Курс доллара к рублю в конце января обновил максимумы середины декабря, вплотную подобравшись к отметке в 64. На торгах в пятницу, 31 января доллар подорожал на 65 копеек — до 63,91. Курс евро также подскочил на 1,05 рубля — до 70,88. Такое заметное падение рубля связано с паникой, возникшей на мировых торговых площадках из-за коронавируса в Китае. Эпидемия настолько спутала карты экономистам, что мало кто берется давать прогнозы о том, каким будет курс рубля в феврале. По словам экспертов, все будет зависеть от того, удастся ли взять вирус под контроль.
Сейчас на финансовых рынках царит сильная напряженность. Судя по реакции региональных властей в Китае, ситуация более угрожающая, чем во время эпидемии SARS в 2003 году. Множащиеся в блогосфере конспирологические версии происходящего не добавляют инвесторам спокойствия относительно дальнейшей судьбы Китая. Всемирная Организация Здравоохранения объявила чрезвычайную ситуацию, призвав, впрочем, не ограничивать под предлогом пандемии торговлю и перемещения людей. Первые случаи заражения коронавирусом были зафиксированы и в Российской Федерации.
«Аналитики Moody’s предупреждают, что пандемия может оказаться „черным лебедем“, худшим, чем ипотечный кризис 2008-го года. Напомню, что тогда, по итогам кризиса, рубль девальвировался к доллару примерно в полтора раза. Панические настроения уже отправили к концу текущей недели доллар/рубль выше нашей верхней оценки недельного диапазона 63», — рассказал «СП» аналитик ФГ «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский.
По словам эксперта, если на следующей неделе не будет позитивных новостей, указывающих на торможение распространения заболевания, напряженность на финансовых рынках, вероятно, перерастет в панику. Если же панические настроения начнут спадать, USD/RUB вернется сначала к 63.15, затем в район 62.60, но сейчас он не советует делать на это ставку.
Эксперт «Международного финансового центра», LIFA Владимир Рожанковский также не берется давать прогноз курса доллара на февраль, хотя называет несколько сценариев развития ситуации.
— В данный момент экономика и международная торговля находятся в ненормальном состоянии, и это очень бьет по валютам. Предосторожности из-за вируса сильно снижают товарооборот между странами, который и без того пострадал из-за торговых войн.
Карантин, проверки судов, перекрытие границы и так далее уменьшают потребность в горючем, а это, в свою очередь, снижает потребность в нефти. Падение спроса и цен на нефть в данный момент является главным фактором ослабления рубля. К сожалению, оно продолжится до тех пор, пока мировая торговля не восстановится. Получается довольно протяженная, но логичная цепочка, от которой будет зависеть курс рубля. Так что ждем хороших новостей от медиков. Как только они появятся, начнется отскок по нефти и по рублю ситуация станет получше.
«СП»: — И все же, какой диапазон курса доллара возможен в феврале?
— Не могу назвать конкретные цифры, потому что ситуация для нас, экономистов, ненормальная. При прочих равных я пока не вижу существенного падения рубля. Мы уже просели по нефти, она может снизиться еще на 2−3 доллара, и тогда рубль может уйти в район 65. Но я не думаю, что мы сделаем поход к 68 или, тем более, к 70.
Мне кажется, что ситуация уже более-менее адекватно проанализирована мировым сообществом, мы не видим роста числа заболевших в геометрической прогрессии, все находится под контролем. Конечно, если бы реально возникла ситуация глобальной пандемии, пришлось бы существенно корректировать прогнозы — и по нефти в район 40 долларов за баррель, и по рублю до 70−75.
Но по тому, что мы сейчас видим в новостях, ситуация далека от этого. Рост числа заболевших и погибших есть, но он не так велик и уж точно не происходит в геометрической прогрессии. Возможно, мы уже находимся на пике. Исходя из этого, просадка по всем активам также может быть уже на максимуме.
Пока просели все активы, кроме золота и драгметаллов, которые хорошо себя чувствуют в стрессовых ситуациях. Кстати, я неоднократно предлагал уходить от валютных сбережений в металлические — золото и палладий. В этом году золото также может быть одним из лучших активов. Поэтому тем, кто очень заботится о благополучии своих рублевых накоплений, могу порекомендовать увеличить вес своих инвестиций в золото.
«СП»: — От чего будет зависеть курс рубля до весны помимо ситуации в Китае?
— Есть традиционные факторы, о которых мы всегда говорим. Это налоговый период в 20-х числах февраля. Сейчас он как раз закончился, поэтому позиции рубля могут быть послабее. Также мы смотрим на такие моменты, как остатки на корсчетах, размещение ОФЗ. Последний раз облигации разместили на 23,5 миллиарда рублей, доходность по отсечению 6,06%, это неплохие параметры.
Но на все это мы смотрим, когда на рынке абсолютный штиль, нет никаких событий, геополитика скудная. А сейчас повестка очень взъерошена из-за вируса, что особенно бьет по экспортноориентированным экономикам вроде нашей.
Политические риски вроде импичмента Дональда Трампа я бы поставил на второе место. Непонятно, что будет происходить дальше, но победа демократов кажется менее вероятной. Это влияет на доллар — он укрепляется, а все остальные валюты падают.
И только после всех этих вещей можно упомянуть бюджетное правило и размещение ОФЗ. Но сейчас все это вторично. Первично — это разобраться с коронавирусом, остановить падение сырья на глобальных биржах. Если цены на сырье продолжит падать, у нас будет снижаться профицит бюджета, и это плохо повлияет на курс рубля. Так что пока сидим и ждем новостей. Думаю, в течение февраля наступит ясность и поступит успокаивающая рынки информация.
Аналитик группы компаний «Финам» Сергей Дроздов считает, что в феврале паника вокруг коронавируса неизбежно уляжется, как была в случае с «птичьим гриппом» или «атипичной пневмонией», и курс рубля сможет отыграть потерянные позиции. Впрочем, впереди нас все равно может ждать падение курса, но уже в связи с более глубинными экономическими и политическими процессами.
— Уровень в 64 рубля за доллар, который был достигнут в пятницу, является достаточно сильным. При нормализации ситуации на глобальных финансовых рынках российская валюта может постепенно отвоевать оставленные ранее позиции.
Если паника на рынках продолжится, то нельзя исключать, что и рубль может пойти к отметке 65. Но в базовом сценарии мне кажется, что в феврале нас ждет стабилизация на уровне 64 за доллар или даже плавное укрепление.
Что бы ни говорили, целиком и полностью от нефти рубль не отвязался. На прошлой неделе у нас достаточно стремительно снижались цены на эталонный сорт Brent. На волне раздутой СМИ паники вокруг коронавируса игроки посчитали, что спрос на энергоносители будет снижаться.
С другой стороны, есть такой технический момент — в конце прошлой недели прошла экспирация по фьючерсному контракту на Brent. Это дает определенную надежду на то, что позиции закрыты, игроки, которые ставили на понижение, получили неплохую прибыль и как минимум в начале новой недели нас ждет отскок по Brent и укрепление рубля.
«СП»: — Сейчас очень много говорят о риске пандемии и замедлении глобальной экономики, как это скажется на курсе рубля?
— Да, спекуляции на эту тему могут усилить панические настроения на мировых биржах, и тогда рубль может ослабнуть к доллару до уровня 65. Но нужно понимать, что такие моменты с вирусами мы за последние 10 лет проходили как минимум два раза. Через какое-то время ситуация уляжется и все войдет в норму.
Сейчас заголовки ведущих мировых СМИ пестрят новостями о коронавирусе, и они подталкивают глобальных инвесторов продавать изрядно подорожавшие активы. Но не стоит забывать, что мировые фондовые биржи, включая российские площадки, с декабря прошлого года солидно прибавили в цене. Та коррекция, которую мы видим сейчас, считается абсолютно нормальной. Не было бы коронавируса, нашли бы еще какой-то повод для снижения.
Я бы не уделял такое внимание коронавирусу не только в плане биржевой торговли, но и на бытовом уровне. Чтобы преподать новость, ее нужно раздуть, чем и занимаются мировые СМИ. Сомневаюсь, что мы увидим пандемию. Наоборот, скорее всего, через некоторое время появятся заголовки, что паника была излишней, и что все вошло в норму, как это обычно и бывает.
«СП»: — И тогда курс рубля снова начнет укрепляться?
— Тогда и на рынках все стабилизируется, и мировые фондовые биржи могут снова перейти к росту. На последних заседаниях ФРС США и европейский ЦБ сказали о том, что будут продлевать программы количественного смягчения, то есть будут продолжать вливать на рынки ликвидность. ФРС продолжит выкуп облигаций до апреля, ЕЦБ не собирается сворачивать стимулирующие программы.
Деньги на рынке пока есть, поэтому нынешнее снижение я бы рассматривал как нормальную коррекцию после сильного роста. Факторами риска в будущем может стать предвыборная кампания в США.
«СП»: — Каким образом?
— Пока что базовый сценарий в том, что Трамп победит, но для этого ему нужны высокие котировки на рынке американских ценных бумаг. Посмотрим, кто окажется сильнее, Трамп или его оппоненты. Если его влиятельные противники приложат все усилия, чтобы помешать ему, и биржи к концу лета упадут, шансы Трампа переизбраться на второй срок будут минимальны.
Если все пойдет по более позитивному сценарию, биржи продолжат расти до выборов в США, Трамп пойдет на второй срок, и уже после его избрания может начаться снижение, хотя это не гарантированный сценарий. В любом случае, в течение ближайших года-полутора, и мировые цены на нефть, и мировые рынки акций ждет достаточно серьезное снижение, но в феврале это вряд ли произойдет — слишком рано.
Финансовые новости: Рубль продержится до лета, а потом начнется лихорадка
Курс валют: Курс доллара: мина коронавируса взрывается под рублем