Президент России Владимир Путин призвал правительство добиться роста реальных располагаемых доходов граждан.
«Известно, что сегодня заработные платы в России растут и в номинальном, и в реальном размере, однако при этом располагаемые доходы граждан практически стоят на месте», — заявил он, заявил он, выступая на форуме «Россия зовет!».
Именно этот показатель, по его словам, является одним из главных индикаторов экономического развития страны. Успехи России в этой сфере Путин назвал «скромными».
Президент, правда, не уточнил у кого растут зарплаты и кому об этом известно. Немногим россиянам привалило такое счастье. А вот рост расходов заметил каждый. Откуда тут доходам прибавиться?
«Располагаемые доходы граждан практически стоят на месте. Безусловно, нужно изменить эту ситуацию. Это важнейшее направление работы правительства и результаты здесь, конечно, пока скромные», — сетует глава государства.
«Все задачи в этой связи перед правительством поставлены. Очень рассчитываю, что в тесной координации с Банком России, деловым сообществом они будут успешно реализованы», — подытожил президент.
Напомним, Путин уже не в первый раз выражает беспокойство по поводу слишком медленного роста реальных располагаемых доходов населения. Не далее, как в августе, на совещании с кабинетом министров он выразил неудовлетворенность тем, что реальные доходы россиян растут слишком медленно даже с учетом увеличения зарплат. Тогда же Минэкономразвития ухудшило экономический прогноз на будущий год и снизило оценку роста реальных располагаемых доходов россиян в 2019 году в десять раз — с 1 до 0,1%. Кроме того, была снижена оценка роста ВВП (с 2 до 1,7%), и прогноз по инфляции (с 3,8 до 3%).
Напомним, реальные располагаемые доходы населения в России снижались с 2014 по 2017 годы. После перехода Росстата на новую методику расчета по итогам 2018 года был зафиксирован небольшой рост в 0,2 процента. Но это именно потому, что методика подсчета изменилась, а не потому, что денег у простых россиян стало больше.
17 октября Росстат объявил, что в третьем квартале 2019 года реальные доходы населения выросли на 3% в годовом выражении. При этом экономисты утверждают, что резкий рост реальных доходов россиян в третьем квартале 2019 года «не бьется» с другими данными о состоянии экономики.
Так почему не растут доходы при таком вот невиданном росте зарплат? И как простому человеку понять всю эту экономическую «словесную эквилибристику» с различными видами доходов? Что у россиян растет, а что нет?
— Номинальный доход — это доход, который получил человек за определенный период, например, месяц, — говорит директор Института Инновационного Развития Виктор Яковчук.
— А реальный доход — это сколько он может купить товаров и услуг в определенный период. Например, год назад и сейчас номинальный доход (зарплата) может быть одинаковым, но купить сейчас за те же деньги товаров и услуг получится меньше. А реальные располагаемые доходы — это номинальный доход минус обязательные платежи и налоги. Если проще, то номинально вы получаете одни деньги, а реально располагаете другой суммой, которая заметно ниже. И при этом она уменьшается год от года.
«СП»: — Почему зарплаты в России растут и в номинальном, и в реальном размере, однако при этом располагаемые доходы граждан практически стоят на месте?
— Ну, во-первых, номинальный рост зарплат Росстат заметил только после смены методики оценки. Другие экономисты никакого роста зарплат не заметили потому, что его нет. Во-вторых, реальные доходы падают хотя бы из-за двух факторов: инфляция и повышение НДС, который заложен во все товары и услуги.
«СП»: — По словам Путина, именно показатель доходов является одним из главных индикаторов экономического развития страны. При этом успехи России в этой сфере Путин назвал «скромными». В то же время у нас постоянно слышны бравурные заявления министров о росте экономики. Кому нужен рост экономики, если при этом не растут доходы?
