Китайская мечта олигарха Джека Ма — уйти на пенсию, а не обирать бедных
Мир потрясен: основатель одной из крупнейших в мире интернет-компаний Alibaba Group покидает свое детище
И дело не только в том, что делает это китайский миллиардер в экстравагантной манере, а в том, что по нашим меркам это — незаурядный поступок: отдать управление созданным с нуля бизнесом другим людям и заняться иной деятельностью.
К этому следует добавить, что Джек Ма — воплощение китайской мечты и китайского характера, который отличает упорство, трудолюбие и, я бы сказал, гибкость ума и прагматизм.
Пишут, что Ма произошел из семьи «бедных музыкантов». Это все равно, что сказать: китаец произошел из китайской семьи. А его родители, которые действительно были музыкантами, наверняка имели некоторые преимущества по сравнению с крестьянами и даже рабочими на фабрике. По крайней мере, они выкормили своих детей и дали им образование. Чем только не пробовал заниматься Ма в молодости, когда в Китае бурно начали развиваться рыночные отношения, и китайцам было дозволено (и даже вменено в обязанность) богатеть. Помните знаменитый лозунг архитектора китайских реформ Дэн Сяопина «не важно какого цвета кошка…». Это о возможности зарабатывать при социализме, используя рыночные механизмы. Но какие рыночные механизмы в руках учителя английского языка с жалованьем в несколько десятков долларов в месяц? Хотя по тем временам в Китае это была престижная работа и не такие же уж маленькие деньги, Ма они не устраивали. Это, а также неуемный характер Ма стали двигателем его роста.
Прежде чем основать свой бизнес, Джек Ма пытался устроиться в ресторан быстрого питания, в полицию, много раз посылал резюме в американские и английские университеты. Всюду он получал отказы, но его это не смущало, хотя и огорчало. Ма объяснял это своим маленьким ростом и невзрачной внешностью. Но уже тогда он следовал принципу: провал наступает лишь тогда, когда человек прекращает бороться. Ханчжоу — чайная столица Китая, родина одного из знаменитых в Поднебесной сортов чая, называемого «колодец дракона». Чайные плантации здесь начинаются в черте города и уходят в облака: кусты покрывают склоны гор. В Ханчжоу, где создан даже музей чая, чайный бизнес приносил и приносит неплохой доход. «Колодец дракона» стоит здесь от 10 тыс. рублей за кило, а например, в России цена возрастает в три раза. Но Ма сельское хозяйство не интересовало. И он вернулся к тому, что знал лучше всего — к английскому языку, основав агентство переводов. Три года оно выходило на прибыль и ныне это крупнейшее агентство переводов в регионе Ханчжоу.
С интернетом Ма познакомился впервые в 1995 году во время поездки в США в качестве переводчика. Не обнаружив в сети исчерпывающей информации о Китае, он решил восполнить пробел и взялся за дело, о котором раньше не имел никакого представления. Поначалу проект по созданию сайтов в интернете не давал ничего, но через три года появилась прибыль, и немалая - $ 800 тыс. После этого Ма пригласили руководить площадкой интернет торговли при Министерстве коммерции Китая. Здесь Ма приобрел бесценный опыт и сделал вывод, которым он делится сегодня с бизнесом: «Любите правительство, но не вступайте с ним в брак»,
Существует много легенд, о том, как Ма создавал Alibaba. Кстати, название он взял прямо из знаменитой восточной сказки, и оно символизирует суть работы компании: открывать людям и бизнесу кладовые с сокровищами. Но там, где задумывалось и создавалось новое дело, никаких сокровищ не было. Это была малогабаритная однокомнатная квартирка Ма в его родном Ханчжоу, в которой собирались его друзья, соратники и которая долгое время служила офисом Alibaba.
Неслучайно одним из мероприятий в длинной череде празднеств по случаю 55-летия Ма и его ухода «на пенсию» стало посещение этого скромного «логова китайского дракона». Кстати, когда неподалеку был возведен гигантский офисный комплекс Алибабы, Ма с его соратниками продолжали наведываться в ту квартирку, устраивая там мозговые штурмы. А теперь, туда отправляют поработать наиболее одаренных сотрудников компании, чтобы они в этом святилище, где, как говорят, присутствует особый дух, придумали что-то сродни детищу Ма.
Автору этих строк посчастливилось побывать в современной штаб-квартире Алибабы, которая занимает целый квартал в утопающем в зелени районе Ханчжоу (Ма сторонник «зеленого развития»). И надо сказать, что ее отличает не только комфорт, шик, но и демократизм, перешедший из той скромной квартирки, где зарождался гигант. Хотя в Китае, как и у нас, высокие чины, вышедшие «из грязи в князи» привыкли задирать нос и нередко отличаются снобизмом, но только не в Алибаба. Топ-менеджеры с удовольствием побеседуют с гостем, расскажут, обменяются визитками. Такие порядки завел Ма, и их здесь свято соблюдают.
