Воздушная тревога: Чехия показала, что в любой момент может закрыть небо для России

Прага неожиданно ввела запреты для наших авиакомпаний, но затем временно отменила

  
7972
Воздушная тревога: Чехия показала, что в любой момент может закрыть небо для России
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Материал комментируют:

2 июля летний отдых сотен, если не тысяч россиян оказался под угрозой срыва — СМИ сообщили, что часть прямых рейсов компаний «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии» в Прагу, а также рейсы лоукостера «Победа» в Карловы Вары отменены по требованию авиационных властей Чехии.

Источники «Интерфакса» сообщили о том, что на такой резкий шаг Прага пошла из-за того, что не смогла добиться от Москвы права для своего национального перевозчика Czech Airlines летать по транссибирским маршрутам на постоянной основе. Чешской компании приходилось получать временные разрешения на перелеты. Разногласия возникли из-за рейсов Czech Airlines по маршруту Прага-Сеул.

Москва попросила за это преференции для российских перевозчиков, но в ответ получила отмену разрешений на перелеты «Аэрофлота» и других авиакомпаний.

Министерство транспорта РФ обвинило чешские власти в нарушении соглашения о воздушном сообщении между странами. Однако, как говорят эксперты, формально Прага могла ничего и не нарушить. Дело в том, что в межправительственных соглашениях, как правило, прописан паритет, то есть равенство числа перелетов. Так как российские компании намного чаще летают в Чехию, чем наоборот, Прага воспользовалась этой юридической лазейкой и сократила число российских рейсов до «паритетного», отменив их часть.

Читайте также
Грузия поменяла «руссо туристо» на арабов, евреев, британцев и эстонцев Грузия поменяла «руссо туристо» на арабов, евреев, британцев и эстонцев Запреты Москвы оказались для Тбилиси болезненными, но не критичными

Хотя сейчас, по словам советника главы Ростуризма Дмитрия Горина, для Чехии не высокий сезон, по данным Погранслужбы ФСБ, в прошлом году в эту страну съездило 523,6 тыс. россиян. Значит, теоретически сейчас там могут находиться около 20 тыс. российских туристов.

К счастью, после «предупредительного выстрела» в виде отмены части рейсов (авиакомпании уже предлагали клиентам выбрать другие маршруты или вернуть билеты) чешские власти все же пошли на диалог. В СМИ сообщается, что стороны договорились снять взаимные ограничения на перелеты на срок до 7 июля.

Что будет после этого пока непонятно, но, как считают эксперты, Москве и Праге необходимо сесть за стол переговоров и попытаться как можно быстрее договориться. В противном случае, это грозит убытками как авиакомпаниям, так и туристической отрасли обеих стран.

Власти и Чехии, и России уже заявили о том, что политика к этому делу не имеет отношения — здесь чисто экономический вопрос.

Опрошенные «СП» авиаэксперты также считают, что вопрос скорее коммерческий, хотя и признают, что обычно подобные разногласия решаются в штатном режиме путем переговоров, и дело редко доходит до такой внезапной отмены рейсов, которая ставит пассажиров под удар.

Хотя похожая ситуация возникла в 2016 году, когда Россия в одностороннем порядке пригрозила прекратить воздушное сообщение из Таджикистана из-за нежелания последнего согласовывать рейсы из подмосковного аэропорта Жуковский. Конфликт тянулся несколько месяцев и привел к взаимному запрету ряда рейсов.

С Чехией подобные споры обычно решались цивилизованно, но тут дело может быть в недопонимании, самоуправстве чиновников или решении пойти на жесткий стиль переговоров. Раньше, говорят эксперты, всегда удавалось договариваться. Хотя и признают, что условиями перелетов по транссибирским маршрутам недовольны не только чехи, но и многие другие страны, которые регулярно поднимают вопрос о снижении или отмене тарифов за такие перелеты.

Если чешский демарш создаст прецедент, не исключено, что и другие европейские страны захотят решить вопрос таким кардинальным способом, и это будет весьма неприятно для россиян, которые могут на время остаться без авиаперелетов в те или иные страны.

— Взаимоотношения в гражданской авиации мира строятся по одному принципу — они определяются межправительственными соглашениями, которые заключаются между странами, — поясняет «СП» председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Олег Смирнов. — В этих соглашениях указаны все конкретные моменты: в какие города, с какой частотой, каких типов будут летать самолеты.

Все это строится, как правило, на паритете. Никто не имеет права действовать вразрез с межправительственными соглашениями. Любая авиакомпания обязана исполнять требования этих документов.

В случае с Чехией, они воспользовались пунктом о паритете и решили эту ситуацию «подравнять», предприняв такие шаги.

Думаю, это вопрос переговоров, и все эти моменты будут улажены. Межправительственное соглашение о воздушных связях никто не собирается менять, и стороны должны действовать в его рамках.

