Экономика / Стройки века

Амбиции Кремля: В новую дорогу к Крымскому мосту закопают по миллиарду на километр

Очередной мегапроект на Кубани — попытка купить лояльность россиян за их же деньги

  
6011
Амбиции Кремля: В новую дорогу к Крымскому мосту закопают по миллиарду на километр
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Кубанский губернатор Вениамин Кондратьев, которому в будущем году предстоят непростые выборы, времени зря не теряет. Чтобы избавить Краснодарский край от пробок, Москва намерена потратить 90 миллиардов рублей на строительство подъездной дороги к Крымскому мосту.

Как заработать триллион? Спроси губернатора

Главам российских регионов не впервой подкупать избирателей обещаниями грандиозных проектов. Но в этом году их словно прорвало. Врио губернатора Мурманской области Андрей Чибис последние месяцы трезвонил о комплексном развитии Мурманского транспортного узла (МТУ), который позволит привлечь 130 миллиардов.

Башкирский лидер Радий Хабиров вынашивает проект транспортно-логистического парка «Уфимский» (37 млрд. рублей) и Волейбольного центра к грядущему Чемпионату мира по волейболу (весьма скромные 2 млрд. рублей).

Уже навострили уши и губернатора, которым предстоит быть избранными лишь в будущем году. Ростовский губернатор Василий Голубев пообещал выделить почти 50 миллиардов на строительство дорог и еще 13 — на завершение двух гидроузлов на Дону.

Руководитель Татарстана Рустам Минниханов намерен построить участок платной трассы из Европы в Китай стоимостью почти 38 млрд. рублей. Но всех заткнул за пояс, конечно, лидер Кубани Вениамин Кондратьев (у него также перевыборы в 2020 году), который запросил у Москвы почти 90 миллиардов на строительство новой скоростной автодороги — она должна соединить Краснодар с Крымским мостом.

Читайте также
В ожидании рецессии: Рубль добьют бегущие из страны триллионы долларов В ожидании рецессии: Рубль добьют бегущие из страны триллионы долларов Минэкономразвития с оптимизмом наблюдает за выводом капитала и крахом своей валюты

Стройка была заложена еще в федеральный проект «Коммуникации между центрами экономического роста», который, в свою очередь, включен в «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Построить новую автодорогу обещают в течение трех лет, а курировать проект будет министр экономического развития Максим Орешкин (по крайней мере, так закреплено в программе)

Цена строительства окажется рекордным для российских реалий: почти 1 миллиард за каждый километр пути. Необходимость такой дорогой стройки объясняют тем, что после введения в строй Крымского моста на подъездных дорогах к нему образовались гигантские очереди — так много желающих отдохнуть в Крыму. Проект предусматривает, что от Краснодара до Крымского моста можно будет добраться за 1 час 50 минут.

Кстати, Крым в «Комплексном плане» возникает не раз — видимо, федеральные власти делают на него большую ставку. Предусмотрено, в частности, построить новую автодорогу от Керчи до Севастополя, а также модернизировать железную дорогу от Багерово до Джанкоя (она станет двупутной и электрифицированной).

Мнение экспертов, опрошенных «Свободной прессой», об эффективности гигантских инфраструктурных трат, оказались диаметрально противоположны.

Подобные мегапроекты — исключительно политические

Никита Рябинин, глава люксембургского офиса консалтинговой компании KRK Group:

— Безусловно, строительство дороги — это политический проект. Никакого отношения к экономике и реальным расчетам экономической целесообразности данное решение не имеет. Заработают подрядчики строительства (точнее генеральный подрядчик), а субподрядчики с учетом опыта предыдущих строек могут остаться банкротами, да еще и с уголовными делами о растрате бюджетных средств.

Узнав о размерах предстоящих трат на строительство дороги, у меня возникает масса вопросов. Кто реально просчитывала экономический эффект данного проекта? Может ли откупиться эта дорога? Какой экономический эффект дадут траты для экономики причерноморских дорог в будущем? Сколько будет стоить содержание этой автомагистрали?

Кому принадлежит компания, которая получит подряд на строительство, и какая маржа там заложена? Да и вообще, насколько это первоочередная и приоритетная дорога для РФ, учитывая общее плачевное состояние дорожной инфраструктуры?

В первую очередь необходимо не только понять, но и разъяснить общественности, насколько все эти и другие вопросы были проработаны перед принятием решения о строительстве.

Проект дорожает из-за роста курса доллара

Дмитрий Лесняк, советник президента Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей:

— Конечно, такие проекты нужны — новые дороги, как и новая инфраструктура, всегда полезны для развития страны в целом. По крайней мере, в таких проектах всегда видно, что именно было создано на выделенные деньги. Даже если не все деньги в итоге будут использованы для реализации проекта, все равно результат будет, и граждане его увидят.

