Экономическая стагнация, пенсионная реформа и другие факторы продолжают негативно влиять на российский рынок труда. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на исследование рекрутинговой компании HeadHunter.
Согласно опросу, в 10% компаний ожидаются сокращения персонала в 2020 году. Среди других страхов работодателей — уменьшение окладов сотрудников (4%), фонда оплаты труда (8%), бюджетов на подбор персонала (16%). Больше всего пессимистов в крупных компаниях (более 500 работников), а также в регионах.
А лишь московский бизнес предсказуемо ожидает лучшего будущего. Как заявила недавно мэрия столицы, только за пять месяцев текущего года зарплаты в этом мегаполисе выросли на 8%. Его жителям можно ничего не бояться?
Как бы там ни было, но этот явный раскол России на Москву и на «всю остальную страну» дает вполне приемлемую «среднюю температуру по больнице». Рынок труда в России находится в стабильном положении, считают в Минтруда, так как всего по РФ работодатели заявили в службы занятости 1,7 млн вакансий.
Много это или мало? По данным Росстата, в августе 2019 года в стране было 3,3 млн. безработных (4,3%). Что в два раза больше, чем вакансий на бирже труда. А ведь еще не каждая вакансия подойдет соискателю…
Видимо, не зря опрос соискателей вакансий, проведенный HeadHunter в начале августа, зафиксировал пессимистичные ожидания во всех федеральных округах за исключением Дальневосточного. Тех, кто действительно ищет работу, цифры Минтруда совершенно не впечатляют.
Об угрозе потерять работу на собственном рабочем месте заявил каждый четвертый опрошенный. А о том, что найти новый заработок будет «сложно» или «очень сложно» — аж 69%. Картина, таким образом, безрадостная — большинство наших граждан трудится под дамокловым мечом увольнения. Без реальной надежды взамен обрести новый заработок.
Фактором, усугубляющим ситуацию, является высокая закредитованность населения. Лишиться регулярного заработка, имея долги перед банками особенно страшно. Проблема становится политической. По мнению лидера КПРФ Геннадия Зюганова, это толкает страну к дефолту.
При этом власти, поощряющие неолиберальный курс финансово-экономического блока правительства, лишь имитируют обеспокоенность проблемой. Обещание президента РФ создать к 2020 году 25 млн. модернизированных рабочих мест так и не выполнено.
Все эти негативные процессы становятся особенно опасными в связи с одновременным повышением пенсионного возраста. Пожилых людей, вынужденных трудиться на склоне лет, так как государство лишило их пенсий, все больше. На пятки им наступает молодежь. А работы — все меньше. В том числе — по причине рецессии, справиться с которой не могут в правительстве.
Так что, весьма вероятно, скоро и в России можно будет увидеть очереди из безработных за бесплатной едой. Как в Америке во времена Великой депрессии. Переживет ли Россия такое?
Об особенностях опроса HeadHunter нам рассказала руководитель службы исследований Мария Игнатова.
— В опросе приняло участие 150 работодателя. Это довольно неплохая выборка с учетом того, что в аналогичных исследованиях других компаний, как правило, участвует меньшее число компаний.
Естественно, нельзя забывать, что речь идет об онлайн-опросе. Поэтому мы охватываем ту часть респондентов, наших клиентов, которые широко пользуются интернетом. Понятно, что сетью сейчас пользуются почти все, но — по разному. Так что в выборке все равно чуть меньше производственных компаний. На это надо делать поправку.
Считать такой опрос абсолютно реперезентативным нельзя. Но делать выводы относительно бизнеса, который весь переходит в онлайн, можно. Ведь мы опрашиваем самых активных игроков рынка, тех, кто ищет людей, размещает вакансии. Именно они задают тренды на рынке. И их мнение поэтому имеет особый вес.
«СП»: — Опрос соискателей вакансий по поводу их ожиданий на рынке труда, который HeadHunter провел в августе, показал очень высокий уровень пессимизма. Выше, чем у работодателей…
— Мы проводим такие опросы каждый квартал. Там выборка гораздо больше — обычно около 15−20 тысяч человек. Но обычно это люди очень негибкие на рынке. Они действительно могут очень долго искать работу, говорить, что над ними постоянно висит угроза увольнения. Но при этом отвергать предлагаемые работодателем варианты.
Да, бывает, что условия на новом месте похуже. Но если у человека нет работы, имеет смысл соглашаться на более-менее приемлемый вариант. Однако некоторые в этом вопросе совершенно несгибаемые. И они задают негативный тон. Это, скорее, психологическая история на уровне паттернов поведения.
Доцент кафедры труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий напомнил, что сам факт наличия работы еще не гарантирует достойной жизни.
— Несмотря на грозные заголовки о том, будто каждое десятое российское предприятие готовит сокращения персонала, исследование HeadHunter говорит об обратном. В прошлом году компаний, заявивших, что готовится сокращение, было в два раза больше. Турбулентность рынка труда, вызванная санкционными войнами, постепенно сходит «на нет». И, объективно говоря, российская экономика демонстрирует определенный запас живучести.
Впрочем, способность держаться на плаву не отменяет факта экономической рецессии. Которая началась еще в 2013 году и не была связана с «крымскими» событиями. Поэтому излишних оптимистов тоже стоит одернуть.
Вообще-то нам обещали в том самом году дать со временем 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест. Однако шесть лет спустя эта риторика кажется несостоятельной.
«СП»: — Это была не риторика, а конкретное поручение президента Путина правительству Медведева, вызванное назревающими проблемами на рынке труда. И вот мы с ними начали сталкиваться…
— Проблемы российского рынка достаточно широки и выходят за рамки представленного здесь соцопроса. Например — высокая скрытая безработица. Формально у нас много занятых трудом. Число людей без работы меньше, чем, например, во Франции. Или в Испании. Однако уровень зарплат часто не позволяет людям достойно жить.
Получается феномен «работающих бедных»: формально человек работает, однако параллельно ему приходится искать какие-либо еще средства на жизнь. Кроме зарплаты, потому что только на нее не протянуть.
— Справедливости ради, в данном исследовании не всё так однозначно, — продолжает эксперт «Международного финансового центра», LIFA Владимир Рожанковский. — Согласно исследованию Headhunter, «лишь 19% работодателей заявили о сокращении численности персонала в этом году, основная часть (49%) сообщила об ее увеличении». Мне лично это больше говорит о резкой текучести кадров на российском рынке труда, нежели о кампании по синхронному сокращению персонала.
То есть, несмотря на демографический провал (малочисленное поколение так называемых «детей перестройки»), на рынке наблюдается дефицит качественных вакансий. И по этой причине в некоторых сегментах рынка труда работодатели стали всё чаще делать ротацию кадров.
«СП»: — Поясните.
— К примеру, по ТК РФ новый сотрудник обязан пройти испытательный срок в течение трех месяцев, во время которого сотруднику могут устанавливать существенные ограничения. Например, в этот период ему не начисляют премию, такой сотрудник не прикрепляется к ДМС, корпоративной связи
То есть, новичок экономически выгоден работодателю. После истечения трёхмесячного испытательного срока его можно легко уволить, списав это на несоответствие компетенциям, необходимым для данной конкретной вакансии. И нанять нового претендента. Снова — на испытательный срок.
Это совершенно реальная практика. Счастье только в том, что она пока не распространена на крупные сектора экономики.
«СП»: — Ну, может быть одних уволят, зато другим оклады повысят?
— Предпосылок для роста окладов в России пока не созрело. Должен вначале стабилизироваться сам рынок труда. То есть -должны более или менее сбалансироваться спрос и предложение. Думаю, это вопрос не одного года. Он займёт значительно больше времени.