Россия остается лидером по неравенству доходов и капиталов. Согласно последнему исследованию Global Wealth международной консалтинговой компании BCG, примерно 50% всех накоплений граждан сосредоточено на счетах долларовых миллионеров. При этом около 40% всех накоплений принадлежат тем, у кого состояние свыше 100 миллионов долларов. Как отмечают аналитики, в среднем по миру этот показатель составляет 12%.
Таких богатых в России, как известно, всего несколько тысяч человек. И стоит ли удивляться, что остальные почти 150 миллионов человек живут бедно. По разным данным, около 91% граждан вынуждены экономить на еде, а для трети семей проблема купить новую пару обуви.
То есть одни россияне продолжают беднеть. Их доход не увеличивается, а вот долговая нагрузка по кредитам постоянно растет. В отношении 3% взрослого населения уже приняты судебные решения, и им запрещен выезд за границу. Но в это время небольшая кучка богатых продолжают богатеть.
При этом в правительстве Дмитрия Медведева постоянно говорят, что менять эту ситуацию никто не собирается. В кабинете министров обсуждают повышение пенсионного возраста и увеличение НДС, но никак не прогрессивный налог. Проще говоря, правительство и в целом власть устраивает нынешнее положение вещей, когда большая часть граждан в нищете, а несколько тысяч человек могут позволить себе всё и даже больше.
Есть и еще одна проблема, связанная с социальным расслоением. Бедные люди не создают потребительского спроса, достаточного для развития промышленности. По словам помощника главы Счетной палаты Алексея Саватюгина, сегодня в России просто некуда вкладывать. То есть если даже кто из богатых и задумается о судьбе страны, применения своим усилиям он просто не найдет. А это означает, что экономика продолжит стагнировать и откровенно деградировать.
Доцент РЭА им. Плеханова Денис Комолов отмечает, что увеличение социального расслоения неизбежно ведет к торможению экономического роста в стране:
— Процесс увеличения расслоения идет во всём мире. После реформ Рейгана и Маргарет Тэтчер западный мир перешел к так называемой «экономике предложения», к нынешней неолиберальной модели. То есть до этого господствовала модель, когда повышение благосостояния граждан увеличивает спрос на товары. Потом же стала господствовать парадигма снижения налогов для богатых и накопление капитала в руках крупных собственников. И даже в США по сравнению с 1970-ми доходы основной массы людей практически не растут. Казалось бы, растет производительность труда, но доходы остаются на прежнем уровне.
В России сегодня наблюдается похожий процесс. По разным данным, 1% населения принадлежит 65% всех активов, и это больше, чем во всех других странах мира.
Чем это грозит? Прежде всего тем, что наемные работники теряют мотивацию к труду. Люди просто не ощущают результатов своей созидательной деятельности. Материальный мотив исчезает. И уже не хочется повышать квалификацию, думать о национальном благосостоянии.
В свою очередь, богатые люди тоже предпочитают вкладывать средства за границей. Там они тратят деньги, покупают дорогие машины. Повышение уровня социального расслоения приводит к тому, что у граждан просто нет денег купить продукцию отечественного производства. Возникает закономерность: чем выше неравенство, тем ниже экономический рост. Согласно разным исследованиям, рост неравенства на 1% ведет к снижению роста ВВП на 1,5%. И в целом мы видим, как мировая экономика продолжает стагнировать.
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Геннадий Алпатов тоже видит большую угрозу для экономики в неравном распределении доходов:
Равновесие экономики предполагает, что деньги должны работать. Богатые не могут истратить на себя свои состояния, и встает вопрос, куда средства инвестируются. Обычно деньги богатые люди кладут в западные банки и тем самым подкармливают чужую экономику. И мы видим, как вкладываются в зарубежные спортивные клубы.
«СП»: — Помощник главы Счетной палаты Алексей Саватюгин говорит, что в России и вкладывать особо некуда.
— Я его знаю, он когда-то работал на нашей кафедре. Саватюгин прав в том, что деньги некуда вкладывать. Большая часть проектов осуществляется за счет государственных программ, то есть бюджетных средств. Но куда девать частные состояния?
И вот тут неизбежно встает вопрос, откуда взялись эти состояния. Одно дело, если человек с нуля развил свой бизнес. Тогда он вкладывал средства в развитие, он знает, как это делать. И он дальше будет это делать, так как это и есть суть бизнеса. Но вот если людям деньги достались случайно, как готовый актив, то такие бизнесмены не готовы ничего развивать. Многие в 1990-е занимались только спекуляциями предприятий, само производство их не интересовало. Если не удавалось продать целиком купленный актив, то тогда распродавали просто оборудование по частям.
Среди миллиардеров есть и те, кто не собственники, а управляющие государственными предприятиями. Они разбогатели только потому, что их назначили руководить. Эти люди тоже не особо способны развивать производство, это не их дело.
Но есть еще один момент. Более равномерное распределение собственности дает возможность думать большему числу людей о том, как распорядиться средствами. Если у людей будут деньги, то они их смогут тратить. Возьмем США, там и сто лет назад были относительно высокие зарплаты, которые порождали высокий спрос. Более справедливое распределение денег всегда лучше для экономики.
Новости мира: США грозит дефолт через два месяца