Медведев: За неисполнение нацпроектов будем сажать

Почему Минфин саботирует экономическую программу Путина

6952
На фото: премьер-министр РФ Дмитрий Медведев (в центре) во время заседания президиума Совета при президенте РФ
На фото: премьер-министр РФ Дмитрий Медведев (в центре) во время заседания президиума Совета при президенте РФ (Фото: Дмитрий Астахов/POOL/ТАСС)
Материал комментируют:

Чиновников в России будут привлекать к уголовной ответственности за нарушения при реализации нацпроектов. 11 ноября об этом заявил премьер Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.

«Хочу обратить внимание тех, кто отвечает за национальные проекты. Очевидно, что это важнейшее направление деятельности нашей страны, нашей с вами работы, и нарушения при реализации правил, по которым эти национальные проекты осуществляются, будут иметь самые серьезные последствия вплоть до ответственности, уголовной ответственности, административной ответственности», — пригрозил премьер.

Медведев напомнил, что в марте текущего года Генпрокуратура начала проверки, как регионы получают и расходуют бюджетные средства. Он также сообщил, что есть риск не достигнуть показателей 2019 года по трем нацпроектам: международная кооперация и экспорт, производительность труда и поддержка занятости, малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы.

Читайте также
Капуста пробила дырку в российских кошельках Капуста пробила дырку в российских кошельках Из-за роста цен на овощи и фрукты страна вновь подсаживается «на макарошки»

На деле, ситуация даже хуже. 11 ноября заместитель председателя Счетной палаты Галина Изотова на заседании комитета по бюджету и налогам Госдумы привела следующие цифры. Расходы, которые были запланированы в федеральном бюджете, но не были профинансированы, утроились за три года. В 2016 году не было потрачено 220 млрд. рублей, в 2018 — уже 778 млрд. А в 2019-м, по словам Изотовой, эта сумма может достигнуть рекордного 1 трлн. рублей.

Львиная часть этих «неосвоенных» денег приходится на нацпроекты. За девять месяцев 2019 года, по данным Счетной палаты, они профинансированы лишь на 52,1% от годового плана — это новый антирекорд. Медленнее всего тратят деньги исполнители «Цифровой экономики» — 12,3% за январь-сентябрь 2019 года.

Ранее аудиторы сетовали, что не могут отслеживать ход выполнения нацпроектов. Большинство целевых показателей вычисляются с годовой периодичностью, и 90% ожидаемых результатов становятся известны лишь в конце соответствующего года. Единственным инструментом мониторинга реализации нацпроектов в такой ситуации является объем освоенных бюджетных средств.

Кроме того, аудиторы в октябре указывали, что видят риски недостижения показателей по большинству госпрограмм.

Почему так важны нацпроекты, которые стали экономической программой президента Владимира Путина, объяснила в июле председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на Международном финансовом конгрессе. По ее словам, нацпроекты призваны снять структурные ограничения для экономического роста, и при эффективном управлении «должны сработать».

Но теперь можно с уверенностью утверждать — не сработают. И никакая уголовная ответственность чиновников ситуации не исправит.

— Нацпроекты не являются панацеей для экономики РФ, и ее росту не способствуют, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Причем, это выводы не каких-то оппозиционеров, а вполне лояльного власти Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Расчеты, в частности, показывают, что даже при исполнении нацпроектов в полном объеме прибавка роста ВВП составит примерно 0,5%.

Получается, даже теоретически нацпроекты не способны разогнать экономику. А в условиях, когда они не выполняются — тем более.

Сама суть нацпроектов — ранжирование по важности ранее существовавших государственных целевых программ. Проблема в том, что при финансировании ГЦП всегда было много условно-утвержденных расходов. То есть расходов, которые утверждают с оговоркой: будут деньги — профинансируем. Причем, решение по финансированию всегда отдавалось на волю Минфина, и министерство всегда предсказуемо говорило: денег нет.

