Российская валюта исчерпала уже практически все драйверы роста. И главные факторы, которые будут влиять на курс рубля в августе, — это снижение нефтяных котировок, мировые торговые войны и жесткая антироссийская риторика США.
Почему Путин не Эрдоган?
Центробанк России второй месяц подряд снижает ключевую процентную ставку — считается, что это позволяет упростить доступ к финансовым ресурсам. Правда, очередное снижение, которое на прошлой неделе осуществило ведомство Эльвиры Набиулиной, было весьма скромным — с 7,5% до 7,25%. Сокращение ключевой ставки позволяет сократить негативное влияние на экономический рост таких факторов, как колебания обменного курса рубля и инфляция.
Решение Набиулиной, хоть и встреченное с оптимизмом экспертами, резко контрастировало с позицией турецкого Центрального банка, который в четверг обрушил ключевую ставку с 24% до 19,75%. Между тем, финансово-экономическая ситуация в Турции очень близка к российской: наблюдается депопуляция (сокращение коренного населения), сокращения уровня инвестиций в реальный сектор. Ну, пожалуй, в России к этому можно добавить сверхсильную зависимость бюджета от добычи и экспорта нефти и другого сырья.
Сближает Россию и Турцию то, что обе страны находятся под жестким прессингом американских санкций. Результатом введения санкций стало обрушение курса национальной валюты: в 2014 года рубль потерял почти 55% своей стоимости, а турецкая лира с прошлого года — почти 40%.
Напомним, что российский Центробанк в декабре 2014 года также за одну ночь практически удвоил ключевую процентную ставку — таким образом удалось поддержать рубль после того, как Запад ввел в отношении России санкции после обвинений во вмешательстве в украинский кризис. Затем Центробанк медленно снижал процентную ставку.
От чего у Трампа бывают истерики?
Причем если, например, Владимир Путин не пытается оказывать давление на Центробанк, то турецкий лидер Реджеп Эрдоган, напротив, постоянно критикует финансовые власти страны. В сентябре 2018 года во время выступления перед своими сторонниками в Анкаре он обрушился с критикой на Центробанк, в приказном порядке потребовав повысить ключевую ставку. Вместо этого она не просто снизилась, а повысилась — с 17,75% до 24% (превзойдя, кстати, даже прогнозы экспертов, которые считали, что ставка вырастет не более чем до 22%).
Очень, кстати, напоминает истерику Дональда Трампа, который также постоянно ругает Федеральную резервную систему (ФРС): в прошлом году — за повышение процентных ставок, а в нынешнем — за отказ от их снижения. Президент обвиняет ФРС в подрыве его усилий, направленных на ускорение роста экономики США.
Впрочем, экономисты не сомневаются, что курс рубля (как и темпы роста российского ВВП) все больше зависит не от внутренних, а от внешних факторов. В частности, от общего «охлаждения» глобальной экономики: Скажем, Европейский центробанк (ЕЦБ) объявил на прошлой неделе, что готовится к сокращению краткосрочных процентных ставок (впервые с начала 2016 года), учитывая ухудшение экономических перспектив в еврозоне.
О том, какое будущее рубль в августе, «Свободная пресса» поговорила с валютными экспертами.
Дмитрий Александров, главный стратег «Универ Капитал»:
— Для доллара наиболее важное значение будет иметь заседание ФРС, которое начнется в эту среду и завершится в первый день последнего летнего месяца. Более того, любой намек на пересмотр позиций регулятора в сторону менее активного смягчения политики может привести к тому, что ускорится отток ликвидности с развивающихся рынков на фоне сворачивания carry-trade. Коснется это и рублевых ОФЗ, а значит, окажет дополнительное давление на рубль.
Для курса рубля к евро первую скрипку будут играть события вокруг «Брекзита без сделки» и риторика главы ЕЦБ, а также возможные заявления Кристин Лагард, которая возглавит регулятор в ноябре.
Судя по всему, курс на ослабление пока господствующим является в обеих крупнейших глобальных валютах, но именно «голубиная» (смягчительная — Ред.) риторика ФРС может сделать конец лета — начало осени временем максимального ослабления доллара США против других валют и активов.
Таким образом, в отсутствие реализации специфических политических рисков рубль имеет шансы торговаться в диапазоне 60,8−64,6 против доллара США и 69,5−72,0 против евро.
Вадим Иосуб, старший аналитик «Информационно-аналитического центра «Альпари»:
— В июле нефть марки Brent торговалась относительно стабильно в диапазоне $61−67,5 за баррель. На первый взгляд это 10% разброс цен, но для месячного движения нефти это не так уж много.
За счет этого, что нефть почти утратила влияние на курс доллара к рублю, с середины июня американская валюта остается в коридоре 62,5−64 рубля, совершая колебания от одной границы к другой.
Судьба евро была менее радужной, он снизился с середины июня с 72 до 70 рублей. Но это всего лишь отражало снижение евро к доллару на мировом рынке с 1,14 до 1,11.
Если не произойдет какого-либо форс-мажора с динамикой цен на нефть, не усилится санкционная риторика, доллар в августе останется в диапазоне 62,5−64 рубля.
Поведение евро к рублю будет зависеть от его поведения к доллару. Если евро на мировом рынке прекратит падение и останется на нынешних уровнях, то к рублю в августе он будет торговаться в пределах 70−72 рубля. Если же евро продолжит слабеть к мировым валютам, то и к рублю он может уйти ниже 70 рублей, снижаясь до 69,5 рубля и далее до 68,5 рубля.
Андрей Люшин, заместитель председателя правления «Локо Банка»:
— Август традиционно является очень трудным месяцем для рубля с точки зрения сезонности, на этот месяц приходится основная масса факторов давления, когда факторов роста остается уже совсем мало.
Среди факторов роста можно выделить достаточно стабильные, высокие нефтяные котировки, в последнее время ситуация позволяет поддерживать цены выше 60 долларов за баррель Urals, а также фактор высокого спроса на облигации российского суверенного долга в виду, относительно, высокой доходности, надежности российской экономики и ожидаемого укрепления в случае с «трудностями затяжного характера» доллара.
Пропадает поддержка факторов налоговых и дивидендных выплат, центробанки стремятся стимулировать экономики, делая деньги дешевле, прибавляется факторы обратной конвертации рублевых дивидендов.
«Изюминками» текущего года стали торговые войны, которые замедляют экономику, в совокупности с поведение опережающих индикаторов, прогнозов экономических циклов ожидаются серьезные трудности для мировой экономики и производства, все это существенно снизит аппетит инвесторов на рисковые активы, к которым относятся все валюты развивающихся экономик (в том числе и наш, условно крепкий, рубль).
В августе, в зависимости от принятых решений и трактовки индикаторов рубль может вернуться к майским показателям в диапазоне 64−66 рублей к доллару и 72−74 к евро, чему будет активно препятствовать достаточно сложная макроэкономическая обстановка в еврозоне, США и Китае.
Андрей Хохрин, генеральный директор «Иволга Капитал»:
— Торговая сессия понедельника, 29 июля, показала закономерное понижение курса рубля, как ответ на монетарные решения Центробанка, который снизил ключевую ставку на 25 базисных пунктов.
В условиях замедления мировой экономики таких же действий инвесторы ожидают от ФРС, двухдневное заседание которой состоится в ближайшую среду. От решений снизить или оставить ставку на текущем уровне будет зависеть поведение пар с долларом и евро.
Кроме того, инвесторы не до конца понимают, будет ли США применять новые санкции в отношении госдолга России. В таких условиях произошло значительное ослабление нефтяных котировок, которые остановились на низкой отметке в 63 доллара за бочку Brent. Но даже в таких сложных условиях, когда российская валюта потеряла значительную часть драйверов роста, снижение к доллару и евро составило лишь 0,3%.
Последние новости и слухи: Зрители подозревают, что главная «яжмать» «Дом-2» Ольга Рапунцель бьет свою годовалую дочь