У правительства Медведева рост экономики ушел в «натятигивание» цифр и обман россиян

Страна при нынешней власти долго не придет в нормальное состояние, несмотря на оптимистичные прогнозы МЭР

  
6533
У правительства Медведева рост экономики ушел в "натятигивание" цифр и обман россиян
Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития подготовить дополнительные решения, которые позволят обеспечить ускорение роста экономики. При этом он особо подчеркнул, что план должен быть компактным, логичным, понятным для бизнеса и не должен дублировать нацпроекты и госпрограммы.

«Основная задача — не „натягивать“ красивые цифры, а обеспечить быстрое развитие экономики, которое в конечном счете создаст лучшие условия для жизни людей», — приводит слова Медведева его пресс-служба.

Хорошая инициатива. Тем более, что рост российской экономики действительно почти нулевой.

Как стало известно в среду, 9 октября Всемирный банк понизил прогноз по росту экономики России в 2019 году до 1% с 1,2% ожидавшихся в июне. При этом прогноз на 2020 год был понижен до 1,7% с 1,8% ранее, а на 2021 год — сохранен на уровне 1,8%.

Как сообщает агентство экономической информации «Прайм», понижение прогноза эксперты ВБ объясняют рядом факторов, в том числе сохранением экономических санкций. «Слабые инвестиции и рост торговли внесли частичный вклад в более низкий, чем ожидалось рост ВВП в начале года. Производственная активность замедлилась в первой половине 2019 года из-за вступления в силу обязательств по соглашению с ОПЕК о сокращении добычи нефти. Загрязнение ключевых трубопроводов, идущих в Европу также оказало давление на производство энергоносителей», — считают экономисты.

Читайте также
Власть делает из приставов мощную силовую структуру для выбивания долгов Власть делает из приставов мощную силовую структуру для выбивания долгов С обнищавшими россиянами будут бороться радикально

При этом официальный прогноз Минэкономразвития исходит их того, что по итогам 2019 года ВВП РФ вырастет на 1,3%.

Напомним, что в июне Всемирный банк также понизил прогноз по росту экономики России в 2019 году до 1,2% с 1,4%, которые банк прогнозировал в апреле, на фоне снижения нефтедобычи. Прогноз по росту ВВП России на 2020 и 2021 годы тогда остался без изменений — ВБ ждет повышения показателя до 1,8%. ВБ отмечал, что рост экономики России ускорился до шестилетнего максимума в 2,3% в 2018 году, несмотря на ужесточение экономических санкций и давление на финансовые рынки.

Интересно, как в таких условиях правительство России собирается обеспечивать рост, вопреки всем прогнозам? Поднимать налоги? Это в его стиле. Днем ранее Минэкономразвития предложило увеличить в 2020 году налоги для малого бизнеса на 4,9 процента. Сообщалось, что в случае утверждения проекта вырастут единый налог на вмененный доход (ЕНВД), патент и торговый сбор. При этом ЕНВД вырастет сильнее всего за пять лет — в 2015 году этот налог увеличивался на 7,5 процента.

Однако эксперты считают, что рост налоговой нагрузки больнее всего ударит по предпринимателям в сфере торговли. Странно было бы полагать, что такие меры помогут обеспечить рост экономики?

Может, у правительства есть еще какие рецепты? И почему его глава именно сейчас озаботился необходимостью роста экономики?

— Общественные настроения достаточно старательно мониторятся спецслужбами, которые готовят свои отчеты для президента и правительства, несколько отличающиеся от «официальных» данных ВЦИОМ или ФОМ, — уверен главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов.

— Косвенная причина — рост протестных настроений.

«СП»: — Медведев считает, что основная задача — не «натягивать» красивые цифры, а обеспечить быстрое развитие экономики. А есть опыт быстрого развития?

— Опыт «натягивания» цифр, конечно, имеется, а вот с опытом успешного развития несколько хуже. Был опыт восстановительного роста в краткий период правительства Примакова-Маслюкова. Были неплохие показатели промышленного роста при Касьянове, но уже не 18 процентов, как при Примакове, а где-то 5−6. А дальше колебания вокруг нуля и периодическое сваливание в отрицательные величины.

Эти альтернативно одаренные несколько лет не могли поверить, что без роста в реальном секторе все цифры роста будут дутыми и крайне неустойчивыми в плане роста. Они играли на курсовых колебаниях, вписывали себе в заслугу доходы от продолжающейся ползучей приватизации. А когда наконец поняли, что нужно поднимать реальный сектор, поняли, что не умеют, что специалистов нет — кто умер, кто убежал, кто «неблагонадежен» и так далее. И началась кадровая чехарда с «эффективными менеджерами», где от замминистра до зека один год, и так далее. А результата, естественно, нет.

«СП»: — Что в реальности МЭР может предложить для роста?

— Ничего. Я бы весь состав экономического блока правительства отправил поработать лет пять в соответствии со специальностями, полученными в дипломах, а на их место набрал инженеров с производства, врачей из клиник, инженеров-строителей и прочих, кто знает, на каких деревьях растут французские булки. А кадровый резерв — сразу на лесоповал, чего тянуть, все равно все там будут.

Читайте также
Россию от вымирания власть спасет убогими зарплатами и завозом гастарбайтеров Россию от вымирания власть спасет убогими зарплатами и завозом гастарбайтеров Как правительство Медведева намерено победить демографическую катастрофу

«СП»: —Экономисты ВБ объясняют понижение своего прогноза рядом факторов, в том числе сохранением экономических санкций. Правы ли они? Какие еще факторы влияют?

— Главные два фактора, которые влияют на ситуацию в российской экономике — это тотальная коррупция и тотальная же некомпетентность руководства. Второе можете называть «кадровой политикой Кремля». Впрочем, первое тоже — это основа государственного устройства современной РФ. И как с таким припасом рассчитывать на рост экономики? Я удивляюсь, что все не рухнуло до сих пор. И тут нужны не прогнозы ВБ, а комиссар с наганом. Но комиссаров, увы, нет, и набрать их из нынешнего кадрового резерва не представляется возможным.

«СП»: — Днем ранее Минэкономразвития предложило увеличить в 2020 году налоги для малого бизнеса на 4,9 процента. Как это повлияет на рост экономики?

— В стране малый бизнес умирает потихоньку, и снижение налогов на него — это ж было реанимационное мероприятие. А теперь, по аналогии, предлагается для улучшения самочувствия больного перевести его из реанимации в общую палату, отключить искусственное дыхание, выдрать все катетеры и пусть выздоравливает.

— Совершенно нормально, что премьер-министр Дмитрий Медведев требует от профильного подразделения правительства конкретных и эффективных мер по развитию отечественной экономики, — считает директор Института свободы и член бюро президиума партии «Родина» Федор Бирюков.

— Премьер делает свою работу, заставляя подчиненных делать свою. Вопрос лишь в том, способно ли Минэкономразвития в его нынешнем виде и с нынешним руководством в принципе работать на результат, а не только на публику? Вопрос, скорее, риторический. Курьезность ситуации и в том, что, называясь Министерством экономического развития, ведомство на деле занимается какой-то «экономической археологией», выискивая некие «артефакты» и косвенные доказательства собственной полезности и верности нынешнего экономического курса страны. Разумеется, своим бессилием МЭР подставляет и премьера, что он хорошо понимает. Но сегодняшние «корпоративные традиции» внутри власти практически не позволяют решать кадровые и структурные проблемы, исходя из национальных интересов страны и главной цели, поставленной президентом перед правительством — повышения уровня жизни и благополучия нации. Несмотря на все провалы, обманутые ожидания и коррупционные скандалы, одни и те же люди вновь и вновь получают от федерального центра бесконечные «авансы доверия», периодически меняя один кабинет на другой, соседний. У правительственных чиновников нет одного из главных мотивационных стимулов к хорошей работе — страха с позором завершить государственную карьеру и понести ответственность за неудовлетворительные результаты деятельности на высоком посту.

Читайте также
Кому Кремль даст озолотиться на "крышевании" питьевой воды Кому Кремль даст озолотиться на «крышевании» питьевой воды Правительство задумало создание еще одного контролирующего органа

В этом официально обусловленном безразличии ключевых чиновников и их ведомств к практическим результатам своей работы и национальным интересам России в целом кроется основная системная проблема российского государства и его экономики. Даже не в либеральном характере экономической модели заключено главное зло, а в том, что под псевдолиберальным «куполом» происходит присвоение большей части национальных богатств и прибыли от национальной производственной деятельности очень узкой прослойкой — верхней частью правящего класса. Теперь это не явные олигархи, как в прежние времена, но солидные госкорпорации во главе с уважаемыми и влиятельными персонами. Однако, для населения России разница не велика — почти вся прибыль от работы уходит в другие руки, а народу остаются грошовые зарплаты, чудовищные пенсии и символические социальные гарантии по остаточному принципу. С таким подходом к социальной политике никакие экономические успехи не окажут положительного эффекта на ситуацию в стране.