Главное, не было критериев, в каком случае госпрограммы вообще надлежит финансировать. И получалось так: условно утверждались вроде бы крупные суммы, а реально финансировались крохи. И даже это зависело от сиюминутных договорённостей с Минфином.

Нацпроекты были придуманы, чтобы ситуацию изменить. По сути, чиновники отобрали ряд госпрограмм, структурировали их по-иному, и — условно говоря — поставили под этим президентский штамп. И вышло, что теперь Минфин не может произвольно выделять или не выделять деньги — он обязан нацпроекты финансировать.

А теперь о том, почему нацпроекты не ускорят экономику. В них, я считаю, заложены не такие большие суммы. Да, в отчетах звучат триллионы рублей, но они размазаны на шесть лет. В результате, на год получается не бог весть сколько.

И главное — это не какие-то новые деньги, которые чудесным образом появились. Это деньги, взятые по-прежнему из бюджета — просто эти расходы выделены условной красной строкой.

Мало того, чтобы выделить деньги на нацпроекты, пришлось сократить другие статьи бюджета. Например, статью «национальная экономика», а также урезать социальные расходы. Росту экономики, сами понимаете, это никак не способствует.

«СП»: — Почему, несмотря на «президентский штамп», деньги до нацпроектов все равно не доходят?

— Со стороны, это выглядит мистикой. Особенно если иметь в виду, что Минфин придерживается авансового принципа финансирования.

То есть, в России сначала дают деньги из бюджета, и только потом спрашивают, как они потрачены. А с нацпроектами, получается, никто не хочет брать даже авансовые платежи — что абсурдно.

Можно, конечно, предположить, что виновата группа вредителей, которая внедрилась во все отрасли экономики РФ и в угоду Западу саботирует исполнение нацпроектов. Но на практике все прозаичнее — проблема чисто бюрократическая.

Процедура финансирования неоправданно усложнена. Плюс, всегда при обсуждении нацпроектов фигурирует оговорка: проекты финансируются из бюджета, только если часть денег поступит из внебюджетных источников.

Читайте также
С.Обухов: Берлин превращает «Северный поток-2» в чемодан без ручки С. Обухов: Берлин превращает «Северный поток-2» в чемодан без ручки ФРГ предпочитает иметь особые отношения с США, а не с Россией

Внебюджетные источники в нашем случае — это госкорпорации, либо крупные акционерные общества с государственным участием. Замечу, бизнес это условный, все такие корпорации по сути не отличаются от государственных министерств и ведомств, разве что имеют больше возможностей распоряжаться средствами.

Но они просто так вкладываться в нацпроекты явно не спешат. Скорее всего, взамен они что-то требуют — налоговые льготы, например.

Напомню, еще в августе 2018 года обсуждалась идея помощника главы государства Андрея Белоусова — перенаправить сверхдоходы крупного бизнеса на финансирование госпроектов. Спор кончился ничем, стороны поговорили на повышенных тонах, и о чем-то договорились. Думаю, никто никому гарантий не дал — все основа оставлено на усмотрение Минфина.

В результате, бюрократическая канитель — бесконечное согласование, кто в нацпроектах будет участвовать, кто будет отвечать — уводит от реального процесса. И в конце концов оказывается, что реализовать нацпроекты — как ранее госпрограммы — попросту невозможно.

«СП»: — Вы говорите, многое зависит от Минфина. Он заинтересован в нацпроектах?

— Я считаю — нет, не заинтересован. Деньги, которые не идут в нацпроекты, остаются на счетах казначейства. Это создает, я считаю, дополнительный интерес Минфину, чтобы согласование условий финансирования нацпроектов продолжалось и дальше.

Именно поэтому с момента анонсирования нацпроектов прошло полтора года — но воз и ныне там. И там же, я считаю, останется.


Экономический кризис: «Вам Путин обещал работу? К нему и обращайтесь»

Новости экономики: Эксперт: чтобы откладывать деньги, надо иметь доход 50 тыс. руб. на каждого члена семьи

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Дмитрий Лекух

Писатель и публицист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня