не будет выкручивать Украине руки на переговорах по газу