— Я согласен с президентом, что только реальные доходы интересуют наших граждан в первую очередь и являются самым важным индикатором экономики. Но, к сожалению, они не на первом месте у наших министров. Для правительства есть другие основные критерии успешности работы. Это в первую очередь ВВП, затем доход бюджета. Доходы растут и деньги складируются на счетах. Валовый продукт растет микроскопическими темпами. Но тут легко можно сослаться на мировой кризис, который, кстати, скоро начнется.
«СП»: — Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин поспорил с министром финансов Антоном Силуановым и главой Минэкономразвития Максимом Орешкиным о бюджетных расходах. По итогам 2019 года сумма неизрасходованных денег может достигнуть триллиона рублей. По мнению Кудрина, причина кроется в действиях самого правительства. Куда денутся эти деньги в итоге? Как будут расти доходы, если триллионы теряют?
— Кудрин умелый политик. Неизрасходованные бюджетные средства были еще со времен Ельцина. И ничего в этом страшного нет. Тут Алексей Леонидович одним ударом убивает нескольких зайцев. С одной стороны, всем понятно, что сейчас экономика растет только за счёт нацпроектов. Без нацпроектов в России была бы жесткая стагнация. В реальной экономике у нас падение, которое корректируется только нефтегазовыми успехами. Поэтому, если провалить нацпроекты, то экономика сорвется в пике. И неизрасходованные средства являются показателем неэффективности правительства. Еще один болезненный укол экономическим министрам в том, что расходы государства косвенно влияют на доходы населения. И если есть недорасход, то это как бы причина малого роста доходов населения.
При этом Кудрин не может критиковать всю экономическую систему, которую выбрали в правительстве. Особенно, если направление выбирал сам Кудрин, будучи министром финансов. Мое мнение, недорасход вообще ни при чем. Основная проблема в векторах развития, которые выбрали в экономическом блоке рравительства: Первый вектор — это выжать из экономики все, что можно, а потом помочь тем, кто нуждается или кому посчитают нужным чиновники. Из этого вектора выходит оптимизация в здравоохранении и МВД. Что приводит к падению доходов населения именно в малых населенных пунктах, где государство практически единственный работодатель. Из него же идет жесткий выжим денег из бизнеса. Когда количество проверок выросло на 30%, а предприятий закрылось более 600 тысяч только за прошлый год. Детенизация (обеление — ред.) доходов населения и эксперимент с самозанятыми тоже приводит к уменьшению располагаемых доходов. Пенсионная реформа подрывает веру в целесообразность переходить на белую зарплату. Это все следствие «деньговыжималки» из страны.
И обратный пример работы этого вектора — нет дешевых и длинных денег для конкретных проектов. Например, лизинг наших самолетов или тракторов. Потому, что наверху, почему-то считают, что нужно разрешать или всем, или никому.
Второй вектор — это жертва малым ради большого. То есть того, что правительство считает малым. Например, жертва сельхозпроизводителями перед «Турецким потоком». Производством ширпотреба в России, а не Китае перед «Силой Сибири».
Третий вектор — широта души. У нас всего много, приходите иностранцы, берите, нам не жалко. Защита российского рынка существует только для некоторых крупных направлений. Например, автомобилестроение. И все. Рынок России открыт перед всеми странами мира. И иностранцам даже не надо соблюдать российские законы. Китайские интернет-магазины могут продавать товар бросового качества без реальной возможности возврата, без сертификации, без маркировки, без онлайн касс, без малейшего соблюдения прав потребителя на территории Российской Федерации. Вообще с нулевым доходом для бюджета РФ. При этом бюджет дает дотации Почте России, чтобы в конечном итоге та купила самолеты для быстрой доставки китайских товаров. И тут же правительство заботит недобор налогов с бизнеса. И сразу обсуждают, как повысить бизнес активность в стране.
«СП»: — По словам Орешкина, инфляция на уровне трех процентов, которая прогнозируется по итогам года, снижает совокупный спрос и тормозит развитие экономики. Он подчеркнул, что все это выливается в недополученные доходы населения, недополученную прибыль компаний и недополученные доходы бюджета. По словам же Силуанова, низкая инфляция на самом деле «дает больше реальных доходов не только населению, но и предприятиям». Он также напомнил, что сейчас реальные располагаемые доходы растут, чего не было несколько лет подряд. И кто из них прав? Как инфляция влияет на рост доходов?
— Инфляция — это один из параметров экономики. Если бы все было просто, то все решения наших чиновников приводили бы к положительным результатам. Низкая инфляция теоретически дает больше располагаемых доходов, т.е. мы можем купить почти столько же продуктов, как в прошлом году. Но реально, инфляция в 3% и ниже приводит к снижению экономки и консервировании ее. Мнимая стабильность ведет к закредитованности населения и падению реального дохода. Затем падение спроса и, как следствие, стагнации экономики.
«СП»: — Путин потребовал добиться роста доходов, и что дальше? Не в первый раз только в этом году требует. Что-то изменится теперь?
— Дальше будет, как с нацпроектами. Сначала долго будут решать, как это сделать, и принимать программу. А потом чиновники будут затягивать с реализацией. А дальше выборы и новый президент.
— В России существует неравенство и в зарплатах, — отмечает главный редактор ФОРУМ. Мск Анатолий Баранов.
— Руководитель бюджетного учреждения сам себе назначает зарплату в миллион, а сотрудникам в 30−40 тысяч. По сути, они принадлежат даже не к разным социальным группам, но и к разным классам. А статистика все равно выводит среднюю зарплату. И в среднем по госпиталю температура всегда нормальная.
«СП»: — Путин оценивает успехи в росте доходов как «скромные»…
— Почему успехи скромные, понятно. Потому что для оценки экономических показателей используются фиктивные данные. Как средняя зарплата. И что такое вообще рост экономики? В СССР считали прежде всего в штуках — сколько тракторов, сколько тонн зерна. А сейчас в рублях. То есть, допустим, вы в этом году произвели в два раза меньше чего-либо, образовался дефицит, цены выросли, и вы за свою продукцию выручили даже больше денег. Все! У вас рост экономики.
«СП»: — Кудрин обратил внимание на три млрд неизрасходованных денег. В чем причина?
— У нас ежегодно в бюджете остаются многомиллиардные неосвоенные суммы. Посмотрите работы Делягина, он много об этом пишет. И он, и я оцениваем это прежде всего, как тотальную некомпетентность. У вас есть деньги, а вы не умеете их потратить целевым образом. Такого руководителя надо срочно переводить в дворники. У нас был губернатором Севастополя некто Меняйло, так он однажды социальный бюджет города целиком вернул в казначейство! Нет, не украл ни копейки, но лучше б украл, деньги пошли бы в экономику, а так просто пропали. Кстати, Меняйло не наказали, а перевели из губернаторов в полпреды, что есть большое повышение.
«СП»: — Путин потребовал добиться роста доходов, и что дальше? Требования президента просто игнорируются, или министры у нас глупые? Как реально можно добиться повышения доходов россиян? И можно ли это вообще в условиях санкций, снижения цен на нефть и прочих плохих внешних факторов?
— Путин может требовать чего угодно, например, всем стать двухметрового роста. Но все равно вокруг будут одни карапузы. Если его свита не может адекватно потратить бюджетные деньги — не заработать, не изыскать средства, а просто потратить уже выделенные деньги по назначению, что толку требовать от них более сложных вещей? Да раздайте этот триллион нищим! И то толку будет больше, в экономике появятся свободные деньги, на эти деньги произведут товары, люди получат работу, заплатят налоги… А так выкинули триллион и теперь решают задачу, как сделать богатыми тех, кого только что обобрали. А вы им верните, что украли, и они перестанут быть бедными.
Новости России: Николай Платошкин: Кремль предпочтет гамбит в 2024 году