Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Арктика – 21 век
11 февраля 2020 20:08

Сечин и Путин договорились об Арктике — но россиянам теперь платить

Проект «Восток Ойл» перспективен, но требует ответов на вопросы об актуальности, целесообразности и рентабельности в будущем

3774
Материал комментируют:

Президент Владимир Путин назвал весьма важным и перспективным совместный проект «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» под названием «Восток Ойл», который предполагает создание нефтедобывающего кластера на севере Красноярского края. Об этом он заявил в ходе встречи с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, который отметил, что реализация арктического проекта ускорит рост ВВП на 2% в год.

Владимир Путин отметил, что кроме роста ВВП, «Восток Ойл» загрузит Северный морской путь, а также укрепит позиции России в Арктике, в целом. Путин попросил Сечина «еще раз все посчитать».

В прошлом году Игорь Сечин попросил правительство о налоговых льготах по НДПИ для реализации проекта. В Минфине подсчитали, что льготы будут стоить бюджету около 250 млрд рублей в год. Общий объем инвестиций, по замыслу создателей, составит 8,5 трлн рублей. Налоговые льготы оцениваются в 2,6 трлн рублей.

Решение о предоставлении налоговых льгот для «Восток Ойл» так и не было принято, однако после одобрения президента, все может измениться.

О перспективах проекта «Восток Ойл» мы поговорили с заместителем генерального директора Института национальной энергетики Александром Фроловым.

Читайте также
Мишустин играет со средствами Пенсионного фонда: Россияне опять останутся без социальных гарантий Правительство хочет снизить страховые взносы с зарплат на 5−7%, но тогда компенсировать убытки Пенсионного фонда и Фонда ОМС будет нечем

— Если говорить о перспективах этого проекта вообще, то «Роснефть» вместе с партнерами планирует развивать арктический проект. Это прекрасно. Он будет реализовываться в сложных климатических условиях, далеко от крупных населенных пунктов и потребует создания транспортной инфраструктуры, инфраструктуры для поставки энергоносителей, а не только для добычи. Соответственно это дороги, аэропорты, электростанции, морские терминалы. «Роснефть» пока к Арктике только подходит, делает первые шаги, — отмечает эксперт.

Сейчас в Арктике успешно разрабатываются два месторождения «Газпром нефти» — Приразломное и Новопортовское. Проект «Приразломное» — единственное действующее месторождение на арктическом шельфе России.

— Проект «Восток Ойл», наряду с проектами «Новый порт» и «Приразломное», а также с ямальскими газовыми проектами «Новатэка», служат для загрузки Северного морского пути. И каждый новый проект — это дополнительные грузы, идущие по этой транспортной магистрали, это повышение авторитета Северного морского пути, и чем больше грузов по нему идет, тем больше компаний будут в перспективе выбирать этот маршрут. В этом плане разработка арктических месторождений — это общегосударственная задача, для которой действительно можно обеспечить какие-то налоговые льготы. «Роснефть» винить в чем-то достаточно тяжело, потому что в условиях постепенного повышения НДПИ в рамках большого налогового маневра новые проекты в сложных климатических условиях и требующих инвестиций в размере нескольких триллионов рублей, очевидно, требуют каких-то налоговых послаблений, — подчеркивает Александр Фролов.

Северный морской путь может служить альтернативной грузовой артерией между Европой и Азией, он примерно на две-три недели короче, чем Южный морской путь.

Читайте также
Почему правительство разрешило выращивать мак и коноплю в стране, где каждый третий гражданин алкоголик, по мнению чиновников Само по себе появление в России лекарственного опиумного мака не должно привести к росту нелегального оборота наркотиков, но это может спровоцировать население попытаться этот мак сорвать

— С другой стороны, государству нужно ответить на вопрос: для чего нам нужен этот проект? За счет чего предполагается повышение роста ВВП на 2%? Из слов Игоря Ивановича, это не очевидно. Если максимально будут загружены российские предприятия, а деньги, которые будут выделяться для разработки этого проекта, будут, в основном, оседать в российской промышленности, тогда это интересно. Правда, после реализации проекта этот эффект постепенно пройдет. С другой стороны, это позволит модернизировать производство и освоить новые виды продукции. Кроме того, развитие Арктики — это загрузка судостроительных предприятий, это обеспечение их заказами и возможность освоить новые типы судов с гарантированным сбытом, — считает эксперт.

В 2020 году должно начаться строительство трех атомных ледоколов класса «Лидер», основная задача которых обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути.

— С другой стороны, «Роснефть» хочет сказать, что для вот этих объемов, которые они будут добывать, есть рынок сбыта? Это вопрос, на который нужно ответить, чтобы в принципе вкладываться в этот проект. Второй вопрос. А все другие методы наращивания добычи на имеющихся месторождениях уже использованы? Потому что дополнительная разработка уже имеющихся месторождений, разработка трудноизвлекаемых запасов на традиционных месторождениях — это априори чуть более дешевое мероприятие, чем создание новых. У нас ведь нет задачи всеми силами нарастить производство нефти, но при этом у нас есть ряд государственных задач, касающихся освоения Дальнего Востока и Арктики. Все арктические проекты подстегивают внутреннего производителя тоже. У нас есть опыт в Арктике, понятны проблемы региона. Кроме того, каждый проект в Арктике упрощает реализацию последующих. Наверное, последний вопрос, на который необходимо ответить государству, а получит ли оно синергетический эффект от этого проекта. На первый взгляд, да, но так как это не совсем очевидно, то государству нужно еще раз к этому проекту присмотреться и на все вышеназванные вопросы ответить, — заключает Александр Фролов.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня