Социальные выплаты и пенсии в России будут проиндексированы, несмотря на обвал рубля. Об этом заявила заместитель председателя комитета по социальной политике Совета Федерации Елена Бибикова.
«Социальные обязательства перед гражданами будут выполнены, в этом можно не сомневаться. То, что планируется закрепить в Конституции — индексация социальных выплат и пенсий — будет выполнено», — подчеркнула сенатор, пообещав, что падение рубля не отразится на реальных доходах граждан. Но, похоже вслед за крахом рубля, крах терпит и пенсионная реформа, которая проводилась как раз для того, чтобы росли пенсии у стариков. Но, похоже, потом нам скажут, что «денег нет, но вы держитесь». Хотя власть пытается демонстрировать оптимизм.
Ранее об имеющихся у государства ресурсах для выполнения всех обязательств перед гражданами рассказал министр финансов Антон Силуанов. Напомним, на следующий день после разрыва сделки ОПЕК+ премьер-министр Михаил Мишустин провел совещание кабинета по экономическим вопросам. По словам выступившего на нем Силуанова, у государства достаточно ресурсов также для того, чтобы выполнить поручения президента по итогам послания Федеральному собранию, реализовать нацпроекты, сохранить макроэкономическую и финансовую стабильность даже при «устойчиво низких» ценах на нефть.
Кроме того, министр энергетики Александр Новак, информируя главу кабинета о развале сделки ОПЕК+ он сообщил, что Россия предлагала продлить соглашение на действующих условиях, однако членами ОПЕК «было принято решение о наращивании добычи нефти и борьбе за долю рынка». Министр также отметил, что российская нефтяная отрасль выстоит «при любом прогнозируемом уровне цен».
«При этом правительство будет уделять особое внимание стабильному снабжению отечественного рынка нефтепродуктами и сохранению инвестиционного потенциала в секторе», — подчеркнул он.
Кроме того, в понедельник, 9 марта, когда произошел обвал цены на нефть, крупнейший за последние 29 лет, Минфин сообщил, что Россия сможет покрыть дефицит бюджета, даже если цены упадут до $25 за баррель. По данным министерства, средств, находящихся сейчас в Фонде национального благосостояния (ФНБ), хватит на то, чтобы покрывать выпадающие доходы от падения нефтяных цен в течение шести—десяти лет. На начало марта объем ликвидных средств ФНБ и средств на счете по учету дополнительных доходов нефтегазового сектора составлял 9,2% ВВП.
После того, как стало известно также о резком снижении стоимости нефти марки Urals, для которой планка отсечения в 2020 году установлена на уровне $42,4 за баррель, Минфин объявил о том, что будет продавать валюту на рынке, чего еще никогда не делал, чтобы покрыть недополученные доходы.
Кроме того, Центробанк решил не покупать валюту в течение 30 дней в рамках бюджетного правила. Сообщается также, что в этот период не будут совершаться ни регулярные покупки, ни отложенные в 2018 году.
Напомним, весь предыдущий день власти призывали россиян не поддаваться панике, что, впрочем, не особо действует — многие граждане бросились скупать валюту, образовав очереди у обменников.
Напомним также, что столь рекордные скачки нефтяных цен наблюдали в новейшей истории в 90-е. В 1990-м на фоне вторжения Ирака в Кувейт цена резко выросла с 15 долларов за баррель до 41,15 доллара, однако после окончания американской операции против Саддама Хуссейна к февралю 1991 г. цена снова упала до уровня 17−18 долларов за баррель. Кризис 1998 года спровоцировал падение цены до уровня 10,77 доллара за баррель, а затем, после непродолжительного периода стабилизации она опустилась ниже уровня в 10 долларов, что стало одной из причин дефолта в России 17 августа 1998 года.
На днях российский президент вспоминал те события в интервью для проекта «20 вопросов Владимиру Путину», отметив, что десять лет спустя, во время кризиса 2008-го года его задачей как председателя правительства было не допустить обнуления накопления граждан. Сегодня, по его словам, страна меньше зависит от колебаний цен на нефть, а доля нефтегазовых доходов растет.
Что теперь? Получится ли вновь не допустить резко негативного развития событий? За чей счет правительство будет выполнять обязательства? По ком и как именно ударят эти катаклизмы? По ком уже прошлась катком пенсионная реформа?
— В тех секторах потребительской экономики, которые зависят от импорта, падение стоимости нефти и курса рубля приведут к повышению цен, — уверен политолог Иван Лизан.
— Но нужно учитывать то, что сейчас на рынке хаос, нефть наложилась на коронавирус и прекращение поставок товаров из КНР. Так что понять, где фактор нефти, а где нет — невозможно. В тех же сегментах, где удалось импортозаместиться, курсовые влияния будут меньше, но всё равно будут — «производство средств производства» (породы животных, сорта растений) в России практически не импортозаместили.
«СП»: — Насколько, по-вашему, правительство в состоянии выполнить социальные обязательства в этих условиях? Откуда деньги возьмет? Проведет новую пенсионную реформу?
— Примерно столько же, сколько об этом говорят в правительстве — накоплен очень большой запас прочности. Деньги будут брать из ФНБ, а там около 7 трлн рублей.
«СП»: — На чем или на ком все же, по-вашему, будут экономить в условиях нового кризиса? Кто может оказаться главным пострадавшим? Жервыт пенсионной реформы?
— На социалке не будут — впереди трансфер власти, элитарные вопросы элитарными, но люди должны быть спокойны — власть не хочет своими же руками создать смуту.
«СП»: — Министр энергетики Александр Новак заявил, что российская нефтяная отрасль выстоит «при любом прогнозируемом уровне цен». В понедельник Минфин сообщил, что Россия сможет покрыть дефицит бюджета, даже если цены упадут до $25 за баррель. По данным министерства, средств, находящихся сейчас в Фонде национального благосостояния (ФНБ), хватит на то, чтобы покрывать выпадающие доходы от падения нефтяных цен в течение шести—десяти лет. Откуда этот оптимизм? Обоснован ли он? Какова реальная «подушка безопасности» и насколько ее реально хватит?
— Вполне обоснован. Умрут ли американские сланцевики — бабка надвое гадала, но Россия никуда не денется — деньги есть. Другой вопрос, что это потребует от нового правительства очень слаженной работы в части реализации нацпроектов — они становятся не только инструментами развития, но и антикризисными средствами.
«СП»: — Как, по-вашему, будет развиваться ситуация с ценой на нефть и курсом рубля? Власти успокаивают россиян, что это ненадолго, но звучит не очень убедительно после 2014-го года…
— Думаю, рынки покачает, и рубль укрепится, но уже на уровне некоего равновесного курса. Гадать о том, каким он будет — дело неблагодарное.
— Было время, нефть стоила и 7 долларов за баррель, но отрасль «выстояла», — напоминает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Просто сверхдоходная во всем мире нефтедобыча в нашей стране стала нерентабельной, и была распродана приближенным к власти ворам примерно за 1 процент от реальной стоимости. Не исключено, что сейчас кто-то прорабатывает и такой сценарий — к уходу Путина и его команды передать по остаточной балансовой стоимости в их надежные руки основные государственные активы. И дальше по украинскому или нигерийскому варианту — группой олигархов назначать правительство, иметь для каждого олигарха свою фракцию в парламенте, да иной раз и своего любимого клоуна продвинуть в президенты.
«СП»: — Насколько все же, по-вашему, правительство в состоянии выполнить социальные обязательства? Откуда деньги возьмет? На чем сэкономит?
— Правительство тратит на социалку совсем немного, оно куда больше не может потратить, как показали недавние отчеты Счетной палаты — больше триллиона непотраченных бюджетных денег вернулись в казначейство. Все эти повышения пенсионного возраста, монетизации льгот, пенсионная реформа — не отражение бюджетного дефицита, а мелкое воровство чиновников второго эшелона. Деньги есть, но нет желания тратить их по назначению. Сталин назвал бы это вредительством, но он, к общей радости, умер, и теперь снова можно все, что угодно.
«СП»: — В понедельник Минфин сообщил, что Россия сможет покрыть дефицит бюджета, даже если цены упадут до $25 за баррель. По данным министерства, средств, находящихся сейчас в Фонде национального благосостояния (ФНБ), хватит на то, чтобы покрывать выпадающие доходы от падения нефтяных цен в течение шести—десяти лет. Это уж совсем неправдоподобно звучит. С другой стороны, мы жили в 90-е и выжили же… Правда, даже тогда пенсионную реформу не проводили.
— Когда я работал в аппарате правительства Касьянова, нефть выше 20 долларов за баррель и не поднималась. При правительстве Примакова-Маслюкова — не выше 15-ти. Когда однажды подскочила до 22 долларов, все радовались, как божьему подарку. Правда, собачек корги на персональном самолете не возили, и целый этаж в сталинской высотке не занимали.
«СП»: — Заместитель председателя комитета Совета Федерации по соцполитике Елена Бибикова выразила уверенность, что социальные выплаты и пенсии будут проиндексированы, несмотря на снижение курса рубля. Вопрос в том, насколько? Проиндексируют на сто рублей и скажут, что «мы же не конкретизировали цифр»?
— Разумеется, индексация не покроет инфляционных потерь, это очевидно. Все кому-то прибыль.
«СП»: — Бибикова заявила, что российским гражданам не нужно бояться снижения реальных доходов на фоне падения курса рубля. Серьезно? Или все же нужно? По ком ударит снижение рубля больше всего?
— Марк Твен писал, что «после русской бани ничего не страшно». Чего боятся? В очередной раз ограбят, а поскольку раньше выскребли почти все до дна, то бояться нечего.
«СП»: — Закрепление индексаций в Конституции, по сути, было формой компенсации за пенсионную реформу? Насколько нынешние проблемы в российской экономике подчеркнут пагубность этой реформы и повлияют на ее восприятие населением?
— Пока что никаких поправок в Конституцию не внесено, и не уверен, что внесут еще. Я уже писал и говорил, что любая надбавка или компенсация легко стерилизуется инфляцией. Хотя можно еще и налоги поднять, и другие есть способы обобрать нищего. Вот, допустим, мне 60 стукнуло, а пенсии у меня нет, не дали, не заслужил еще — и что мне с тех индексаций? Ноль на ноль делить? Понимаете, если у правительства целеполагание любыми путями обобрать граждан на максимально возможную сумму, то любая прописанная им норма будет работать «в минус». Как сегодня пенсионеры боятся даже грошового приработка, чтобы не дай бог не потерять надбавку неработающим пенсионерам. В нормальной стране нормальное правительство стимулировало бы крепких пенсионеров поработать еще на благо общества. А наше правительство принуждает сидеть впроголодь, но не работать. Это не вредительство со стороны кабинета министров, нет? Ну а если в правительстве работают вредители, то чего от него еще ждать?
Пенсионная реформа, последние новости:
Любовь Швец рассказала, отменит ли Мишустин пенсионную реформу (видео)
Названа выгода для российского бюджета от пенсионной реформы