Стоимость нефти снова начала снижаться на этой неделе, несмотря на достигнутую недавно сделку ОПЕК+ по сокращению добычи нефти. В среду, 15 апреля, стоимость ближайшего фьючерса на нефть марки Brent на лондонской бирже ICE упала на 5,71%, до 28,59 долларов за баррель.
Курс доллара на российской бирже снова начал расти, прибавив в среду 1,7 руб. Курс евро вырос на 1,07. рублей до 81,2.
Напомним, что на прошлых выходных ключевые нефтяные производители, включая Саудовскую Аравию, Россию и США, согласовали сокращение добычи на 9,7 млн. баррелей. Однако, как говорят эксперты, проблема в том, что на рынке по-прежнему сохраняется серьезный переизбыток нефти.
15 апреля Международное энергетическое агентство опубликовало прогноз о рекордном падении проса на нефть в 2020 году. Агентство ожидает падения спроса на нефть в 2020 году на рекордные 9,3 миллиона баррелей в сутки. Согласно докладу МЭА, спрос на нефть в апреле ожидается на 29 миллионов баррелей в день ниже апреля 2019 года. В дальнейшем последует замедление падение спроса: в мае до 26 миллионов баррелей в сутки год к году, а в июне — до 15 миллионов баррелей в сутки. После публикации отчета падение цен на нефть ускорилось.
При этом МЭА считает, что сделка ОПЕК+ не способна компенсировать наблюдаемое падение спроса, но может способствовать началу сокращения запасов нефти в мире во втором полугодии 2020 года.
Кроме того, несмотря на сделку по сокращению добычи, Саудовская Аравия продолжает снижать цены на нефть для некоторых потребителей. Как отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, фактором снижения цен также может выступить решение саудовской компании Saudi Arabian Oil Company понизить официальные отпускные цены на нефть для азиатских потребителей.
«Компания будет продавать продукцию в Азию по сниженным ценам второй месяц подряд, несмотря на заключенную Эр-Риядом сделку, Saudi Aramco снизила цену реализации сорта Super Light на 5,50 долларов за баррель. Подобная ценовая политика саудитов еще раз доказывает, что Россия и Саудовская Аравия продолжают оставаться в состоянии ценовой войны, что делает текущий альянс по сокращению производства крайне хрупким предприятием», — считает Деев.
Начальник отдела инвестиционных стратегий «БКС Брокер» Валерий Кушанин также считает, что эффективность сделки ОПЕК+ не стоит переоценивать.
«Вчера прошло совещание железнодорожной комиссии в Техасе, на котором обсуждался вопрос о присоединении к соглашению ОПЕК++, но к единому мнению участники так и не пришли, и итогового решения принято не было, — говорит Кушанин. — Трамп спешит запустить экономику, что, по мнению ВОЗ, приведет к взрывному росту числа новых зараженных COVID-19, после чего придется вернуть режим карантина и заморозить экономику на длительное время. При текущей сделке ОПЕК++ основным риском для цены на нефть остается продление национального карантина в ряде стран. Вчера в Индии и во Франции продлили карантин до 3 мая и 11 мая соответственно, скорее всего, такое же решение на этой неделе примут в Германии и Великобритании».
Как отмечает эксперт, единственный фактор сейчас, который позволит ценам вырасти до 30−35 долларов за баррель, это данные о снижении добычи в США.
Естественно, возникает вопрос, нужна ли вообще сделка ОПЕК+, если она не может нормализовать ситуацию на рынке нефти, и стоит ли России сокращать добычу в таких условиях?
Аналитик группы компаний «Финам» Сергей Дроздов полагает, что стоит, потому что в противном случае цены на нефть могли бы рухнуть и до 10 долларов за баррель, что совсем губительно для российского бюджета. Тем не менее, какого-то восстановления цен стоит ждать не раньше второго полугодия.
— Игроки рынка остались недовольны итогами соглашения ОПЕК+, особенно тем, как отреагировали на него независимые производители. До сих пор нет ясности, как объем добычи будет снижаться в странах, не входящих в ОПЕК. Американцы уже объявили, что у них свободный рынок и они не могут на него повлиять. Так что с этим все достаточно сложно.
Кроме того, ведущие экономики мира находятся на карантине, и спрос на нефть остается низким. Сегодня триггером для снижения цен на нефть послужил отчет Международного энергетического агентства. Эксперты прогнозируют рекордное падение мирового спроса на нефть в 2020 году на рекордные 9,3 млн баррелей в сутки.
По их прогнозам, восстановление цен на нефть возможно только во втором полугодии. Сейчас какое-то время они могут либо находиться на нынешнем уровне около 28 долларов за баррель, либо повторно протестировать уровень в 25 долларов. Это выяснится уже завтра или в ближайшие дни.
«СП»: — Есть ли тогда вообще смысл в соглашении ОПЕК+? Зачем России сокращать добычу, если это не приводит к росту цен?
— Смысл в сделке есть. Сам факт ее оглашения привел к тому, что нефтяные цены отскочили. Если бы сделки не было вообще, уже сегодня мы могли бы увидеть и 10 долларов за баррель. Соглашение сдерживает цены на нефть, но нужно определенное время для того, чтобы рынок сбалансировался.
«СП»: — Сколько времени?
— Сейчас начинаются разговоры о том, что европейская и американская экономики могут начать открываться к середине мая. Снова начнут летать самолеты, ездить машины, и избыток нефти на рынке начнет сокращаться, а уже со второго полугодия может постепенно восстанавливаться спрос.
«СП»: — Скажется ли падение цен на нефть на курсе рубля?
— Конечно, скажется. Но я бы отметил, что нефть снижается четвертый день подряд, а рубль ведет себя достаточно стойко. Жаловаться на нашу валюту пока не стоит. Если нефть пойдет на 25 долларов, рубль может ослабеть до 76, в моменте до 77 за доллар.
Доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов отмечает, что курс рубля будет зависеть не только от цен на нефть, но и от действий российского правительства. Потенциал для снижения у «деревянного» еще велик.
— Соглашение ОПЕК+ убрало, точнее, намеревается убрать с рынка гораздо меньшее количество нефти, чем существующий избыток предложения. Пока не произойдет хотя бы частичного смягчения карантинных мер, этот избыток останется и рынок будет находиться под серьезным давлением. В настоящее время падение спроса на нефть на фоне пандемии коронавируса настолько велико, что все остальные факторы выглядят малозначимыми.
«СП»: — Тогда есть ли смысл в соглашении ОПЕК+, в том числе для России?
— Избыток нефти, который сейчас наблюдается на рынке, это антирекорд за всю историю. Каким образом сбалансируется рынок, совершенно не ясно. Ответ на этот вопрос даст только практика. Сокращение добычи просто может приблизить время, когда этот баланс будет найден, поэтому некоторый смысл в этой сделке есть.
«СП»: — Пойдет ли курс рубля вслед за нефтью?
— Курс рубля зависит не только от стоимости нефти, но и от таких важных параметров, как уровень госрасходов и действия Минфина и ЦБ по продаже и покупке иностранной валюты. Пока большая часть монетарных властей занимает выжидательную позицию.
Замечу, что рубль не отражает динамику на рынке нефти, которая наблюдается сейчас. Соответственно, у него сохраняется значительный потенциал для снижения. Но насколько он реализуется, зависит от Минфина и ЦБ и от того, будут ли они принимать меры для поддержки рубля.
Скорее всего, решение относительно того, стоит ли поддерживать курс нацвалюты, будут принимать российские политики.
Курс доллара: Курс доллара вырастет, так как ценовая война РФ и саудитов продолжается