«СП»: — Всемирный банк прогнозирует снижение роста российской экономики. Насколько этим прогнозам вообще можно доверять?

— Прогнозы Всемирного банка и других зарубежных центров, то они во многом носят пропагандистский характер, являются медийной составляющей тех же антироссийских западных санкций. Но при условии сохранения грабительской по отношению к нации политики либеральной бюрократии, владеющей рычагами отечественной экономики, эффект от гибридной политико-экономической войны Запада против России многократно усиливается.

— С одной стороны, есть объективная, давно перезревшая необходимость, запустить экономику, — отмечает политолог Иван Лизан.

— С другой стороны, в МЭР не так давно произошли крупные кадровые перестановки — Михаил Бабич, стал первым замминистра. Бабич известен как человек системный и последовательный, ему выделили отдельный фронт работ, поэтому не исключаю, что задачи перед МЭР обновили и под Бабича. Однако это лишь гипотеза, подтвердить её или опровергнуть сможет только время.

«СП»: — По словам Медведева, основная задача — не «натягивать» красивые цифры, а обеспечить быстрое развитие экономики. А разве до этого правительство не натягиванием цифр занималось? Есть опыт обеспечения быстрого развития?

— Этим Росстат регулярно занимается, пытаясь пересчитать экономику так чтобы она росла, а не топталась на месте или падала. Опыта в мировой истории достаточно, главное уметь его найти и грамотно заимствовать.

«СП»: — И что МЭР может предложить в качестве реальных мер?

— Вариант, который лежит на поверхности — реализация нацпроектов, которые откровенно «буксуют» и запуск дополнительных программ стимулирования реального сектора экономики, особенно промышленности. Плюс повышение социальных стандартов. Пример программы стимулирования — планы ВЭБ запустить за счёт средств Резервного фонда обновление городского общественного транспорта, это помогло бы находящейся при смерти «Троллзе» — ведущему производителю троллейбусов в России. А если ещё и повысить зарплаты медработникам, то можно было бы снять ряд социальных проблем и активизировать внутренний рынок.

«СП»: — Всемирный банк понизил прогноз по росту экономики России в 2019 -2020 годах, а на 2021— сохранил. Насколько этим прогнозам вообще можно доверять? К примеру, прогнозы на 2 года вперед — это реально?

— Не сказать бы что реально, но такие прогнозы — нормальная деятельность. Нужно же хоть от чего-то отталкиваться при планировании? Поэтому любой прогноз — это всегда упрощение реальности, и он всегда весьма условен. А какие цифры роста мы увидим в ближайшие годы зависит как от активности правительства, так и от ситуации на внешних рынках.

Читайте также
Россией и Белоруссией может управлять один президент, но ни Путин, ни Лукашенко Россией и Белоруссией может управлять один президент, но ни Путин, ни Лукашенко Многоходовка с Союзным государством: От скандалов — к скрытым планам власти

«СП»: — Понижение прогноза экономисты ВБ объясняют рядом факторов, в том числе сохранением экономических санкций. Правы ли они? Какие еще факторы влияют?

— Влияют, но разнонаправленно. Производителям яблок, например, от санкций хорошо: они закладывают новые сады и строят хранилища, схожая ситуация и с другими секторами АПК. А у компаний из санкционного списка нет поводов для радости.

Главная угроза — снижение спроса на сырье и энергоносители. Россия находится на полуперефирии мирового капитализма и плавно сползает в сторону периферии. Благосостояние страны зависит от цен на нефть, уголь, газ и зерно. И задача МЭР — найти внутренние источники роста, а если их нет, то создать.

«СП»: — МЭР вот уже предлагает увеличить в 2020 году налоги для малого бизнеса на 4,9 процента. Других способов пополнить бюджет нет?

— А нужно ли наполнять бюджет таким способом, если учесть сколько денег находится в Резервном фонде? Не думаю. Поэтому такие инициативы вредны и никак не стыкуются с риторикой правительства о важности поддержки и увеличения доли в экономике малого и среднего бизнеса.

Новости России: Медведев потребовал от МЭР придумать, как добиться роста экономики

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Асафов

Независимый политический аналитик

 Александр Абрамов

Главный аналитик Банка «Солидарность»

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня