«Нафтогаз» объявил, на каких условиях готов подписать новый контракт на транзит российского газа. Во-первых, Украина должна получать газ в счет погашения задолженности «Газпрома» по решению Стокгольмского арбитража. Во-вторых, контракт должен быть долгосрочным, а транзит — «покрывать все расходы» Киева. 6 декабря директор украинской компании Юрий Витренко написал об этом у себя в Facebook.
«Европейская комиссия попросила стороны обсудить урегулирование вопросов прошлого и текущего Стокгольмского арбитража, поскольку „Газпром“ включает это в „пакет“ для переговоров по транзиту», — написал Витренко по итогам встречи представителей «Газпрома», «Нафтогаза» и оператора газотранспортной системы Украины.
Витренко также утверждает, что «Нафтогаз» отзовет свои новые иски на $12 млрд. к «Газпрому», но только на своих и очень жестких условиях. «Если будет заключен долгосрочный контракт на транзит, который будет покрывать все расходы, и если „Нафтогазу“ будет компенсировано невыполнение „Газпромом“ своих обязательств по текущим контрактам», — написал руководитель украинской компании.
Напомним, нынешний 10-летний транзитный контракт заканчивается 31 декабря 2019 года. И в качестве ключевого пункта подписания нового договора «Газпром» требует, чтобы Украина обнулила свои исковые требования.
На первый взгляд, условия, озвученные Витренко, — невероятная наглость. Но, как говорил известный персонаж в «Кавказской пленнице», торопиться с выводами не надо.
На днях глава «Нафтогаза» Андрей Коболев в интервью изданию LIGA.net заявил, что его компании уже удалось взыскать $2,1 млрд с «Газпрома» по решению Стокгольмского арбитража. «Это 45% всей компенсации, присужденной нам в арбитраже в феврале 2018 года. Эту часть выигрыша мы отразили в отчетности и заплатили соответствующие налоги и дивиденды. Таким образом, эта сумма почти полностью попала в госбюджет Украины», — уточнил Коболев.
Он отметил, что с учетом процентов «Газпром» должен выплатить по долгам еще около $3 млрд. Если российский концерн этого не сделает, Киев намерен продать часть зарубежных активов «Газпрома» после решения местных судов.
Заметим: 27 ноября, незадолго до заявления Коболева, апелляционный суд округа Свеа (Швеция) отклонил заявление «Газпрома» на решение Стокгольмского арбитража по спору о поставках газа на Украину. Этим решением арбитраж обязал «Газпром» выплатить «Нафтогазу» $2,6 млрд. Спрашивается, как же так?
Прокремлевские аналитики до последнего твердили: решение Стокгольмского арбитража — политически мотивированное. Арбитраж отказал в выплатах «Газпрому» за невыполнение «Нафтогазом» условия «бери или плати». Но в то же время удовлетворил требования «Нафтогаза» по аналогичному условию «качай или плати». Значит, говорили нам, ничего «Газпром» платить не будет. А начнет предъявлять встречные требования.
Но внезапно «Газпром» по-тихому взял и заплатил. Пусть не «живыми» деньгами, а взаимозачетом. Но заплатил миллиарды!
Тут приходит на ум другой украинский сюжет. В июле 2017 года Высокий суд Лондона конкретизировал свой вердикт по делу об облигационном займе, который был выдан Москвой правительству президента Виктора Януковича в декабре 2013 года. Как сообщал тогда российский Минфин, суд обязал Киев выплатить как номинальную стоимость облигаций в сумме $3 млрд., так и неосуществленный купонный платеж в размере $75 млн. А еще — штрафные проценты, начисляемые на эти суммы.
Казалось, вот она — победа! Теперь-то Киеву придется раскошелиться! Но — не случилось.
В сентябре 2018-го апелляционный суд Англии и Уэльса частично удовлетворил жалобу Украины, требующей отмены решения Высокого суда. По мнению авторов апелляции, довод украинской стороны, что еврооблигации выпущены под давлением РФ, нужно проверять и рассматривать в полноценном судебном разбирательстве.
Результат — $3 млрд. из Фонда национального благосостояния, вложенные в украинские евробонды, намертво зависли. Что симптоматично: правительственные СМИ в Москве о них больше не вспоминают, будто «миллиардов Януковича» не было в природе.
Эти унизительные поражения России, которые власть предваряла победными реляциями, наводят на невеселые рассуждения: Еврокомиссия и Киев, по-видимому, и в ближайшие дни добьются чего хотят. То есть — нового 10-летнего транзитного контракта через Украину, выплат «Газпромом» оставшихся $3 млрд. по решению Стокгольмского арбитража, и полупустого «Северного потока-2» в придачу. А мы эти горькие пилюли тихо проглотим.
Просто потому, что бюджет РФ, благосостояние госкорпораций, а в конечном итоге стабильность режима Владимира Путина критически зависят от поставок нефти и газа в Западную Европу. Если поставки прекратятся — экономика РФ рухнет. Тогда в стране разразится жесточайший политический кризис. Кремлю это совершенно не на руку. И на Западе, надо думать, все прекрасно понимают.
— Позиция «Газпрома» по поставкам газа в Европу очень невнятная, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Получается, российская сторона все время пытается уклониться от анализа реальной ситуации. На деле Украина зависит от Европы на 100%. И если мы сейчас проигрываем суды во Франции и Швеции — это делается по европейским «каналам».
Уверен: проблемы украинского транзита вообще бы не существовало, если бы европейцы всерьез этого захотели. У них всегда были рычаги воздействия на украинскую элиту. Да и с США они бы договорились.
Раз транзит через Украину стал проблемой — значит, европейцам именно это выгодно. Европа потихоньку усиливает позиции, перестраивая свою энергосистему.
Недавно в ЕС подсчитали: даже если в 2020 году украинский транзит будет полностью закрыт, пострадают только Румыния, Болгария и Греция. Причем, пострадают очень умеренно — цена на газ в этих странах поднимется на 5−10%.
Как такое возможно? Европа после перебоев с поставками в 2006-м и в 2009 годах приняла меры. Построила мощную инфраструктуру по приему СПГ, а нынешней осенью под завязку заполнила подземные газовые хранилища.
Европейцы модернизировали свою энергосистему, пока «Газпром» вел бесконечные споры с Украиной. Причем, в судах почти всегда оказывалось: Киеву платить не надо. А «Газпром» обязан платить.
На деле европейцы уже минимум 10 лет проводят линию на полную независимость от российских поставок. Именно из этого надо «Газпрому» исходить сегодня. И не питать напрасных иллюзий, будто Европа перестанет поддерживать Киев.
В реальности, европейцы нас разными способами душат на газовом направлении. А «Газпром» делает вид, что не замечает этого, и ругается с Украиной.
«СП»: — Что нужно делать в такой ситуации?
— Изменить подход государства к «Газпрому». К его роли, перспективам развития. Сейчас львиная доля бизнеса компании завязана на Европу. А ведь концерн можно развивать по-другому — с участием правительства России. И ставить перед ним совершенно иные задачи — в интересах других отраслей внутри России. Которые потенциально могли бы стать драйверами экономики.
Это была бы совершенно другая система поставок газа. И другая экономика страны. И мы бы уже не тряслись: будут европейцы покупать наш газ или нет?
«СП»: — Зачем Европа настаивает на долгосрочном транзитном договоре между «Газпромом» и «Нафтогазом»?
— Европейцы просто закладываются по максимуму. На деле, может статься, им в какой-то момент вообще хватит одного «Северного потока-2». В этом случае Европа наладит поставки газа на Украину по реверсу. И как-нибудь обогреет Болгарию и Грецию.
Повторюсь: европейская энергетическая система стремительно совершенствуется и усиливается. Она уже позволяет перебрасывать энергию в различных направлениях. Плюс — широко использует технологии энергосбережения. Постепенно эта система станет полностью замкнутой. И тогда украинский транзит станет Европе вообще не нужным.
А сейчас надо понимать: «Газпром» действительно примет условия Украины и Еврокомиссии. Включая 10-летний новый транзитный контракт. Просто на сегодня зависимость «Газпрома» от европейской позиции слишком велика.
«СП»: — То есть, Украина может спасть спокойно?
— Я бы так не сказал. Транзитный договор, вокруг которого ломают копья, не нужен «Газпрому». Но вскоре он может оказаться ненужным и Европе.
Европе, я считаю, транзит нужен лишь в качестве инструмента влияния. Пока мы вовлечены в транзит, европейцы имеют на руках все козыри. По сути, и украинская труба, и «Северный поток-2» играют для них роль резервной инфраструктуры. И позволяют не только держать нас на крючке норм Третьего энергопакета и решений арбитражей. Но и дают отличную возможность для торга с поставщиками СПГ.
В будущем эта запасная инфраструктура будет использоваться Европой только когда ей выгодно. А основой энергетики — судя по действиям европейцев — будет сжиженный газ.
«Газпром» в этом случае просто окажется на обочине.
— «Газпром» уже проигрывал иски по своим контрактам, — напоминает завкафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, экс-дипломат в ФРГ, США Николай Платошкин. — Проблема была в схеме поставок. Долгосрочный контракт просто предусматривает, что мы поставляем газ. Но ежегодно контракт прописывается в деньгах — проставляется, сколько конкретно газ будет стоить? Поскольку стоимость «голубого топлива» привязана к цене на нефть — с лагом в полгода. При этом поставки «Газпром» осуществлял по принципу «бери или плати».
В итоге практически все страны, покупавшие у нас газ, подали на «Газпром» в суд. Они требовали признать, что принцип «бери или плати» — неправильный. И все эти иски концерн проиграл.
А сейчас ситуация изменилась. На рынке Европы появилось много СПГ из Катара и США. Сжиженный газ поставляется танкерами — его покупают по мере необходимости. Плюс цены на СПГ варьируются каждый день — как и цены на нефть. Поэтому многим странам удобнее брать сжиженный газ. В какие-то моменты он продается дешевле трубопроводного.
Все это означает, что «Газпром» будет вынужден пересмотреть свою политику. И, увы, согласится на позорные для нас условия, которые озвучит Витренко.