Управление по охране окружающей среды Дании (DEPA) дало окончательное добро на проект прокладки газопровода «Балтийская труба» по территории королевства. «Балтийская труба» (Baltic Pipe) — это будущий газопровод, который должен пролегать между Данией и Польшей, он будет подключен к норвежской газотранспортной сети.
Труба позволит поставлять до 10 млрд. кубометров природного газа в год из Норвегии через Данию в Польшу и другие европейские страны, а также транспортировать газ из Польши в Данию и Швецию. Стоимость строительства оценивают в 1,6−2,1 млрд. евро, затраты поделят поровну компании Gaz-System и Energinet. Ввод газопровода «Балтийская труба» намечен уже на октябрь 2022 года.
Первоначально разрешение на прокладку трубы датские власти выдали еще 12 июля. Однако с тех пор было подано пять жалоб, которые ведомство рассматривало. Впрочем, этот процесс был завершен довольно оперативно, и чиновники подчеркнули, что решение о прокладке трубы окончательное и пересмотру или обжалованию не подлежит.
Ранее польские и датские власти неоднократно называли «Балтийскую трубу» одним из важных элементов энергетической безопасности Европейского союза, а Варшава регулярно противопоставляла этот проект «Северному потоку-2», хотя мощность последнего в пять раз больше (55 млрд. куб. в год).
Интересно в этой истории то, с какой скоростью датские чиновники выдали разрешение на прокладку «Балтийской трубы», особенно по сравнению с «Северным потоком-2», маршрут которого до сих пор находится на рассмотрении. Дания пока так и не дала «добро» на прокладку трубы в своей исключительной зоне. На рассмотрении в экологическом ведомстве находятся уже три маршрута, но окончательного решения по-прежнему нет. Стоит отметить, что по европейскому законодательству Копенгаген не может запретить прокладывать газовую трубу в своей экономической зоне, однако время на рассмотрение заявки фактически не ограничено, чем датчане и пользуются.
По оценкам экспертов, из-за проволочек Дании задержка в открытии «Северного потока-2» может составить до 8 месяцев и обойтись в дополнительные 660 миллионов евро.
Самое парадоксальное в позиции Копенгагена то, что он и сам в ближайшем будущем будет сильнее зависеть от российского газа. С 1 ноября остановят добычу газа на крупнейшем в стране месторождении Тайра, запасы которого оцениваются в 35 млрд.
Буровые платформы будут демонтированы из-за просевшего морского дна, которое делает добычу небезопасной. Планируется построить новые платформы, но на обновление инфраструктуры потребуется порядка 21 миллиона крон (3,1 миллиона долларов) и около трех лет. Предположительно, добыча возобновится в июле 2022-го.
Для того чтобы возместить добычу, Дании придется закупать газ у Германии, а на север этой страны он поступает в основном по первому «Северному потоку». То есть фактически Копенгаген будет закупать российский газ, и потому увеличение поставок — в его интересах.
Теоретически, слишком большой задержки в строительстве «Северного потока-2» еще можно избежать, если датчане изменят свою позицию и перестанут тянуть время. Как рассказал в середине сентября глава «Газпрома» Алексей Миллер, газопровод готов на 81%.
«На сегодняшний день еще Рубикон не пройден по одной простой причине, что датский участок достаточно короткий и сроки строительства там составляют всего-навсего около пяти недель», — уточнил он.
Кстати, «Балтийская труба» может стать еще одним рычагом давления на Копенгаген для «Газпрома». Дело в том, что ее маршрут во многом совпадает с «Северным потоком-2», и поскольку этот газопровод проложен раньше, европейцам придется согласовывать строительство уже с российской компанией.
Впрочем, как считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, даже если Дания изменит свою позицию и «Газпрому» как-то удастся достроить морскую часть газопровода к Новому году, это все равно не позволит ему заработать уже в этом отопительном сезоне.
— Ответ на вопрос, почему так быстро выдали разрешение на строительство «Балтийской трубы», в отличие от «Северного потока-2», предельно прост. Потому что в ее случае нет давления со стороны Соединенных Штатов. Если бы Копенгаген не подвергался сильнейшему давлению со стороны Вашингтона, несомненно, разрешение на строительство «Газпрому» выдали бы достаточно быстро. Точно так же, как это сделали Германия, Финляндия и даже Швеция.
Самое показательное, что Дания прямо не отказывает оператору «Северного потока-2», а просто тянет время для того, чтобы попытаться сорвать своевременный ввод в строй этого проекта. Хотя и оснований для отказа у них просто нет. Они рассматривают эту заявку с точки зрения вреда окружающей среде. Но этот газопровод проходит почти там же, где всеми одобренный первый «Северный поток», который и по параметрам аналогичен. Придраться, что именно этот газопровод будет хуже, чем первый, нельзя.
Поэтому единственная причина затягивания — это давление американцев, которые пытаются чужими руками заблокировать реализацию этого проекта.
После выдачи разрешения «Балтийской трубе» ситуация становится еще сложнее, потому что получается, что у Дании не вообще так тяжело и долго работает бюрократическая машина, а только в отношении «Северного потока-2». То, что ответ «Газпрому» не выдают только по политическим мотивам, становится еще более очевидно. Поэтому если оператор «Северного потока-2» будет подавать в суд на датские власти за то, что они создают необоснованные задержки для проекта, его позиция будет еще более аргументированной.
«СП»: — Датчане готовы довести до этого?
— Для датчан это плохой сценарий. Одно дело, когда им говорят: «Ничего не делайте, тяните время». А другое, когда приказывают для одного газопровода тянуть время, а для другого — оформить все как можно быстрее.
Это должно быть очень неприятно для датчан. Они показывают себя, как несамостоятельное государство. Даже обидная история с заявлением Трампа о покупке Гренландии не привела к тому, чтобы датчане взяли этот вопрос в свои руки.
«СП»: — «Газпром» реально может подать иск против датских властей?
— Официальных судебных исков к датчанам еще не было, но на Петербургском экономическом форуме в июле этого года проходил деловой завтрак, который устраивал оператор «Северного потока-2». На нем присутствовал и Герхард Шредер, и другие влиятельные лица, и они говорили о том, что собираются вступить в бой, если датчане продолжат себя так вести. Они были настроены очень решительно и открыто говорили о том, что будут отстаивать свои интересы в судах, намекая на то, что все издержки, к примеру, за срыв контрактов на аренду трубоукладчиков, они собираются переложить на Копенгаген.
Эта история еще не закончилась. Если в ближайшее время Дания не выдаст разрешение или откажет в прокладке трубы, «Газпрому» ничего не останется, как судиться.
«СП»: — А ситуация с газодобычей в самой Дании не ускорить их решение?
— Сложно сказать. Если бы они думали о себе, то как можно скорее одобрили бы строительство «Северного потока-2». Чем больше инфраструктуры приходит в Европу, тем больше там возможности получать российский газ. На немецком рынке образуются излишки, которые Дания смогла бы закупать.
Ситуация у датчан действительно довольно сложная. До недавнего времени Дания сама себя обеспечивала газом, но у них постепенно происходило снижение объемов добычи и они начали превращаться в импортеров. Нынешний ремонт на месторождении Тайра, который вынуждает Данию переходить на импортный газ, тоже показывает, что ссориться им с «Газпромом» не с руки. По идее, это должно ускорить выдачу разрешения. Но пока они все равно показывают себя не лучшим образом, несмотря на все эти аргументы.
«СП»: — Алексей Миллер говорил, что Рубикон еще не пройден и еще можно успеть достроить «Северный поток-2» до конца года, так ли это?
— Миллер говорит о том, что до конца года могут успеть достроить морскую часть, потому что прокладка датского отрезка займет 3−5 недель, а остальные участки уже практически построены. Достроить морскую часть «Северного потока-2» до конца года еще можно успеть.
Но после этого нужно несколько месяцев вести пуско-наладочные работы. Кроме того, еще более важный момент в том, что на территории ЕС не готова инфраструктура для приема газа. Они сами должны были построить наземный газопровод, который должен идти на территорию Германии и через Чехию прийти в Австрию. Эта труба совершенно не готова.
Даже если «Газпром» достроит морскую часть и проведет наладочные работы, он все равно не сможет загрузить этот газопровод на 55 млрд. кубометров в год. Потому что, во-первых, наземная инфраструктура не готова, а во-вторых, остается проблема с поправками в газовую директиву ЕС, которая распространяет Третий энергопакет и на морские газопроводы.
Формально «Газпром» не имеет права загружать «Северный поток-2» на полную мощность. Придется требовать исключения из энергопакета, как было с OPAL по первому «Северному потока». Но мы видим, что это вопрос не решенный. Совсем недавно Европейский суд по иску Польши постановил, что нужно отменить это исключение. Поэтому проблем там много. Явно с 1 января газопровод работать не будет, даже если его и достроят.
«СП»: — Когда же он может быть запущен?
— Если газопровод не заработает к 1 января, он не заработает и к 1 марта. А дальше уже нет смысла спешить, потому что дорога ложка к обеду. «Газпрому» нужен был этот газопровод для обеспечения проведения второй части отопительного сезона в Европе, особенно в условиях возможного отсутствия транзита через Украину.
Но дальше, в апреле-сентябре потребление европейцев заметно падает, поэтому вопрос введения в строй газопровода уже будет не толь важен. По большому счету все равно, будет это в мае или в августе. Если к Новому году и марту не успеют, дальше можно спокойно работать, чтобы вывести газопроводы на полную мощность к новому отопительному сезону.
Новости экономики: Ход Трампа удался: «Северный поток-2» в намеченный срок запущен не будет
Нефть и газ: На Украине допустили возможность закупки газа в России