Новый президент Украины Владимир Зеленский отчаянно ищет деньги. На прошедшей 23 августа встрече с президентом Всемирного банка Дэвидом Малпассом, он честно сказал: «У нас нет времени». А затем выразил надежду на продолжение финансовой поддержки и технической помощи со стороны ВБ, который является одним из ключевых заёмщиков Украины.
В числе прочих на этой встрече поднималась и тема развития инфраструктуры. То есть строительства автодорог, мостов, трубопроводов, ЛЭП
Пока что Украина прожигает инфраструктурное наследие «кровавого коммунистического режима». Но оно за 30 лет «незалежности» поизносилось донельзя. Киевский политолог Андрей Головачев написал на своей странице в Фейсбуке, что только на ремонт дорог «незалежной» сегодня нужно 385 млрд. долларов.
И это — далеко не все.
Чтобы привести в чувство украинскую теплоэнергетику, согласно данным портала Newsoboz, необходимо вложить в нее до 600 млрд. гривен (24−25 млрд. долларов).
На фоне острой нехватки газа и угля для украинских ТЭС, более половины электроэнергии страны вырабатывают атомные электростанции. На Украине сейчас работают 15 энергоблоков. Однако 12 из них либо уже полностью исчерпали свой ресурс, либо близки к этому. 7 реакторов по всем нормативам уже должны быть остановлены.
Стоимость строительства энергоблоков в мире колеблется сегодня, в зависимости от обстоятельств, от 1,5 до 10 млрд. долларов. Таким образом, «незалежной» нужно, как минимум, 18−20 млрд. долларов для «поддержания штанов» своей атомной энергетики. Отказ от этих инвестиций может быть чреват не просто нехваткой киловатт, но и последствиями куда более серьезными.
В послемайданное время количество внештатных ситуаций на украинских АЭС выросло на порядок. И одна из них запросто может окончиться вторым Чернобылем или Фукусимой. Согласно результатам исследования, обнародованного в журнале Energy Research & Social Science, вероятность ядерной катастрофы на Украине в ближайшие 5 лет — значительно выше 50%…
А ведь есть еще энергосети, водопровод, канализация, мосты. И «роскошь» — от школ и больниц до уличного освещения и лавочек в парках. И с этим — все тоже очень грустно.
Так, за последнее время на Украине в среднем строят или реконструируют около 20 зданий общеобразовательных учреждений в год. В России, для сравнения, такими же примерно темпами идет строительство школ в одном только Санкт-Петербурге…
А новости о бьющих из разорвавшихся водопроводных или канализационных труб фонтанах появляются на украинских новостных ресурсах практически ежедневно.
До Майдана украинские власти худо-бедно пытались поддерживать состояние инфраструктуры страны, «латая дыры». Тем не менее, общее положение дел было катастрофическим. Когда в 2014 году Крым и Севастополь вошли в состав России, инфраструктуру полуострова пришлось воссоздавать буквально с нуля. Электрические коммуникации и водопроводные трубы меняли одномоментно в целых микрорайонах. Такая работа неблагодарна с политической точки зрения. Она — чрезвычайно дорогая, но не особо заметна и не дает поэтому должного PR-эффекта. Но если этого не делать, то через некоторое время случится катастрофа, ликвидация которой обойдется гораздо дороже.
Таким образом, чтобы уберечься от техногенных катастроф и обеспечить населению «незалежной» мало-мальски комфортное существование, украинским властям необходимо в ближайшие 5 лет (в запланированный срок нахождения при власти Зеленского) вложить в восстановление инфраструктуры несколько сот миллиардов долларов.
Насколько это реально?
Весь годовой бюджет Украины составляет сейчас около 44 млрд. долларов. Основные статьи расходов в нем: образование, выплата пенсий, обслуживание внешних долгов и содержание силовых структур. На все коммунальное хозяйство выделено менее 1,5 млрд. долларов — раз этак в 60- 70 меньше, чем нужно.
Позиция, которую на этом фоне заняли украинские власти, — страусиная. На то, что бросается в глаза, вроде дорог, пытаются выделять хотя бы копейки. А вот на то, что не так сильно заметно обывателю — от водопровода до реакторов на АЭС — практически махнули рукой. Пуск единичного энергоблока на Хмельницкой АЭС и авральное латание труб ничего на глобальном уровне не решат.
Добавьте сюда необходимость выплачивать многомиллиардные кредиты Западу, и станет понятно — тут уж точно не до коммуналки.
То, что Украине удалось заработать за счет удачной конъюнктуры на рынках металла и зерна, уже проедено. Чтобы избежать социального взрыва и замедлить процесс бегства населения за границу, правительство решило без всяких экономических обоснований поднять минимальную заработную плату. И это стало настоящим пиром во время чумы. По данным украинских СМИ, наполнение бюджета в 2019-ом оказалось наихудшим за последние годы. Например, в июне бюджет был недовыполнен почти на 18%.
То, что делают сейчас украинские власти, напоминает действия команды, пытающейся посреди океана заткнуть голыми руками несколько десятков пробоин в корпусе тонущего судна. И никто из западных «партнеров» бросать спасательный круг «незалежной» даже не собирается. А единственное государство, пытавшееся предложить в 2013 году свою помощь, в националистическом угаре назначили «агрессором». Такими темпами, на Украине скоро, ничто кроме черноземов не будет представлять никакой ценности. Впрочем, если усилиями киевских властей что-то произойдет на АЭС, то обесценятся и они.
Новости Украины: На Украине рассказали, сколько россиян не пустили в страну
Новости политики: Геращенко запретила МИД РФ «поучать украинского президента»