Что касается конкретных сумм, то стоит понимать, что если был бы больше километраж, сумма была бы меньше, так как здесь суммы, потраченные на разработку проекта, на подрядчиков, на покупку земель, на обслуживание, на строительные материалы. Причем на таких трассах используют недешевые материалы, обычно делают теплый асфальт, чтобы зимой не было изморози, снега и т. д.

Учитывая существующий уровень инфляции и то, что какие-то затраты измеряются в долларовом эквиваленте, расходы на реализацию проекта действительно будут большими.

«Горячие» торговые маршруты России сейчас нужнее

Евгений Удилов, руководитель департамента образования Института трейдинга и инвестиций:

— У меня возникает вопрос: а точно ли все эти дополнения к существующей трассе А-289 обойдутся в итоге дешевле, чем вариант со строительством новой современной дороги-дублера — южнее Темрюка и вплоть до дальнего западного обхода Краснодара? Это был бы очень серьезный вариант решения вопроса раз и навсегда: ведь дальше только расти (и все сильнее), будут не только пассажирские, но и особенно грузопотоки.

Однако, естественно, все сказанное не повод обсуждать воистину «золотую» цену каждого километра такой дороги — безумный 1 млрд. рублей. Ведь даже дорогущая новая скоростная магистраль М11 «Москва — Петербург» длиной 684 километра обошлась «всего» в 152,8 млрд. рублей. То есть, на суперсовременной питерской трассе стоимость километра порядка 225 млн рублей — что все равно очень и очень много, пусть даже и с учетом того, что питерская трасса платная, частично должна себя окупать и напрямую за счет проезжающего по ней потока транспорта.

Так что ни о каком «миллиарде на километр» и на Кубани речь наверняка вестись не будет: иначе выйдет, что эти новые 128 км дороги обойдутся по цене как половина Крымского моста, который, напомним, стоил 228 млрд. рублей.

«СП»: — А почему, на ваш взгляд, власти сегодня такие усилия направляют именно на «причерноморское» направление? Разве не справедливы критики, которые считают, что в России масса и других забытых властями регионов, которым миллиардные вливания не помешали бы?

— Если говорить о концепции кубанских мегапроектов в целом, то разумеется, в логистическом смысле Крымский полуостров для грузов это тупик. И никакие вложения сюда не будут иметь чисто «по-бухгалтерски» того экономического эффекта, что в состоянии дать России участие в создании транспортной, складской и, скажем так, сопутствующей производственной инфраструктуры на «горячих» торговых маршрутах «Азия — Европа» или при масштабном развитии портов вместе с Китаем по проектам «Шелкового пути».

И, будучи урезана до более разумных аппетитов, та же смета сверхскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Казань» с пропускной способностью в миллионы составов окупится и способна дать по итогу куда более весомый выхлоп, чем любая новая дорогая на Кубани или чем трасса «Таврида» в Крыму.

Читайте также
Отдых-2019: Египет ждет россиян, но уже вряд ли дождется Отдых-2019: Египет ждет россиян, но уже вряд ли дождется Первые чартерные рейсы на полюбившиеся курорты могут отправиться через месяц, но желающих будет немного

А вот дороги и в Крыму надо делать срочно нормальные: мост построили, поток с материка возрос сразу на миллионы машин, путь из Симферополя до побережья летом тоже занимает теперь часы… Пропускная способность дорог Крыма, как и на Кубани, на такой приток не была рассчитана. Поэтому нельзя не признать, что эти мегапроекты (конечно, в разумном по затратам ключе и без наглых переборов по деньгам) теперь уже абсолютно необходимы.

«СП»: — Чтобы дать стимул для социально-экономического развития полуострова?

— Конечно! Ведь помимо интересов миллионов туристов, прежде всего сами жители Крыма нуждаются в снабжении по нормальным ценам, как на «материке» — и продуктами питания, и самыми различными товарами потребления. А экономически и на перспективу от пяти лет это еще и приличный по размеру рынок сбыта, и не только для российских торговых сетей: интерес уже проявляют и Турция, и Китай.

Пока же цены на любую ввозимую в Крым продукцию неизбежно завышены, так как сюда проблематично довести что угодно — по забитым трассам, где смешались частные автомобили и фуры, и где даже рейсовые автобусы привычно опаздывают на 3−4 часа.

Огромный расход лишнего топлива, после чего обратно фуры чаще всего движутся пустыми: везти-то из Крыма пока почти нечего, на нормальное или хотя бы самодостаточное развитие экономики полуострова нужно время. А запуск железнодорожной ветки Крымского моста проблему вовсе не снимет, а лишь частично облегчит: по «железке» повезут, в основном, стройматериалы и цистерны с топливом.

Новости России: Путин заявил о недовольстве экономическими показателями

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Лариса Шеслер

Председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня