Денег на реализацию национальных проектов выделяется много, с ними надо работать на местах. Такое заявление в интервью программе «Москва. Кремль. Путин» на канале «Россия 1» сделал заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.
«Конечно, денег много. Вы посмотрите, какие цифры в национальных проектах. С ними просто надо работать», — подчеркнул он.
«И если сегодня мы национальные проекты сделаем более гибкими и донастроим на всех уровнях власти, нам на все денег хватит», — заключил вице-премьер.
27 января председатель правительства РФ Михаил Мишустин поручил вице-премьерам провести ревизию проделанной работы по реализации нацпроектов. Руководителям нацпроектов он ранее отдал распоряжение до 20 февраля представить свои предложения по корректировке и уточнению проектов. Напомним, по данным некоторых СМИ, именно неудовлетворительная реализация нацпроектов стала причиной уход в отставку правительства Дмитрия Медведева.
Что теперь? Пришел Хуснуллин с грандиозным московским опытом «освоения средств» и теперь всем покажет, как надо осваивать?
— Сам принцип формирования и финансирования национальных проектов порочен, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Реализация нацпроектов связана с функцией планирования, проектирования, государственного инвестирования и эффективного сопровождения на стадии реализации и контроля за расходованием средств. Но именно в этой роли и функционале государства в России давно не существует. Нынешнее фискально-полицейское государство построено для другого — бесконтрольного кормления правящего класса и его защиты от критики со стороны общества. Разумеется, в такой системе любой государственный проект, будь то Олимпиада, чемпионат мира по футболу или строительство какого-то гигантского объекта требует прямого контроля со стороны президента и гигантских вложений (на порядок и более завышенной сметы
«СП»: — Хуснуллин теперь покажет, как надо работать? Зачем его позвали в правительство?
— Утверждается, что Хуснуллина позвали в правительство РФ для того, чтобы обеспечить реализацию некоторых национальных проектов. Отчасти это верно. Но никакой Хуснуллин нацпроекты не спасет. Не спасут их сегодня и 13 Хуснуллиных. Система принятия и исполнения решений сегодня в России не позволяет это сделать. Нацпроекты будут провалены. А ответственность за провал будет переложена на таких, как Хуснуллин.
«СП»: — Национальные проекты разработаны по трём направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». В чем у нас особенные проблемы? Решаемы ли они с помощью денег?
— Кое-что, конечно же, будет сделано. Но точечно, не системно и показушно. К примеру, согласно проекту «Комфортная среда» будут, как обычно построены детские площадки в чистом поле и дорогостоящие спортивные городки в поселках, в которых уже давно нет молодежи. будет закуплено дорогостоящее медоборудование, на котором некому работать
Сегодня в стране нет ни одного условия (кроме отобранных у населения денег, которых правительству как бы некуда девать) для реализации хоть какого-либо действительно национального проекта.
«СП»: — По словам Хуснуллина, с деньгами надо работать на местах. То есть во всем виноваты чиновники на местах? Что с ними не так? Их постоянно меняют, а результата нет…
— Хуснуллин еще не избавился от московского синдрома. Это в Москве есть возможность работать с гигантскими деньгами. В большинстве же регионов работать с деньгами возможности нет. Федеральные чиновники обставляют трансфер финсредств в регионы такими условиями, что никто в регионах — кроме откровенных воров и авантюристов — финансированию из центра не рад: большую часть этих средств они обязаны откатить федеральным чиновникам и при этом умудриться не сесть в тюрьму. Порочность и пассивность чиновников на местах — следствие порочности чиновников на федеральном уровне, а также порочности самой системы управления в стране в целом.
«СП»: — Откуда берутся эти деньги, которых много? Почему Медведев при этом уверял, что «денег нет»?
— Деньги в федеральном бюджете в профиците. Но это деньги, не заработанные центром путем реализации каких-то производящих проектов, но попросту собранные с регионов и бизнеса посредством различных фискальных методов. Извращенные бюджетная политика и налоговая система приводят к тому, что реальная экономика и потенциальный производитель обескровлены, а бюрократия, банки и Москва (как территория регистрации юрлиц и место сбора налогов) в шоколаде. Правительство же России настолько бездарно и порочно, что продолжает закреплять эту извращенную систему обирания страны и консервирования денег в федеральном бюджете, чтобы потом, под видом финансирования нацпроектов, выдачи грантов, реализации инвест-проектов и чего-то еще попросту их распиливать. Так, за сутки до ухода с поста премьер-министра Медведев личным решением направил 239 млрд рублей (!) на строительство еще одного арктического ледокола. Возникают вопросы: на каком основании этот чиновник лично и бесконтрольно распоряжается подобными объемами средств? И зачем стране с вымирающим населением десять дорогостоящих ледоколов?
