Россия пускает ко дну латвийские порты

В Риге испуганы: очень доходный транзит через ее причалы Москва стремительно прибирает к рукам

31199
На фото: вид на Рижский торговый порт, Латвия
На фото: вид на Рижский торговый порт, Латвия (Фото: Александр Рюмин/ТАСС)

Директор Государственной железнодорожной администрации Латвии Юрис Иесалниекс в шоке: объемы российских грузов, идущих в порты республики, катастрофически падают. Об этом он сообщил в программе Nekā personīga «Ничего личного» телеканала TV3.

Вообще-то словосочетание «Ничего личного» предполагает продолжение: «Только бизнес». Однако в ситуации с российским транзитом в Латвии — далеко не «только бизнес». Трудно рассчитывать на приветливость богатого соседа, если каждый день ругаешь его, обзываешь, требуешь всяческих сомнительных компенсаций. А перед соседским забором пускаешь не трактора, а бронемашины и ставишь гаубицы.

В принципе богатому соседу до лапочки эти ужимки. Он посматривает на соперника как на мелкую кусачую собачонку, за которой все же надо следить, чтобы не цапнула. И понятное дело: вряд ли отзовется добром на крики о помощи, которые звучат одновременно с оскорблениями. Такая надежда — это просто смешно.

Читайте также
У Зеленского беспокоятся: «Россия зачищает Крым от нелояльного населения» У Зеленского беспокоятся: «Россия зачищает Крым от нелояльного населения» Но Москве просто незачем организованно менять этнический состав на полуострове. Все и так хорошо

Так что услышанное от Юриса Иесалниекса — вполне естественный ход событий. По его словам, есть информация, что правительство России якобы договорилось с различными грузоперевозчиками о графике постепенного и окончательного перевода грузового транзита из латвийских портов в российские. «Правительство России подошло к этому вопросу очень серьезно», — сказал Юрис Иесалниекс.

Если эта информация правдива, то ужасная для экономики Латвии новость — всего лишь констатация прагматичного экономического поступка России. Трудно сказать, стоит ли за ним стремление отомстить «кусачему» балтийскому соседу. Но совершенно точно — это намерение поступить так, как выгодно России, а не вредному партнеру.

Кремль не собирается специально вредить крикливой балтийской республике. Но и явно не горит желанием помогать ей, а просто реализует свои интересы. Помогать следует друзьям, а не недругам.

Юрис Иесалниекс сообщил: за первые девять месяцев нынешнего года объем транзита из России в его страну упал на 12,5 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года и тенденция не меняется. Самое большое падение грузооборота в Рижском порту. Снижение перевалки наливных грузов тут больше 11 процентов, зерна — около 12 процентов, удобрений — почти 16 процентов.

Юрис Иесалниекс утверждает, что латвийские порты долгое время держались на плаву благодаря транзиту российского угля. Однако и тот стал все быстрее уходить в российские порты. Еще не так давно наш уголь составлял 39 процентов общего объема грузов Рижского порта.

В июне прошлого года председатель его правления, ныне европарламентарий Андрис Америкс радовался: хотя бы уголь Россия, отказавшаяся от транзита нефтепродуктов через Латвию, продолжит переваливать по-прежнему через эти морские ворота. Но в то же время предугадал: говорил, что в целом грузооборот Рижского порта может упасть еще на 12 процентов.

Уже маячил призрак краха, и отнюдь не только из-за снижения потока российского угля. Нидерланды, Италия, Бельгия, Швеция, Дания, Франция и Финляндия вступили в мировой «Альянс против угля», как неэкологичного топлива. А всего в этой организации 34 государства.

Авторы программы «Личное дело» Русского вещания латвийского телевидения LTV7 утверждали: в скором времени Рижский порт лишится и перевалки угля. А ведь Нидерланды, Германия, Италия, Бельгия, Швеция, Дания, Франция и Финляндия покупали в Рижском порту больше 80 процентов угля, который Россия переваливала через эти морские ворота. То есть, если отказ от «черного золота» в Европе станет повсеместным — Рижский порт ждет катастрофа даже если Россия оставит и на его долю часть угольного транзита.

Директор Государственной железнодорожной администрации Латвии не стал называть цифры падения экономики его ведомства. А лишь сообщил: показатели оказались хуже самых пессимистичных прогнозов правительства Латвии.

И все же шанс спастись у латвийских портов есть. А может помочь им друг России, глава нашей братской Белоруссии Александр Лукашенко. По крайней мере, тот обозначал намерения постепенно перевести транзит из Клайпедского порта в Латвию.

Батька обиделся на Литву, которая активно выступает против Белорусской АЭС, строящейся недалеко от границы, в 50 километрах от Вильнюса. И призывает заранее отказаться от ее электроэнергии прочие страны-члены Евросоюза. Правда, пока безуспешно. Сама Литва специальным законом запретила импорт электричества из Белоруссии после вступления этой атомной электростанции в строй.

Читайте также
Киев гадает, как отомстить "азиатскому барсу" Киев гадает, как отомстить «азиатскому барсу» Какой демарш может себе позволить Украина после слов президента Казахстана о Крыме

Рига пытается воспользоваться этим конфликтом, чтобы поправить свои дела. Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич встретился в Минске с главой МИД Белоруссии Владимиром Макеем и с Александром Лукашенко и заявил: «Мы хотим расширять сотрудничество, увеличивая объемы и ассортимент перевозимых грузов. Латвия видит потенциал для сотрудничества с Беларусью в рамках Евразийского транспортного коридора, и мы предлагаем латвийскую транзитную инфраструктуру для обслуживания грузов индустриального парка «Великий камень».

Эдгар Ринкевич сообщил: Белоруссия планирует увеличить транзит нефтепродуктов через Латвию. Сам Александр Григорьевич признавал: «Выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, то надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предлагаем, они будут иметь определенный — и немалый — эффект».

Вообще-то выход к морю Батьке предлагал еще в 2017 году Владимир Путин. «На белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», — говорил президент России.

Посмотрим, кого выберет Лукашенко для «выхода к морю» — Латвию или Россию? Пока он не объявил об изменениях в своей экономической политике — у Рижского порта остается надежда на спасение.

Новости СМИ2
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости НСН
Новости СМИ.ФМ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
article