Людям открыты не только 66 тысяч сотрудников Алибабы, но и самая компания. Ее лозунг и философия — делать бизнес доступным по всему миру, а жизнь людей — лучше. Любой китаец на интернет площадке компании за 5 минут может взять кредит на открытие дела под смешной процент. Кредит одобряет машина, компьютер. Самое интересное, что это работает, а деньги возвращаются. На мой вопрос, будет ли Алибаба предоставлять такие услуги в России, топ менеджер, отвечающий за российский рынок, ответил: ищем партнеров, изучаем проблему. Думаю, что трудности, с которым столкнулись китайцы в России, читателям понятны.
В череде торжеств по случаю ухода Ма была и его встреча с персоналом Алибабы на местном ханчжоуском стадионе на 80 тыс. мест. Как и положено руководителю самой дорогой китайской компании стоимостью 460 млрд. долларов (хотя, возможно, есть и дороже, только они пока помалкивают) уходящему «на пенсию» Джек Ма, облачившись в кожаный костюм рок музыканта, спел песню You Raise Me Up (Ты воскрешаешь меня). И подыграл себе на оранжевой гитаре. Дуэтом с ним пел его воспитанник и преемник на посту исполнительного директора Дэниел Чжан. Поклонники Ма по всему миру привыкли к таким перформансам, которые обожает миллиардер, как бы компенсируя недоданное ему в молодости внимание публики. В 2014 году он с огромным ирокезом на голове исполнил саундтрек из «Короля Льва», а в 2017-м на корпоративной конференции Алибабы в знаменитом костюме Майкла Джексона (мундире и белых перчатках) станцевал под хит Майкла Джексона Dangerous. Но на стадионе в Ханчжоу, где отмечали его уход, Ма растрогался: «Быть сильной компанией непросто, но быть хорошей компанией куда сложнее. Сильная компания определяется ее коммерческими способностями, а хорошая компания ответственна и добра». «В XXI веке, кем бы вы ни были и где бы ни работали, доброта — главная сила. Многие говорили, что мне очень повезло, но Alibaba совершила не меньше ошибок, чем другие компании. Однако мы приняли и множество правильных решений — в основном потому, что делали это исходя не только из деловых соображений. Все критические решения, принятые нами за последние 20 лет, не были связаны с вопросом денег».
Фантастика по нашим меркам. Где в России бизнесмены такого уровня, которые так бы не только говорили, но и делали? Нет ни одного из первой сотни Форбс (Ма -21-й в этом рейтинге богачей), который бы ничего не приватизировал (украл, говоря простым языком), создал огромный бизнес с нуля и не делал прибыль главной целью. Нет ни одного, кто бы ни был связан с нефтью, газом, металлами и прочими достояниями республики. Нет ни одного, кто бы создал современную мировую компанию и вывел Россию в лидеры инноваций. Такова китайская мечта в реальности, таковы китайские реформы. Свой праздник Ма дарит людям, тиражирует миллионами. И не он один. В результате частный бизнес в Китае создает 60 процентов ВВП, до 70 процентов китайского экспорта производят частные компании.
Поэтому китайская экономика растет на 6 с лишним процентов в год, а российская топчется на месте. Китай стал мировым лидером во многих высокотехнологичных сферах, а Россия все больше отстает от конкурентов и становится их сырьевым придатком. Сегодня в нашей стране на долю госкомпаний приходится более 71% ВВП. Результат: за последние 10 лет размер экономики России превысил уровень 2008 года лишь на 4% с небольшим, хотя мировая экономика росла в 8 раз быстрее, а китайская стала больше на 101%, обогнав российскую по темпам роста в 25 раз.
В 2012-м бизнесом в России хотели заниматься лишь 3,6% населения (стандартный показатель для среднеразвитых экономик — 20%). А в 2017-м — лишь 2%. Это самый низкий показатель из 65 стран с развитыми и развивающимися экономиками. Мелкий и средний бизнес схлопывается, компании ликвидируются…
Но мы сейчас не о грустном, а о празднике «проводов на пенсию». Все эти распевки и банкеты Джека Ма выглядят красочно (Алибаба — мастер по праздникам), но несколько искусственно. Что праздновать то? Уход отца-основателя? К тому же и это лукавство. Ма по большому счету никуда не уходит. Он останется в совете директоров компании до 2020 года, вместо него руководить будет его ученик (в даосском смысле слова, то есть продолжатель дела мастера) — Дэниел Чжан. К тому же Ма остается владельцем крупного пакета акций компании, составляющей немалую долю его состояния — 38 млрд. долларов США.
Поскольку церемония ухода Ма на пенсию была приурочена не только к его 55-летию, но и ко дню учителя, основатель Алибабы заявил, что вернется к своей первой профессии. Но что-то подсказывает, что здесь имеется в виду не учитель английского языка, а Учитель в более широком смысле слова: наставник, советник, архитектор новаций, если хотите.
Вот такой он Ма Юнь, ведь Джеком его окрестили американские туристы, у которых юноша навязчиво учился английскому языку. Знали бы янки, с кем имеют дело…
Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»
Новости России: Чубайс рассказал Захаровой, что он сделал для процветания России