Читайте также
Российская Таврида ждет Элтона Джона Российская Таврида ждет Элтона Джона Почему Крым не хочет становиться «нашим Лазурным берегом»

«СП»: — Источники говорят, что все дело в недовольстве Чехии условиями перелетов по транссибирским маршрутам. Чем там за проблема?

— Да, это вопрос, который ставится многими западными авиакомпаниями. Дело в том, что авиакомпаниям, летающим по транссибирскому авиамаршруту, необходимо оплачивать определенные суммы для компенсации беспосадочного перелета по территории нашей страны. Это автоматические платежи всех, кто летает через это пространство, которые также регулируются соглашениями. Но сумма может меняться. Видимо, сейчас стороны о чем-то не договорились, например, о сумме или частоте перелетов.

«СП»: — Не поступила ли Чехия, мягко говоря, радикально, ведь наверняка этот вопрос можно было решить по-другому?

— Да, то, как это было сделано, не очень понятно. Чехия — цивилизованная авиационная страна. Они должны были заранее предупредить российские авиационные власти о своих намерениях, собраться, посовещаться и решить возникшие разногласия. Так, как сейчас, обычно в авиасфере не делается.

У авиакомпаний и авиационных властей стран возникает немало вопросов друг другу, но они решают их за столом переговоров. Так и в этом случае, необходимо было приехать высокому авиационному представителю Чехии к своему коллеге из России, поговорить за бутылочкой хорошего чешского пива, и, думаю, все документы были бы подписаны. Конечно, нельзя исключать примешивания политики в эту ситуацию. Но это уже вопрос к политологам, а не к авиаэкспертам.

«СП»: — Могут ли другие страны последовать примеру Чехии?

— Чехия — не первая страна, которая не довольна этой ситуацией. Другие государства тоже периодически высказывают претензии. Оно и понятно, кому хочется платить лишние деньги? Этот вопрос часто поднимается, но в итоге стороны достигают консенсуса. Именно так чешские власти должны действовать дальше — собраться за круглым столом с нашим правительством и обговорить все вопросы.

Независимый авиаэксперт Дмитрий Адамидов не исключает, что повторение подобных ситуаций возможно в будущем.

— В 2016 году у нас была похожая история с Таджикистаном, когда власти «бодались» несколько месяцев. Но нужно понимать, что в Европе обычно так не поступают. Трудно судить, с чем это связано. Может, возникло недопонимание и взаимное неприятие у конкретных должностных лиц в России и Чехии — кто-то что-то не так сказал или предложил. Либо здесь есть политическая составляющая, что в авиации не редкость. Пока у нас слишком мало информации, чтобы говорить наверняка.

Обычно, если стороны не договариваются, они начинают ограничивать полеты, это достаточно распространенная практика. Странно лишь то, что до этого в СМИ не просачивалась информация о проблемах в переговорах, поэтому сегодняшние события стали неожиданностью. Возможно, это такой стиль руководства. Мне кажется, что это все же внутренняя история, и большой политики в ней не просматривается.

Читайте также
США вышибают Россию с Кипра США вышибают Россию с Кипра Вашингтон готов вооружить остров, если его закроют для кораблей ВМФ РФ

«СП»: — То есть чисто коммерческие моменты?

— Даже не коммерческие… Не исключаю, что один чиновник решил, что обойдется без начальства и примет такое решение. Например, с нашей стороны кто-то что-то не подписал или, что более вероятно, чешский представитель решил проявить принципиальность и заработать баллы. Вот, заработал — вызвал международный скандал. Тем более что сейчас период отпусков, и решать такие вопросы подобным образом не совсем уместно.

Если бы это был политический демарш, мы все-таки услышали бы соответствующие заявления, например, о том, что это было сделано в знак солидарности с Грузией. Здесь же ничего подобного нет.

Европейские компании платят России за перелеты по транссибирским маршрутам. Но поскольку тариф не установлен раз и навсегда, он может меняться. Возможно, Прагу не устроили новые предложения по тарифам.

«СП»: — Может ли эта история стать прецедентом, и другие страны начнут брать пример с Чехии?

— Так обычно и бывает. Но все-таки это происходит тогда, когда случаются какие-то накладки и внештатные ситуации. Обычно страны стараются до таких крайностей дело не доводить. Но исключать того, что другие государства, недовольные условиями транссибирских перелетов, решат последовать примеру Чехии, нельзя. Мы от этого не застрахованы.


Международное положение: США вышибают Россию с Кипра

Новости авиации: «Уральские авиалинии» сообщили о возобновлении полётов в Прагу

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Юрий Лужков

Бывший мэр Москвы

Константин Нациевский

Политик, депутат Челябинской городской Думы от КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня