Минск готовит Москве крупную «разборку» под бой курантов и оливье

Переговоры по углубленной интеграции России и Белоруссии упираются в цены на нефть и газ

9914
На фото: премьер-министр Белоруссии Сергей Румас
На фото: премьер-министр Белоруссии Сергей Румас (Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС)
Материал комментируют:

Премьер-министр Белоруссии Сергей Румас заявил, что Минск подпишет дорожные карты по интеграции с Российской Федерацией только в том случае, если будут учтены интересы его страны. По словам Румаса, главные разногласия по-прежнему остаются в нефтегазовой сфере, но он считает, что «нерешаемых вопросов» там нет.

«Развязки найти можно», — заявил белорусский премьер.

Ранее министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей также заявлял, что подписание программы интеграции Минска и Москвы зависит от этих самых «развязок» по нефти и газу.

«Но логика наших действий такова: прежде чем говорить о каком-то венце интеграции, каких-то стратегических целях, ближних или среднесрочных, мы должны решить актуальные вопросы, а это цены на нефть, на газ, налоговый маневр и проблемы с поставками сельскохозяйственной, промышленной продукции», — сказал Макей в середине октября.

Нефтегазовая сфера остается камнем преткновения сторон, так как из-за предстоящего налогового маневра РФ Белоруссия теряет субсидии на закупку российской нефти, которые позволяли ей производить переработку и затем выгодно экспортировать нефтепродукты. По подсчетам белорусской стороны, она потеряет 800 миллионов долларов за 2019−2020 годы. За шесть лет сумма потерь возрастет до 11 миллиардов долларов.

Читайте также
Трамп уводит Эрдогана у Путина, предложив Анкаре голову Гюлена Трамп уводит Эрдогана у Путина, предложив Анкаре голову Гюлена США обещают Турции беспрецедентные уступки в обмен на отказ от С-400

Минск хотел бы получить компенсацию за эти потери, однако Москва не горит желанием что-то возмещать, так как налоговый маневр — это ее внутреннее дело, как и, по большому счету, субсидии Белоруссии. Как говорил в октябре глава белорусского Минфина Максим Ермолович, этот вопрос пока «в процессе обсуждения».

Впрочем, проблемы возникают не только в нефтегазовой сфере. Еще одна область, которая требует дополнительных консультаций — унификация налогового законодательства.

Как пояснил Румас, «страны самостоятельно развивали налоговое законодательство, и за очень короткий период его унифицировать сложно технически». Сейчас речь не о том, чтобы перейти на белорусское или российское законодательство, а чтобы взять лучшие практики в каждом из государств.

Однако налоговая нагрузка в РФ ниже, поэтому хотя переход для белорусских субъектов хозяйствования на пониженные ставки налогов был бы благом, снова возникает вопрос компенсации для бюджета выпадающих доходов.

«Дискуссия с РФ идет как раз об этом — как Белоруссия будет компенсировать выпадающие доходы, чтобы они не оказали негативного влияния на экономику», — отметил Румас.

Ранее в ноябре белорусский премьер сообщал, что проекты дорожных карт по интеграции двух стран будут представлены президентам к 1 декабря после рассмотрения премьерами и правительствами. Большое заседание запланировано на 19 ноября, и, по словам Румаса, все министры, у которых остались несогласованные позиции, будут лично разбираться, и стараться их урегулировать. Планировалось, что подписание дорожных карт по углубленной интеграции состоится до конца года, возможно, 8 декабря.

Впрочем, не все российские эксперты разделяют оптимизм по вопросу интеграции России и Белоруссии. Так, заместитель заведующего кафедры государственной политики МГУ имени М.В. Ломоносова Максим Вилисов в разговоре с «СП» отметил, что подписание дорожных карт было бы в интересах Минска, однако не исключил, что мы увидим «разбирательства под новогоднее оливье», как уже неоднократно бывало в прошлом.

Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько и вовсе считает, что даже если документ будет подписан, белорусская сторона сделает все, чтобы не выполнять его в будущем.

— В общем и целом настроение белорусской элиты сводится к тому, чтобы выторговать как можно больше экономических бонусов со стороны России, подписать эти дорожные карты, и затем их игнорировать. По большому счету, эти документы используются только как элемент торговли.

Конечно, нефтегазовая сфера — основа экономического благосостояния Белоруссии. Благодаря российским ресурсам она стала экспортером нефтепродуктов, продавая их на премиальном европейском рынке. Еще недавно мы могли слышать, что белорусская экономика совершенно независима и состоятельна, что там, в отличие от России, не разбазарили народное добро и зарабатывают деньги на коммерческих предприятиях.

Но сейчас мы видим, что в реальности нефтяной налоговый маневр России выводит из белорусской экономики достаточно весомую сумму, без которой она просто начинает рушиться.

«СП»: — Какие возможны «развязки» этого вопроса? Компенсация со стороны Москвы?

— Я не уверен, что Россия будет что-то компенсировать Минску за налоговый маневр. Об этом неоднократно заявляли высокопоставленные чиновники РФ, в том числе Дмитрий Медведев, его пресс-секретарь Олег Осипов и многие другие. Россия четко взяла курс на снижение дотаций Белоруссии, в том числе через нефтегазовый сектор.

Белорусские камлания и танцы с бубном вокруг цены на газ «как для Смоленской области» уже давно дезавуированы тем, что цены на рынке энергоносителей станут едиными в Евразийском экономическом союзе с 2020 года. И, скорее всего, они будут приведены к общему знаменателю на базе мировых цен на нефть и газ.

Думаю, сейчас Лукашенко через Румаса старается получить от РФ деньги, необходимые ему на президентские выборы. Он должен раздать их бюджетникам, армии, силовикам, показать, что он не просто успешный политик и дипломат, а что «проломил» и «прогнул» Москву. Другими словами, он хочет показать своим избирателям, что он для них по-прежнему Батька. Но не думаю, что в реальности эти мечты белорусской элиты исполнимы и возможны.

«СП»: — Почему?

— Потому что в России постепенно теряют интерес к Белоруссии, как к стране, которая имеет какое-либо значение. Уж во всяком случае, она не обладает той значимостью, которую придают себе белорусские элиты и президент.

В данной ситуации проще свести к минимуму поддержку Белоруссии в виду того, что объективно экономически она все равно сильно зависит от Российской Федерации. Белорусские товары на мировом рынке не востребованы, 80%-90% экспортной продукции продаются на нашем рынке. Белоруссии не дают кредиты ни международные финансовые организации, ни ЕС с США.

Торможение политической интеграции и ругань в адрес России пока что не окупается в финансовом отношении. Западу все равно нужна совершенно другая элита во главе Белоруссии, послушная ее воле и готовая исполнять любые приказания. Чем-то это похоже на то, что произошло на Украине. Ведь решения, которые принимали тамошние элитарии, были абсолютно не выгодны для страны и ее граждан.

Так что сейчас белорусская элита оказалась в тупике, но все равно продолжает давить на российское руководство в надежде, что удастся получить материальные ресурсы, а впоследствии — отказаться от исполнения договоренностей, заложенных в этих дорожных картах.

«СП»: — Почему вы думаете, что они не намерены выполнять эти соглашения?

— Посмотрите на ситуацию с Союзным государством, которому уже 20 лет. Практически ничего из того, что было заложено в это государство, не исполнено. Единственное, чем можно похвастаться, это тем, что у нас идет интенсивное сотрудничество в области перемещения между странами. Практически отсутствуют границы, граждане Белоруссии без проблем могут устраиваться у нас на работу. Но все это можно урегулировать и в рамках двусторонних отношений или в рамках ЕАЭС.

По большому счету, сейчас с гражданами Белоруссии уже почти уравнялись граждане других стран Евразийского экономического союза. Они могут въезжать в Россию по внутреннему паспорту, им не требуется патента для работы.

Можно констатировать: само по себе Союзное государство не состоялось. Его строили 20 лет и так ничего и не построили. Поэтому у меня и есть уверенность в том, что к этим дорожным картам, которые собираются подписать 8 декабря, белорусские элиты будут относиться так же.

Читайте также
Киев ликует: Миссия сдерживания «Северного потока-2» выполнена Киев ликует: Миссия сдерживания «Северного потока-2» выполнена Украина сохранила транзит, теперь ее цель — оставить трансбалтийский газопровод полупустым

«СП»: — А если подписание не состоится, чего можно ждать, украинского сценария?

— Полностью скопировать украинский сценарий в Белоруссии невозможно. Там совершенно другая политическая система, другой менталитет населения. Кроме того, сама по себе украинская «революция гидности» сыграла роль прививки, которая дала иммунитет гражданам.

В Белоруссии все может произойти проще. Там, как и в любой другой стране, может внезапно скончаться президент. К власти придут другие люди, которые мирно, без столкновений и майданов окончательно повернут страну на Запад.

Второй вариант развития событий — если Минск резко развернется на Запад, Россия, вероятно, начнет сброс всей экономической помощи и откажется субсидирования Белоруссии. Тогда там сильно упадет уровень жизни, и это будет сопоставимо с Украиной. Но в остальном майдан им не грозит.

Да и зачем Западу смещать элиты силовым путем, когда они и так уводят страну от России? Некоторые западные аналитики говорят о том, что польза Лукашенко не в том, что он прозападный политик — он им не является, а в том, что он, как некогда Броз Тито, не присоединяется к России.

Но если это «движение неприсоединения» к России, на какие союзнические привилегии может претендовать страна?


Постсоветское пространство: Москва оставит Эстонию без российского транзита

Новости Белоруссии: Лукашенко о Совете Европы: мы не просимся, не примете — подождем

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня