Вашингтон и Варшава совместными усилиями постараются сделать все, чтобы проект «Северный поток-2» не был реализован. Соответствующее соглашение заключили в Нью-Йорке Дональд Трамп и Анджей Дуда.
Американский президент встретился со своим польским коллегой 23 сентября, накануне открытия 74-й сессии Генассамблеи ООН.
Как следует из официального сообщения Белого дома, лидеры обменялись мнениями об оптимальных вариантах по усилению сотрудничества в «области обороны, безопасности и энергетики». В частности, была затронута тема магистрального газопровода «Северный поток-2», который стороны солидарно назвали «угрозой энергетической безопасности Европы». И обсудили, как «наилучшим образом остановить проект».
Подробности плана борьбы против новой трубы, по которой российский газ в скором времени должен пойти в Европу, американская администрация не разглашает.
Но тема в целом давно раскрученная. Помешать строительству «Северного потока-2» Вашингтон и Варшава пытаются с самого начала. В чем им активно все это время помогают Латвия, Литва, а также Украина.
Интересы, правда, у всех разные.
Так, Украина опасается за ежегодную потерю трех миллиардов долларов транзитных доходов. Штатам европейский рынок нужен для продвижения своего СПГ. А Польша лелеет мечту стать хабом американского сжиженного газа в регионе и реэкспортировать его с прибылью в другие страны Евросоюза.
Что касается Латвии и Литвы, то эти с радостью примкнут к любой компании, лишь бы свою русофобию хоть как-то обналичить.
Но может ли этот «конгломерат единомышленников», действительно, что-либо предпринять, чтобы «Северный поток-2» не состоялся?
Угрозы ввести санкции в адрес европейских участников проекта со стороны США уже звучали. Иск Польши по OPAL суд ЕС удовлетворил, запретив «Газпрому» использовать трубопровод на полную мощность.
Что еще американцы со своей группой поддержки способны придумать?
— Все эти совместные договоренности показывают, что политизация энергетики в Европе происходит не со стороны России, в чем нас обвиняют все время, а со стороны США и Польши, как минимум, — комментирует ситуацию ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Они, ничего не стесняясь, открыто, на политическом уровне, договариваются противостоять экономическим, инфраструктурным проектам.
И, кстати, здесь надо делать выводы Европейскому суду о мотивации Польши, которая подает протесты по поводу решения о загрузке трубопровода OPAL, например, на полную мощность. В реальности, это не потому, что «Газпром», загружая OPAL, сокращает якобы поставки через Польшу газа, и, тем самым, влияет на ее газовый рынок. А потому, что Польша противодействует всем российским проектам.
«СП»: — Так, могут они остановить «поток»?
— Польше здесь очень сложно что-либо сделать. Я думаю, здесь могли обсуждаться варианты, а что будет дальше в случае, когда США с помощью других игроков (например, Дании или Украины) сократят поставки российского газа на европейский рынок. Варшава хочет услышать от США, какая будет плата за ее старания в противодействии российским проектам.
Польша мечтает стать «воротами» американского сжиженного газа на европейский рынок. В Варшаве хотят увидеть, что Штаты будут гарантировать прокачку, например, через Польшу на Украину.
Предварительное соглашение они подписали 31 августа (трехстороннее уже, вместе с украинцами) — что американские компании будут продавать газ на украинском рынке. Но газ этот будет заходить транзитом через Польшу — через польский СПГ терминал.
Дуда, как мне кажется, обсуждал с Трампом не то, как можно еще сообща противодействовать… В этом смысле поляки все, что могли, уже сделали. Иски против OPAL подали. Создание совместного предприятия по реализации «Северного потока-2» заблокировали, и пять европейских компаний в итоге не получили доли (они просто аккредитовали этот проект).
Кроме того, они оспаривают выдачу разрешений на строительство в акватории ряда стран.
Но там фактически уже все построено, поэтому все их дальнейшие потуги безнадежны… Я думаю, они хотят обсудить, а какие будут бонусы. Как США оплатят их старания.
Необязательно это будет в энергетике. Это может быть военная база, за которую будет платиться аренда…
«СП»: — Насколько известно, Варшава отказалась продлевать контракт с «Газпромом» после 2022 года, рассчитывая исключительно на американский СПГ. А в необходимые объемы они уложатся?
— Проблема перехода на американский газ в том, что польский СПГ-терминал рассчитан всего на 5 млрд. кубов. Они сейчас хотят его расширить до 7,5 млрд. кубов. Но потребляют все равно намного больше. И даже для собственного нужд одного СПГ-терминала им не хватит.
Полностью перейти на американский газ полякам затруднительно. Поскольку пропускной способности СПГ-терминала не хватит — раз. Во-вторых, они же хотят его качать дальше на Украину.
Потом, не забывайте, у них многолетний контракт с Катаром еще остается. Так что, ограничиться только американским газом поляки в любом случае не могут. И газопровод Baltic Pipe они хотят еще построить — из Норвегии, транзитом через Данию, трубу к себе провести.
Если они только для себя все это будут использовать, им, в принципе, хватит. Даже если не брать во внимание то, сколько будет стоить СПГ-терминал.
На самом деле, большая проблема для них — а сможет ли Норвегия им предоставить те самые объёмы для загрузки трубы. Добыча там не растет, а в будущем будет падать, потому что месторождения в Северном море истощаются. То есть, проблем у Польши с реализацией плана по отказу от российского газа очень много.
Правда, когда они говорят, что откажутся от нового транзитного договора, это не означает остановку транзита. Они просто перейдут с двустороннего контракта на транзит к общеевропейской практике бронирования мощностей на транспортировку газа. Поэтому нынешний транзит сохранится даже при отсутствии договора.
«СП»: — Значит, когда Польша заявляет, что она обойдется без российского газа, это все политика, а не реальное положение вещей?
— По факту, они отказываются именно от продления контракта на транзит. Там будет немного по-другому формироваться договор. Они будут на аукционе как бы разыгрывать мощность по транзиту. Но кроме «Газпрома» там никто не участвует…
Вообще, много странностей у поляков. С одной стороны, они говорят, что, качая по OPAL больше, мы снимаем с них объемы транзита, и они теряют деньги. На самом деле, это не так — никто с них ничего не снимал.
С другой стороны, сами же заявляют, что транзитный договор подписывать не будут. Из серии, что мы сейчас чуть ли не остановим транзит.
Спрашивается, вам нужны деньги за транзит или нет?
Отказаться от поставок, как они говорят, им тоже будет сложно. Поэтому вся их риторика, на мой взгляд, это всего лишь демонстрация некой политической лояльности американцам: «Мы перейдем на ваш СПГ, мы самые главные ваши союзники в Европе».
«СП»: — Что с Данией, которая не дала до сих пор разрешения на строительство «СП-2» в своих территориальных водах? Прогресса стоит ожидать?
— У них сейчас как раз должны завершиться общественные слушания на эту тему. Предполагалось раньше, что датчане в середине октября дадут какой-то ответ. Пока все ждут.
В основном суда-трубоукладчики завершили работу на остальных участках и теперь направляются к акватории Дании. По последним заявлениям Миллера, строительство на датском морском участке небольшое и займет около 4−5 недель.
Поэтому завершить само строительство морского участка «СП — 2» до конца года возможно. Но там, во-первых, должны пройти пусконаладочные работы. Во-вторых, европейцы на своих территориях продолжение все равно построить не успеют. Так что, с 1 января «поток» не заработает.
«СП»: — А когда?
— Скорей всего, в середине 2020 года. А там посмотрим, какими темпами будет строиться сухопутное продолжение на территории стран-европейцев.
«СП»: — Но заблокировать проект еще реально?
— Если бы Штаты реально хотели остановить проект, они бы уже предприняли эти меры. Проблема в том, что они пытаются все делать чужими руками. А у Польши нет инструментов для остановки «Северного потока-2». Они все, что могли, сделали.
А США весь инструментарий свой не хотят использовать, потому что это приведет к существенному ухудшению американо-европейских отношений. Прежде всего, с Германией.
Американцы могли бы прямым текстом ввести санкции (возможность такая у них есть) — запрет на оказание услуг по строительству «Северного потока-2». И это было бы, как минимум, весомой мерой противодействия проекту. Но они же эти санкции не ввели. И сейчас, я думаю, уже точно не будут вводить.
Тем более что ничего сделать уже не смогут.
Нефть и газ: Киев продолжает держать «Газпром» цепкой хваткой
Новости экономики: На Украине допустили возможность закупки газа в России