Экономика / Коронавирус
23 апреля 14:15

А. Гудков: COVID-19 убил эпоху потребления и сравнял людей почти как в СССР

Сейчас власти надо активно использовать тех, кто переболел коронавирусом

5591
А. Гудков: COVID-19 убил эпоху потребления и сравнял людей почти как в СССР
Фото: Александр Щербак/ТАСС
Материал комментируют:

Граждане из-за кризиса, вызванного пандемией COVID-19, переходят в режим тотальной экономии. 90% всех категорий продуктов и услуг затронуло снижение потребительского спроса, следует из результатов исследования BCG совместно с холдингом «Ромир». Мало того, в ближайшие шесть месяцев дальнейшего снижения расходов ожидают 15% российских потребителей. Это третий результат после Италии, где таких респондентов 18%, и США, где экономить готовятся 16%.

Так, российские потребители планируют сократить расходы почти на все продукты питания, за исключением свежих. Снижение трат на бакалею планируют 15% респондентов, на мороженые продукты и консервы — 16%, на алкоголь — 28%.

На одежде и обуви в ближайшие шесть месяцев будут экономить 19−37% респондентов в зависимости от категории.

Кроме того, отмечается в исследовании, 25% российских потребителей сократят расходы на ювелирные изделия, 29% - на парфюмерию, 34% - на мебель и предметы интерьера, а 35−37% - на электронику и бытовую технику.

При этом, отмечают аналитики, в России потребители планируют меньше тратить во всех каналах продаж, включая онлайн. К примеру, на доставке еды планируют экономить 34% опрошенных.

Читайте также
Нарком Семашко спас бы Россию от COVID-19, в отличие от министров «здравозахоронения» Нарком Семашко спас бы Россию от COVID-19, в отличие от министров «здравозахоронения» На перестройку нашей медицины требуется 7−10% ВВП, но отрасль этих денег не получит

В ближайшие полгода минимизировать траты в целом на досуг планирует 51% респондентов. Расходы на посещение концертов, кинотеатров и ресторанов готовятся сократить 39−43% респондентов.

«По сравнению с представителями других развивающихся стран российские потребители воспринимают менее серьезно как сам вирус, так и его влияние на свою жизнь. Тем не менее, 75% респондентов настроены пессимистично относительно будущего российской экономики и ожидают наступления рецессии, а 40% не уверены в устойчивости своего финансового положения. Потребители в регионах осведомлены о COVID-19 не хуже москвичей и чувствуют даже большее беспокойство, несмотря на то, что эпидемия коснулась их в гораздо меньшей степени. При этом большинство респондентов считают, что наиболее высок риск заражения при посещении развлекательных мероприятий или в поездках, чем при заказе еды или других покупках онлайн», — отмечается в докладе.

Аналитики указывают, что основной драйвер потребительского спроса — это располагаемые доходы населения. Но их роста можно ожидать не раньше второй половины 2021 года — и это еще не самый пессимистичный сценарий: многое будет зависеть от последствий кризиса и пандемии, мер поддержки экономики и потребителя, роста безработицы и числа людей, которые столкнутся с сокращением зарплат. При умеренно оптимистичном сценарии на возврат потребления к докризисному уровню может уйти до трех лет, прогнозирует BCG.

Примерно в том же русле рассуждают аналитики международного рейтингового агентства Fitch: в новом докладе они резко ухудшили прогноз для российской экономики на 2020 год. Теперь они ожидают, что ВВП РФ сократится на 3,3%, хотя еще 2 апреля прогнозировали спад на уровне 1,4% ВВП. Причины — падение цен на нефть, отток капитала и действия ограничительных мер, введенных для борьбы с пандемией.

Показательно также, что в Москве уровень безработицы с 28 марта, то есть с введения режима нерабочих дней, вырос на 45%. Если по такому же сценарию будет развиваться ситуация в регионах, потребительскому спросу будет просто неоткуда взяться: граждане будут бороться за выживание.

— Ситуация с потреблением изменится только когда эпидемия закончится, или будет прервана, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Вопрос этот четко связан с другим: когда появится либо лекарство, либо вакцина от COVID-19. Никто пока на этот ключевой вопрос ответить не может. Китайцы вроде бы объявили, что начали испытывать вакцину на людях — и уже месяц молчат. Что до лекарств, кроме средств, применяемых при лечении ВИЧ-инфекции, ничего не появилось. Препараты эти, замечу, очень дороги, и имеют массу негативных побочных эффектов.

Как в такой ситуации ведет себя потребитель? BCG и «Ромир» чуть не с укором констатируют: на одежде и обуви собираются экономить 19−37% сограждан. А вот зачем нужна обувь, если я никуда не хожу? Зачем мне консервы и прочая бакалея, если никаких праздников я не устраиваю, в гости не наведываюсь, и к себе не приглашаю?!

Это естественное поведение людей в тревожной ситуации — закуклиться, сжаться, и беречь деньги.

«СП»: — Какое влияние это окажет на наш экономический рост?

— Да никакого, я считаю! По всем непродовольственным товарам, и по значительной части продовольственных, у нас импорт. Это пускай у них — у производителей за рубежом — голова болит из-за того, что русские перестали покупать. Нам же, как говорится, no problem.

И надо понимать: если экономика России заработает, спрос восстановится буквально в течение квартала — потому что это будет отложенный спрос. Так что правительству, я считаю, нужно сейчас всячески поддерживать экономику, чтобы она могла заработать с низкого старта, как только ситуация с карантином прояснится.

«СП»: — А как экономика РФ заработает, когда цены на нефть отрицательные, и ОПЕК ожидает в 2020 году рекордного за всю историю падения спроса на нефть?

— Китайцы уже готовы восстановить производство, и они это сделают в четвертом квартале 2020 года. Единственное, что их сдерживает — та самая неопределенность в отношении лекарства или вакцины от COVID-19. Потому что как только станет ясно, что лекарство или вакцина есть — карантинные меры во всем мире сразу смягчат. А коли так, люди будут праздновать окончание этого ужаса — покупая все, в чем себе прежде отказывали.

Что до цен на нефть, надо иметь в виду: сланцевики в США — а они в долгах как в шелках, — совершенно точно не получат от банков кредиты на разработку новых месторождений: при нынешних котировках это нерентабельно. Причем, сланцевые месторождения — штука специфическая, они долго не работают. Уже в 2020 году значительная часть месторождений США, которые были введены в строй в 2018—2019 годах, естественным образом исчерпаются. Именно поэтому Дональд Трамп, я считаю, не стал присоединяться к соглашению ОПЕК+ - он сказал, что в Америке добыча сократиться естественным путем.

Так и будет, и рынок нефти начнет понемногу приходить в равновесие. Если цена на нефть будет болтаться между $ 30−40 за баррель — нас это вполне устроит. В России большинство скважин укладываются по рентабельности в $ 15−18 за баррель, самая плохая цифра, которую я знаю — $ 26 за баррель.

Да, в этом случае мы не сможем пополнять Фонд национального благосостояния — ну и бог с ним.

«СП»: — Что можно посоветовать гражданам в нынешней ситуации?

— Как только появится возможность — обновить компьютерную технику: дистанционная работа, интернет-ресурсы в ближайшее время локомотивом пойдут вперед. А сейчас надо экономить — это абсолютно нормально.

Штука в том, что потребление современного человека состоит из двух категорий: витального потребления — того, что действительно нужно для жизни, — и престижного потребления. Чтобы гражданину расслабиться, ему достаточно пару кружек «жигулевского» и четвертинку водки. Но встречаясь с друзьями, он покупает, условно, чешское пиво и французский коньячок.

Читайте также
Шведский выбор: От коронавируса умереть не так страшно, как от голода Шведский выбор: От коронавируса умереть не так страшно, как от голода Стокгольм оставил экономику открытой, чтобы не пришлось закрыть все

Так вот, если такой гражданин сидит дома, он не будет для себя одного покупать дорогой алкоголь. И если ему нужно дойти до соседнего магазина, он наденет старые кроссовки, а не итальянские туфли за $ 300. И машина у него без дела стоит за углом — и уже неважно, BMW это, Mercedes или отечественная «Веста».

Да, престижное потребление тоже восстановится — но не быстро. Есть такая штука, как отвычка. Люди сейчас привыкают сидеть дома, работать дистанционно и общаться через интернет. И масса вещей, связанных с престижным потреблением, отпадает, и это входит в привычку.

У меня многие знакомые уехали на период карантина жить на дачи — и тихо сидят там, варят каши, и все у них хорошо. А прежде, бывало, минимум раз в неделю они обедали в ресторанах, и выбирали попафоснее — чтобы все видели, какие они крутые.

На деле, пандемия COVID-19 дала неожиданный эффект. В условиях карантина граждане стали гораздо более равными социально — почти как в Советском Союзе.

«СП»: — Что неправильно делает сейчас власть, в плане восстановления потребления?

— Она не использует потенциал тех, кто уже переболел COVID-19. Эти люди — новый вид человеческого капитала. За их донорство они должны поощряться снятием режима самоизоляции и ограниченного передвижения. И их не надо держать на пособии по безработице — им надо дать временную, хорошо оплачиваемую работу на местах с самым высоким риском заражения.

Наша справка

Андрей Гудков — доктор экономических наук, создатель Telegram-канала «Россия. Социальная несправедливость» (Social inadequacy)

В 1974 году окончил экономический факультет МГУ. Преподавал в Академии труда и социальных отношений. Последнее место работы — замруководителя департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

Новости России: Песков об обвале цен на нефть: сейчас нужно просто подождать

Последние новости
Цитаты
Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Владимир Болибок

Врач иммунолог-аллерголог

Николай Бондаренко

Депутат Саратовской областной думы от КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Коронавирус в России
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня