Что ни говори, эта проклятая пандемия губит экономику всех стран, в том числе и России. И все же, что касается европейских республик, особенно сателлитов, — они получили двойной удар из-за отношений с нашей страной.
Еще до появления коронавируса та же Латвия сильно страдала, получила от Москвы удар экономическим бумерангом: санкции Запада против РФ заставили Кремль нанести ответный удар — принять меры против импорта из тех стран, которые присоединились к этим санкциям, что нанесло серьезный ущерб фермерам и транзитной отрасли балтийской республики в сотни миллионов евро. Еще несколько лет назад Россельхознадзор запретил экспорт продукции в Россию 21 латвийскому предприятию, еще к 44 применил временный запрет. Это производители мясных, молочных, рыбных продуктов и яиц. Ну и Россия стала уводить транзит в свои порты, в первую очередь в Усть-Лугу.
Напомним: бывший министр экономики Латвии Вячеслав Домбровский до пандемии так расценил крушение российского транзита и падение грузооборота в прошлом году в Рижском порту на 25%, а в Вентспилсском аж на 42,8%: «Россия могла бы и остановить процесс переориентации грузов в свои порты, будь позиция Латвии более конструктивной…». Под увольнение попали тысячи работников транзитной отрасли, железной дороги.
А тут еще нагрянул Covid-19. И министр сообщения Латвии Талис Линкайтс заявил: транспортная отрасль страны переживает серьезнейший кризис со времен Второй мировой войны.
«Эксперты в области авиации признают, что даже кризис 11 сентября не был таким, как нынешний. Мы не можем прогнозировать, как долго продлится эта ситуация, не можем прогнозировать, как будут действовать пассажиры, грузовые перевозчики, авиакомпании, когда распространение вируса локализуется и возобновятся перевозки», — цитирует министра агентство LETA.
По его словам, больше всего пострадала «конечно, авиация, однако это и любые другие пассажирские перевозки через границу — тут и международный туризм, и международные автобусные рейсы, и железнодорожные перевозки и почтовые».
Министр заявил, что все «зависит от ситуации в других странах мира и Европы, сумеем ли мы свободно летать или же будут ограничения». Россию он прагматично грамотно, исходя из внутриполитических соображений, не упомянул, хотя именно из-за санкций против нашей страны и ответных мер РФ экономика Латвии пострадала не меньше, чем сейчас от пандемии. А строить планы на будущее отказался, заметив, что это «равноценно гаданию на кофейной гуще».
Аналогичная ситуация в сельском хозяйстве Латвии. Глава минсельхоза страны Каспар Герхард заявил порталу Diena. lv о критической ситуации в производстве яиц и молочной продукции из-за коронавируса. Но проблемы в отраслях возникли задолго до пандемии, так как Россия полностью прекратила импорт молочных продуктов из стран, поддержавших против нас санкции. А сейчас возникли как бы новые санкции — Евросоюза, только не политические, а санитарные, но по сути экономические, — из-за закрытых границ, особого контроля; то есть из-за коронавируса Евросоюз фактически ввел вынужденные санкции внутри себя самого.
И вот результат: Каспар Герхард сообщил, что производство яиц достигло 160% от потребности рынка Латвии, так как закрылся поток туристов, перестали работать отели внутри республики и за ее пределами в Европе, а оказывается, именно они и являлись основными потребителями яиц. То же самое произошло в молочной отрасли, где производство продукции достигло уровня в 138% от потребности рынка Латвии. Закупочные цены на молоко в республике за месяц упали на 15%.
В общем, министр попросил денег на «яичную» и молочную отрасли. «Во время Чрезвычайной ситуации важно не только соблюдать режим самоизоляции и социальную дистанцию, но и оказывать необходимую поддержку латвийским фермерам», — заявил он.
Пишут, что латвийские селяне получат поддержку в размере 45 миллионов евро. Так решил министр финансов республики Янис Рейрс после встречи с экспертами, изучающими возможности стимулирования экономики.
Однако куда ни кинь, всюду клин. Министр экономики Латвии Янис Витенберг тоже пожаловался. В передаче на телеканале ТВ 3 он признал: экспорт латвийских товаров упадет на 20% из-за пандемического кризиса. Ранее он и так упал из-за санкций в отношении России и ответных мер. Еще в 2016 году прежний министр экономики Латвии Дана Рейзниеце-Озола признавала: экспорт в РФ снизился примерно на 25% за рекордно короткие сроки.
И вот сейчас министр экономики Янис Витенберг сообщил, что падение «экспорта затронуло «большое поле». «Возможно, кризис не коснется производства ряда продуктов, медикаментов, но всего остального коснется», — считает министр.
Посыпался и рынок труда. Государственное агентство занятости Латвии сообщило о росте с конца февраля числа безработных на почти 8 тысяч человек. Безработица в республике превысила 7%.
То ли еще будет… Чрезвычайная ситуация из-за пандемии в Латвии была объявлена 13 марта и пока продлена до 12 мая. По состоянию на среду, 15 апреля в республике было подтверждено 666 случаев коронавируса, скончались пятеро.
За несоблюдение эпидемиологических требований сейм Латвии резко поднял штрафы — для физических лиц до 2000 евро, хотя ранее штраф составлял лишь от 10 до 700 евро. Штрафы для юридических лиц повышены до 140−5000 евро, ранее они составляли от 140 до 700 евро.
Коронавирус: Москва, Кремль, Путину: С «Калибрами» понятно, а маски-то где?
Новости медицины: Профессор Асланов: Вслед за коронавирусом нас ожидает новая напасть