«Может ли Саудовская Аравия позволить себе вести нефтяную войну цен?», — таким вопросом задается новостной портал № 1 в арабском мире Al Jazeera. Однозначного ответа нет, хотя наследный принц и фактический глава королевства Мухаммед бин Салман (которого Al Jazeera идентифицирует как MBS, видимо, по аналогии с ВВП) демонстрирует решительность и стремление к победе.
В целом шаги, сделанные Салманом после краха ОПЕК+, логично расценивать, как самую настоящую мобилизацию королевства к нефтяной «окопной» (многолетней) войне, в которой линия фронта, по мнению экспертов Goldman Sachs*, пройдет в районе $30 за баррель. По крайней мере, в ближайшие два квартала более высокие уровни не предвидятся. Справедливости ради, речь идет даже не о прогнозе, а, скорее, о допущении такого сценария, как наиболее вероятного. Говорить конкретно о стоимости «бочки» в нынешних условиях не решается никто из серьезных аналитиков, если не считать манипуляторов рынка.
Заглянуть в «бездну», тем не менее, конгломерат Goldman Sachs рискнул. Как пишет агентство Bloomberg, эксперты GS считают, что начавшая между Эр-Риядом и Москвой нефтяная войны способна привести цены нефти даже к $20 за баррель. Словом, будет намного хуже, чем в 2014 году, предрекает в этой связи Bloomberg. Следовательно, и расправа над побежденной стороной предполагается жестокой, вплоть до краха экономики и распада государства. Поэтому все средства хороши, которые ведут к победе.
На уровень $20−30 за «бочку» опирается и Al Jazeera в оценке «обороноспособности» саудитов. Кстати, впервые в арабских СМИ Эр-Рияд упоминается, как ключевой «поджигатель» торговой войны, поскольку MBS пошел на сброс цен на фоне панических слухов о пандемии коронавируса.
«Ценовая война — это азартная игра королевства», — отмечает Al Jazeera. Смысл в том, чтобы благодаря более низкой себестоимости нефтедобычи «отжать» значительную долю рынка у России и США. Но в случае проигрыша кому-то грозит могила. Так что ставки очень высоки.
На первый взгляд, саудиты более зависимы от цены на нефть, чем Россия, и уж тем более США. Порядка 80% доходов Саудовской Аравии формирует «черное золото». Но все не так просто.
В начале своего фактического правления Салман несколько лет пытался снизить зависимость КСА от экспорта нефти. Но саудовская «Стратегия 2030» дала сбой, несмотря на огромные инвестиции в импортозамещение. По сути, Запад сыграл с Эр-Риядом в «кошки-мышки»: купленные у американцев и европейцев технологии оказались либо неэффективными, либо неконкурентными. Ошибка MBS, как, собственно, и Путина, заключалась в том, что оба верят, что за деньги можно решить любую проблему. Но жизнь показывает, что есть более высокие ценности, чем доллары и евро, — это ноу-хау и инженерные школы.
Салман, напоминает Al Jazeera, пытался найти огромные средства для модернизации экономики за счет первичного публичного размещения акций (IPO) саудовского государственного нефтяного гиганта Aramco. Однако IPO оказалось под ударом беспилотников по заводам КСА в сентябре прошлого года. В конечном счете, Салман фактически заставил магнатов раскошелиться на пакеты госкомпании, которые вскоре подешевели.
Об этом опыте MBS, можно не сомневаться, не забыл. Логично, что наследный принц «попросит» своих богатеньких подданных купить еще немножко Aramco для финансирования нефтяной войны с РФ.
Тех, кто откажется, наверняка, ждут большие неприятности. Так, 16 марта 2020 года Антикоррупционный орган Саудовской Аравии сообщил об аресте 298 правительственных чиновников, включая судей, высших офицеров армии, преимущественно полковников, и сотрудников спецслужб. Их обвиняют в растратах и во взятках на общую сумму 379 миллионов риалов ($101 млн.). С учетом штрафов сумма, востребованная в бюджет, скорей всего, утроится.
Это уже вторая волна экономических репрессий с политической подоплекой. Первая — состоялась в 2017 году, когда свободу потеряли десятки принцев и членов политической и деловой элиты королевства. Арестованные были заперты на несколько недель в роскошном отеле Ritz-Carlton (Эр-Рияд). После чего денежки потекли рекой в казну КСА.
Кроме того, Салман пошел и на другие меры, в частности, на значительную экономию расходов на госслужбу. Под ножницы попали новые договора на капстроительство и прочие подряды, заключаемые с членами семей принцев, министров и генералов. В общей сложности деловая и политическая элита КСА потеряет в 2020 году до 30% своих доходов за счет оптимизации бюджета. Один из инсайдеров Reuters, кстати, сообщил, что зарплаты большинства мелких и средних чиновников не будут затронуты, но новые контракты с ними могут быть отложены на неопределенное время.
Таким образом, Салман не только подавляет скрытую оппозицию, но и за счет вороватых чиновников успешно пополняет казну. MBS рассчитывает и на другие солидные статьи доходов.
Goldman Sachs пишет, что золотовалютные резервы королевства в размере $500 млрд. при условии даже 12% дефицита бюджета, но более высоких объемов продаж нефти, позволят КСА достаточно долго вести «окопную» войну. Может, 10, а может и 15 лет. Этому, ко всему прочему, способствует пока еще невысокий госдолг на уровне 24% от ВВП, а также доступ к дешевым долгосрочным кредитам, чего нет у России.
По информации целого ряда аналитических агентств, Саудовской Аравии нужны цены на нефть в $71 за баррель, чтобы сбалансировать госбюджет в 2020 году. Такие уровни требовались и ранее. Следовательно, королевство давно уже сталкивается с острой нехваткой денег. Её экономика, однако, в 2019 году демонстрировала рост ВВП на уровне 0,9%. Даже в 2020 году, по оценке МВФ, этот показатель покажет + 0,2%, что в условиях беспощадной «нефтяной войны» и очень высокого уровня жизни подданных выглядит весьма серьезно.
Молодежь и обычные саудиты просто в восторге от Салмана, поскольку не верят в «успешный» бизнес членов семей наиболее влиятельных чиновников. В то же время сам MBS уже сталкивается с политическим давлением и, возможно, с угрозами со стороны недовольной элиты. Al Jazeera даже предрекает Салману восстание подданных, у многих из которых есть прикормленные боевики за границами королевства.
В свою очередь, президент Путин крайне лояльно относится к своей вертикали власти, хотя не секрет, что многие министры и губернаторы, наплевав на интересы государства, обеспечивают себя и свои семьи сверхдоходами. Якобы их жены и дети — невероятно успешные бизнесмены, да и они сами — удачливые торговцы активами. От цифр в их декларациях волосы дыбом встают.
Если низкие цены на нефть затянутся, президент Путин вряд ли пойдет на «дойку» так называемой российской деловой и политической элиты. Он предпочтет девальвацию, повышение пенсионного возраста и снижение социальных расходов в отличие от «нефтяного» врага Салмана, который пачками судит «королей госзаказов» и министров за растрату и неэффективность.
А Владимир Владимирович как всегда пустится в долгое и пространственное объяснение, почему это нормально, когда члены правительства имеют доходы на сотни миллионов рублей. А потом «расстроится» от того, что за чертой бедности окажется весь простой народ. Однако такая политика и впрямь может привести к поражению в «нефтяной» войне с арабами со всеми драматическими для России последствиями.
* Goldman Sachs — крупнейший в мире инвестиционный банк, со штаб-квартирой в Нью-Йорке, его аналитическая служба пользуется высокой репутацией по прогнозам.
Нефть и газ: Салман — Путину: «Я больно накажу»
Новости экономики: Песков рассказал, что в Кремле думают о нынешней цене на нефть