Законопроект Минвостокразвития о создании государственной корпорации «Росшельф» раскритикован Минэнерго и Минприроды, пишет «Коммерсант». Чиновники ведомств сочли идею вице-премьера и полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева о создании компании-оператора для расширения доступа к шельфу частных недропользователей недостаточно проработанной и потенциально деструктивной. Сейчас по закону работать на шельфе могут только две госкомпании — «Газпром» и «Роснефть».
В письме заместителя министра энергетики Павла Сорокина в Минвостокразвития отмечается, что законопроект не раскрывает цели и задачи компании, а также вопросы ее финансово-экономической эффективности. Кроме того, «Росшельф» претендует на многие полномочия действующих органов власти, а сам должен существовать в новом правовом режиме.
«Проект создает конфликт интересов: корпорация наделяется административными и нормотворческими полномочиями, в то же время она будет участником соглашения, которое является непосредственным объектом контроля», — говорится в тексте письма.
В Минэнерго также считают, что идея об освобождении компании от налогов противоречит Налоговому кодекса. Имеется у ведомства и ряд других замечаний и возражений.
В Минпрроды, по информации источника издания, не видят «очевидных целей и достаточных оснований» для создания госкорпорации. Более того, полагают, что предоставление компании широких полномочий, заявленных в законопроекте, может и вовсе негативно сказаться на перспективах развития шельфа. Кроме того, в ведомстве считают, что наделение «Росшельфа» «предлагаемыми полномочиями будет противоречить принципам функционирования системы органов исполнительной власти».
О разработке концепции законопроекта сообщалось еще в конце ноября. Юрий Трутнев предлагал либерализовать доступ на шельф, применив норвежскую модель, которая предполагает, что у госкомпании остается 30% в подобных проектах, а остальные доли могут получить частные компании и иностранцы.
По мнению вице-премьера, России необходимо преодолеть отставание в разведке новых месторождений и освоении шельфа, однако сегодня стране не хватает современных отечественных технологий.
«Надо заниматься разработкой технологий, учиться делать подводные комплексы, учиться делать горизонтальное бурение, делать ледостойкие платформы, это иноземные технологии, которые у нас еще не очень допускают ввиду санкций», — сказал он журналистам во время визита на Сахалин, где, в частности, был поднят вопрос реализации нефтяных проектов.
Юрий Трутнев отметил, что сейчас Россия бурит на два порядка меньше скважин, чем например, соседняя Норвегия.
— Идея доступа частных инвесторов к шельфу устраивает всех. Возражение вызывает ломка сложившейся системы недропользования, — пояснил директор консультационной компании ООО «Гекон», академик Российской академии естественных наук Михаил Григорьев.
«СП»: — Что мешает освоению шельфа в отсутствии госкорпорации?
— Отсутствие интереса обусловлено в первую очередь тем, что доступ негосударственным компаниям сейчас закрыт не только на континентальный шельф, но и в территориальное море, и внутренние морские воды, внутренняя граница которых законодательно прямо не определена.
«СП»: — А у инвесторов есть запрос на предложенный законопроектом механизм?
— Мнение о предложенном механизме участия инвесторов в проектах на шельфе со стороны самих инвесторов пока не сформулировано.
Доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного РАНХиГС Тамара Сафонова считает, что сама идея создания дополнительной структуры, ответственной за развитие добычи углеводородов на шельфе, является важной для обеспечения перспективного замещения выработанных российских месторождений.
— Любой законопроект отражает видение авторов и проходит множество этапов согласования до момента его утверждения.
В связи с изложенными в проекте законодательными противоречиями и совмещением уже распределённых полномочий органов исполнительной власти, потребуется доработка и поиск компромиссных решений, важных для запуска каналов инвестиций в проекты разработки труднодоступных месторождений, инфраструктуры, регионов, Северного морского пути.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отметил, что появление госкорпорации — это стандартный бюрократический механизм, и создано их было немало.
— Была идея, что госкорпорации смогут объединить ресурсы и с их помощью развивать предприятия, которые не могут развиваться самостоятельно. С натяжкой можно говорит, что что-то было реализовано. У большинства из них проблемы возникали и возникают.
С точки зрения чиновников, еще одна госкорпорация — это понятный инструмент реализации каких-то программ. Но в данном случае вопрос не в том, будет или нет эта корпорация, а скорее в том, каким образом будет осуществляться механизм привлечения инвестиций.
Яркий пример: сняли монополию «Газпрома» на поставки за рубеж сжиженного природного газа. Сейчас его поставляет еще и «Новатэк». Положительно? Положительно, так как «Новатэк» создал проект на десятки миллиардов долларов и планирует его развивать, увеличивая добычу газа, его переработку в сжиженное состояние и продажу. Для экономики России это плюс, для ВВП — плюс. Конечно, немалую роль сыграли налоговые льготы, но проект получился. Если бы не была отменена монополия, то проекта просто не было бы.
Так и здесь — есть две компании, которые могут развивать шельф — «Газпром» и «Роснефть». Но в силу ограниченности ресурсов и других причин что-то получается, а где-то руки не доходят. Это не значит, что другие компании в очередь стоят, чтобы этим заниматься. Я не видел со стороны других наших игроков, частных, чтобы они стремились развивать шельфовые участки. Развитие шельфа всегда очень затратно, а в ситуации, когда нефть балансирует на уровне 60 долларов за баррель, шельф не окупится. Поэтому бурного развития даже у «Газпрома» и «Роснефти» не наблюдаю, они сосредотачиваются на текущих проектах.
Госкорпорация — это инструмент, от того, что она просто будет создана, инвестиции автоматом не потекут.
«СП»: — А почему Минэнерго и Минприроды так не нравится эта идея?
— Минвостокразвития в законопроекте мыслит, что госкорпорация возьмет на себя часть функция органов федеральной исполнительной власти — по законотворчеству, выдаче различных разрешений. То есть налицо урезание полномочий других органов власти. Это одна из причин, почему они против — никто не хочет менять систему принятия решений. И зачем, если экономической потребности в том сейчас нет? Бюрократически создать еще одну корпорацию, посадить новых менеджеров, платить им огромные зарплаты? А смысл? Эффективности не прибавиться.
«СП»: — Есть шанс на прохождение законопроекта?
— Шансов ноль.
Нефть и газ: Трамп похоронит «Северный поток-2» стоимостью $ 10 млрд. за миллиард долларов
Новости транзита: США уверены, что Россия не сможет самостоятельно завершить «Северный поток-2»