Мировые эксперты прогнозируют, что рост экономики России через пять лет не превысит 1,8%. Но и это при условии глубоких структурных реформ — банковской, фискальной, антимонопольной… Пока что Белый дом движется полностью вразрез с рекомендациями — никаких реформ в стране не ждите.
Германия и США потянут на дно всех
Кратковременное укрепление рубля по отношению к крупнейшим мировым валютам — доллару и евро — вряд ли будет долгосрочным. «Тяжким грузом» для рубля окажутся проблемы глобальной характера. В частности, в рецессию неминуемо скатывается экономика США, что, несомненно отразится на всей мировой экономике. Уже фактически скатилась в рецессию и экономика Германии — «локомотива» всего Евросоюза: показатели немецкого народного хозяйства худшие за последнее десятилетие, вниз пошли котировки евро и биржевые индексы Euronex и DAX.
Эксперты Международного валютного фонда (МВФ), делая прогноз развития глобальной экономики в будущем году, отмечают, что в зоне наибольшего риска — именно крупные развивающиеся рынки: Россия, Турция, Мексика, Бразилия, Индия, Южная Африка.
Эксперты МВФ отмечают, что для минимизации негативного влияния российские власти должны провести глубокие структурные реформы, которые позволят стимулировать предпринимательскую инициативу, усилить конкуренцию, совершенствовать систему государственных закупок и улучшить состояние рынка труда.
Силуанов проговорился: Белый дом все устраивает
Нужно изменить фискальную политику, считает МВФ, чтобы налоговая нагрузка оказалась комфортной для роста бизнеса. Также надо смягчить денежно-кредитную политику, если инфляционное давление продолжает снижаться. Нужно продолжить консолидацию банковского сектора — но с одновременным снижением присутствия на нем государства.
Правда, все эти пожелания МВФ, похоже, так и останутся благими намерениями. Очевидно, что российские власти движутся в прямо противоположном направлении: не уменьшается, а растет доля госбанков, монополизация ключевых отраслей экономики, налоги душат малый бизнес… Достаточно напомнить, что в будущем году на 4,9% вырастет фискальная нагрузка на малый бизнес (речь идет о ЕНВД, патентных и торговых сборах). И это не считая дорожающих энергоносителей и прочих расходов.
Никакой либерализации рынка труда также ожидать не приходится. Ситуация с занятостью в России, несмотря на бравурные отчеты Минтруда и Росстата, остается катастрофической — по крайней мере, для некоторых категорий граждан. Взять предпенсионеров: лишь 40% из 10 миллионов людей этого возраста имеют легальную работу — а их судьбой Москва, кажется, не озабочена.
Логику «реформаторов», которые на самом деле никакими реальными реформами не озабочены, выразил на днях первый вице-премьер Антон Силуанов: дескать, золотовалютных резервов в России столько, что нам даже резкое падение стоимости нефти не страшно. А действительно, зачем тогда заморачиваться с понижением налогов, борьбой с монополиями и трудоустройством предпенсионеров?! Тем, кому надо, золота хватит…
— МВФ снизил (да, в очередной раз!) прогноз не только в отношении глобальной экономики в 2020 году и далее, но и, разумеется, в отношении России тоже, — рассказывает «Свободной прессе» эксперт московского Международного финансового центра Владимир Рожанковский. — Но самые сильные факторы негативного влияния на нашу экономику, слава богу, являются вторичными, так как снижение цен на нефть и прочие энергоносители происходит лишь как следствие замедления глобального потребительского спроса, который, в свою очередь, является следствием роста безработицы — неотъемлемого атрибута замедления мировой экономики.
«СП»: — Но если вспомнить предыдущий глобальный кризис 2008 года, то Россию он почти не затронул. А ведь тогда не было западных санкций, то есть, можно сказать, что выше была степень нашей интеграции в глобальную экономику.
— Действительно, говоря о влиянии на Россию общемировых экономических процессов, которые отражены в понижении прогнозов глобального ВВП со стороны МВФ в его титульном аналитическом обзоре World Economic Outlook, есть смысл вспомнить, как развивались события во время предыдущего кризиса 2008 года.
В первой его фазе казалось, что Россия в достаточной мере изолирована от внешних негативных влияний, и по этой причине бывший министр финансов России Алексей Кудрин даже говорил о том, что «Россия выглядит как тихая гавань».
Действительно, внешние процессы в российском направлении обычно распространяются медленно, но в режиме самоусиления. Да так, что впоследствии, спустя 8−12 месяцев с начала кризиса (или прочих негативных процессов в мировой экономике) наша амплитуда оказывается гораздо выше, чем пик кризиса в Европе и США, которые они проходят гораздо раньше нас.
«СП»: — А как сильно ударит по российской экономике новый кризис?
— Обратимся к цифрам. Прогноз темпов роста общемирового ВВП подрезан на 0,8 процентных пункта. При этом МВФ справедливо понизил прогноз по росту экономики России в 2020 году всего на 0,1−0,4 процентных пункта (январское понижение не в счет, поскольку тот доклад формировался на основе ретроспективных данных 2018 года, запомнившегося как год беспрецедентного усиления санкционного давления на РФ со стороны стран Запада).
Впрочем, как все будет развиваться, как будет «держать удар» Россия, покажет только будущий кризис.
Новости экономики: Россия богатеет: «Вы верите в это? Обман один. Скатились, ниже некуда»
Экономический кризис: Новая глава МВФ описала мировую экономику стихами Пушкина