«СП»: — Денег много, но живем мы все хуже и хуже. Что было бы, если бы их не было. У нас постоянно говорят о «подушке безопасности», которая, якобы помогла нам пережить кризис, санкции
— «Запас прочности» — понятие растяжимое. Власть может проводить подобную политику до бесконечности. Другое дело, что в процессе доения граждан и соответствующего геноцида по отношению к коренному населению страны, произойдет замещение традиционно населяющих Россию народов мигрантами и гастарбайтерами. Социальный состав и структура нынешнего российского социума меняются катастрофически. Образно говоря, страну покидают самые грамотные и активные, а кроме того резко сократилось воспроизводство грамотных и русских в пользу неграмотных и не русских. Россия все больше приобретает черты уникальной колонии, в которой к 2050 году основную массу населения будут составлять пришлые люди, по сути, рабы. Нынешние механизмы «прочности» создаются в РФ не для людей, а для правящего класса.
— В нашей стране с формальной точки зрения «цифры в национальных проектах» не малые, очевидно, весь вопрос в результатах самих проектов, — отмечает директор Центра изучения проблем формирования гражданского общества Института инновационного развития Денис Зоммер.
— А результаты мы видим и чувствуем на себе, когда под видом, например, нацпроета «медицина» исчезают больницы и поликлиники, при этом кратно сокращается медперсоонал, и речь тут идет не только о регионах, но и о столицах. Нацпроект «образование» тоже вылился в оптимизацию вузов. Например в Москве перестали существовать МГАУ им. Горячкина, МИТХТ им. Ломоносова, МГГУ им. Шолохова и др. Многие могут возразить, что они не ликвидированы, а стали частью других вузов, однако фактически произошла ликвидация, и количество бюджетных мест, для возможных абитуриентов кратно сократилось.
«СП»: — По словам Хуснуллина, с деньгами надо работать на местах. А на местах с ними плохо работают? Почему?
— Новый вице-премьер, пересел на новую должность, из кресла столичного вице-мэра, будучи ответственным в Москве за стройкомплекс. Хуснуллина называют одним из столпов программы реновации в столице. Он определенно привык работать с крупными суммами, хотя бы по той причине, что столичный бюджет в области строительного комплекса не сравним с бюджетами регионов в аналогичной части, да и вообще не сравним с региональными бюджетами. Однако, стоит отметить, что по мнению целого ряда экспертов, и просто жителей столицы, реальное переселение москвичей в новые дома из ветхого жилья или пятиэтажек по сравнению с аналогичными показателями при предыдущем градоначальники Лужкове, сократилось кратно. Думаю, к сожалению, плохо работают, не только на местах, но и по всей властной вертикали в целом, и не только касаемо нацпроектов.
«СП»: — Хуснуллин на новом посту теперь покажет размах?
— На новой должности, с имеющимся опытом, конечно, есть где развернуться. Хотя вот, нет ясности, сумеет ли новая старая команда правительства переплюнуть размах предыдущей с проведенной пенсионной реформой, а фактически принудительным изъятием из кошельков граждан пенсии за пять лет. Но судя по амбициям и желанием работать с цифрами, у нового вице-премьера правительства РФ, мы можем услышать и о новых инициативах, не чуть не уступающих в масштабах старому правительству.
«СП»: — Про распространение реновации на всю Россию мы уже слышали. Что еще принесут нам новые лица в правительстве и Хуснуллин в частности?
— Основная задача этого правительства, с большой долей вероятности, оттягивание на себя негатива, от последствий антисоциальных реформ действующий власти, и обеспечение транзита Думы и президента. Поэтому не стоит думать, что политика нового-старого правительства может развернуться лицом к людям. В конце концов, по существующему опыту реновации в Москве колоссальное количество нареканий, и, к слову, не только от противников, но и от сторонников реновации, желающих переселения в новые дома. К сожалению, есть серьезные и не беспочвенные опасения, что те, кто в регионах проживают, в ветхом, аварийном иногда коммунальном жилье, своего переселения по реновации не увидят, ведь какие на этом можно заработать цифры, одни убытки будут.
«СП»: — Вернемся к национальным проектам. Они вообще реализуемы? Или это некая идея, давно утратившая смысл, как строительство коммунизма в позднем СССР?
— Нацпроекты, не бессмысленны, они бессмысленны при действующей власти. И, пожалуй, разделять власть на разные её составляющие большого смысла нет. Мы в целом находимся в странной ситуации, когда самые бедные вынуждены в нашей самой богатой стране, обеспечивать через пенсионную и иные реформы благополучие богатых в лице олигархов, попавших под действие западных санкций. Любой проект может быть реализован, при должном отношении к его реализации, и не стоит все социальные провалы в нашей стране со стороны власти, всегда перекладывать на граждан. Что же касаемо даже позднего СССР, несмотря на внутренний острый политический кризис, возможностей государства в промышленности, экономике, человеческом ресурсе, природных ресурсах, было несравнимо больше, и, как это ни парадоксально может звучать, коммунизм можно и нужно было продолжать строить, преодолев внутренний кризис, но этого не произошло. Возможности нынешнего государства кратно меньше, но даже в нем есть остатки промышленного задела и, самое главное, — человеческий ресурс, которые можно и нужно использовать, для новых рывков, будь то нацпроекты или что-то иное. Но власть предпочитает вместо людей видеть быстрые «цифры» денег, изымая их у граждан, путем различного рода реформ.
Новости России: Профессор оценил опасность вируса 2019-nCoV для россиян