
Белоруссия представила России новые предложения для нефтяных компаний по поставкам сырья, российская сторона их приняла и пообещала в течение нескольких дней провести соответствующие консультации и дать ответ. Об этом по итогам встречи с российским коллегой Михаилом Мишустиным заявил премьер республики Сергей Румас. Сообщается, что именно вопрос поставок российской нефти в Белоруссию является основным вопросом встречи.
«Та рыночная ситуация, которая есть сегодня с ценами на нефть, сближает наши позиции и уменьшает те расхождения цифровые, которые у нас есть… Ситуация, которая есть сегодня, значительно отличается от ситуации в декабре или январе», — отметил белорусский премьер.
Напомним, что Россия и Белоруссия не могут договориться по долгосрочным контрактам на нефть из-за разногласий по цене с конца 2019 года. Минск настаивает на сохранении скидки, однако Москва ясно дала понять, что этот период истории подошел к концу в связи с осуществлением налогового маневра.
Видимо, падение нефтяных котировок заставляет Минск думать, что Москва станет сговорчивее в вопросе цены или изменения условий поставок, что позволит белорусской стороне вновь получить для себя скидку.
Интересно, каким образом Минск хочет добиться на этот раз? О каких предложениях может идти речь?
— История с новыми предложениями довольно странная, — уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Ведь российские власти неоднократно заявляли, что вопрос цены на нефть определяется в контрактах между компаниями, а не на политическом уровне. Поэтому «Белнефтехим» должен свои новые предложения отправлять нефтяным компаниям.
Если в новых предложениях Минска содержится какая-то новая формула предложений компенсации потерь Белоруссии в рамках налогового маневра, то Москва после падения цен на нефть уж точно не согласится на какие-то компенсации. России нужно думать, как самой стабилизировать экономику. Лишних денег на помощь для Белоруссии теперь точно нет. Но я думаю, что в предложениях Минска содержатся приближенные к реальности предложения на покупку нефти.
Именно белорусской экономике сейчас становится все сложнее и сложнее, что подталкивает Минск к договоренностям: в начале года они недополучали прибыль от сокращения экспорта нефтепродуктов, а теперь нефтепродукты, вслед за нефтью еще и подешевееют. И денег Минск будет получать совсем мало. Поэтому ему нужно скорее договариваться с Москвой о полноценных поставках и попытаться заработать хоть сколько-то за оставшийся год.
— Видимо, речь идёт о пересмотре размеров премий российским нефтяным компаниям, — полагает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
— Дело в том, что нефть идёт из России в Белоруссию без учёта таможенной пошлины. Изначально предполагалось, что Белоруссия будет возвращать в бюджет нашей страны часть доходов от реализации нефтепродуктов, полученных из беспошлинной нефти. Но потом систему решили пересмотреть: Белоруссия оставляла доходы себе, но выплачивала поставщикам премию. Отдавала им часть доходов, которые они и сами могли бы получить, если бы переработали нефть на своих мощностях в России.
Цена на нефть упала, поэтому ожидаемо, что размер премии, о чем договорились некоторое время назад (в ходе разрешения конфликта), пересмотрят.
«СП»: — Недавно стало известно, что российская сторона согласилась компенсировать часть потерь от налогового манёвра, предложив снижать премии, которые Минск платит российским компаниям в качестве компенсации за низкую цену — на два доллара за тонну каждый год. Лукашенко этого мало? И откуда берётся эта цифра в 2 доллара?
— Я полагаю, они захотят ускоренного снижения премии — пропорционально падению цен на нефть. Иные варианты развития событий я на данный момент не усматриваю.
Снижение на 2 доллара в год — якобы пропорционально снижению экспортной пошлины.
«СП»: — Ранее Румас заявил, что ситуация с ценами на нефть сближает позиции Белоруссии и России. Чем сближает?
— Цены падают —белорусы получают российскую нефть ещё дешевле, чем ожидали. Только и всего.
«СП»: — Как падение цен на нефть отразится на Белоруссии?
— Вероятно, частично повторятся негативные процессы, которые происходили в 2014—2016 году. Возможно, Белоруссия вновь захочет устроить спор из-за цены на газ.
«СП»: — Эксперты прогнозируют, что нефть вернётся к прежней цене. Что тогда?
— Но сейчас-то цены упали. А когда вырастут — последует новый пересмотр. Это уже проходили.
— Разумеется, белорусское правительство попытается воспользоваться ситуацией для того, чтобы получить, как можно более выгодные условия поставки российской нефти, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Белорусский бюджет сильно зависит от поступлений от экспорта нефтепродуктов, которые существенно снизились из-за российского налогового маневра… Финансовая стабильность Белоруссии напрямую зависит от того, сумеет ли Румас хотя бы несколько улучшить сложившуюся ситуацию.
«СП»: — Как вы думаете, что это могут быть за предложения, и согласится ли на них Москва?
— Очевидно, что белорусское правительство попытается добиться, чтобы российские компании отказались от премии, и постарается, чтобы цена российской нефти упала ниже мировой.
«СП»: — Лукашенко все рассчитывает получить скидку? Ему важно закрыть вопрос до выборов или главное — закрыть? Что, если не закроет?
— Лукашенко важно сохранить финансовую стабильность, которую в последнее удалось поддерживать благодаря китайским кредитам. Китай вследствие внутренних экономических трудностей может на некоторое время утратить интерес к внешнеэкономической экспансии. Поэтому Лукашенко крайне важно обеспечить как можно более выгодные поставки нефти для белорусских НПЗ. Если ему этого не удастся добиться, ему будет сложно сохранить в стране политическую стабильность в период избирательной кампании.
«СП»: — Может ли Белоруссия когда-нибудь научиться жить без скидки? Чего для этого не хватает?
— Нет, Белоруссии необходимо получать российскую нефть по ценам ниже мировых, чтобы обеспечить прибыльность экспорта нефтепродуктов. В противном случае страна столкнется с финансовыми проблемами. Экспорт продукции других отраслей не может компенсировать снижение прибыли в нефтепеработке. Белоруссии необходимо провести модернизацию крупнейших промышленных предприятий, чтобы повысить конкурентоспособность производимой ими продукции. Но непонятно, где белорусское правительство может достать средства, необходимые для этого.
Нефть и газ: Коронавирус нашей экономики: Доллар по 90, нефть по $ 20
Новости экономики: В Минэнерго рассказали о сроках восстановления цен на нефть