Назначение Андрея Белоусова врио главы правительства спровоцировало волну слухов о том, что теперь государство сменит курс в отношении крупного бизнеса.
Сначала, мол, государственная поддержка, чтобы пережить трудные времена, а затем, когда трудности закончатся, крупные компании (в первую очередь, экспортно-ориентированные) могут обложить новыми налогами.
Такие слухи появились не случайно. Напомним, что Белоусов ранее занимал пост министра экономического развития, а затем помощника президента, но широкой публике он стал известен лишь в августе 2018 года, когда предложил ввести в России «налог на сверхдоходы». С химических и металлургических компаний он предложил изъять в бюджет государства до 9 трлн. рублей.
Это примерно столько же, сколько сегодня накоплено в Фонде национального благосостояния (ФНБ), который представляет собой «подушку безопасности», уберегающую федеральный бюджет от секвестра на фоне падения экспортных и внутренних налогов.
Слухи о введении новых налогов даже пришлось опровергать министру финансов Антону Силуанову. Он заявил (правда, весьма двусмысленно), что «ведомство пока не рассматривало никаких предложений об увеличении налогов».
Стоит напомнить, что не далее как в прошлом месяце Налоговый кодекс уже был скорректирован: появились два новых вида налогов — на дивиденды компаний и на крупные депозиты граждан. Россия, кстати, оказалась единственной страной в мире (по крайней мере, из числа особо пострадавших от «коронавирусных» ограничений в экономике), где налоги не снизили, а повысили. Не стоит забывать и инициативы экс-главы ФНС Михаила Мишустина по введению тотального контроля за доходами и расходами домохозяйств.
Так насколько сегодня фискальная политика государства адекватна экономическим вызовам? Этот вопрос «Свободная пресса» задала нашим постоянным экспертам.
Налоги повысят, контроль усилят
Управляющий партнёр юридической фирмы Tax Compliance Михаил Бегунов уверен, что в скором времени правительство пойдет на повышение налогов.
— Вероятнее всего, что для восстановления экономики страны и пополнения бюджетных средств, в скором времени последует увеличение налоговой нагрузки налогоплательщиков за счет повышения налоговых ставок.
«СП»: — В чем конкретно это будет выражаться, и затронут ли нововведения граждан?
— Регламентированное снижение тарифов по страховым взносам для субъектов малого и среднего предпринимательства (всех отраслей экономики) до конца расчетного 2020 года фактически означает потерю доходов фондов, компенсировать которые также придется за счет средств федерального бюджета.
Для увеличения налоговой нагрузки в последующие налоговые периоды последует увеличение налоговых ставок и введение новых объектов налогового администрирования.
Несмотря на то, что последствия пандемии в той или иной мере затронули все отрасли экономики, вероятнее всего, что наиболее пострадавшие компании субъектов малого и среднего бизнеса, в ближайшее время сохранят свои преференции и их не коснутся нововведения по увеличению налоговых обязательств.
А вот для крупных компаний имеется вероятность усиления налогового контроля по проверке правомерности отраженных вычетов, расходов и заявленного возмещения налогов из бюджета.
«СП»: — Но в чем экономическая логика введения новых налогов, если сейчас государство само раздает деньги?
— Давайте считать вместе. Правительством планируется довести объемы антикризисной поддержки малого и среднего бизнеса до 4−6% ВВП, в том числе выплатить субсидии для покрытия первоочередных нужд компаний, а также предоставить дополнительную отсрочку по уплате налогов.
ФНС неоднократно отмечало существенные темпы роста налоговых поступлений за счет высокой динамики нефтегазовых налогов. Так, в 2017 году в консолидированный бюджет РФ поступило 17,3 трлн. рублей, в 2018 году — 21,3 трлн. рублей, а за 2019 год — 22,7 трлн. рублей.
На текущий момент суммарная величина денежных средств, выделенных из бюджета РФ для стабилизации экономического положения особо пострадавших отраслей экономики в рамках двух этапов антикризисных мер составляет 2,1 трлн. рублей, в том числе готовятся третий и четвертый пакет мер господдержки, предположительно составляющий 2,8% ВВП (2,9 трлн. рублей).
То есть суммарная величина антикризисного пакета составит около 22% от величины всех налоговых поступлений за предыдущий год.
Увеличение налогов станет еще одним ударом по экономике
С Михаилом Бегуновым не согласен другой эксперт, глава люксембургского офиса консалтинговой корпорации KRK Group Никита Рябинин:
— Исходя из нормальной экономической логики власти России не должны идти на увеличение налогов после такого серьезного рукотворного удара по экономике. Взять хотя бы Москву — это крупнейший в Европе мегаполис с преимущественно сервисной экономикой, которую выключили уже на два с лишним месяца, без понимания, когда разморозят псевдокарантинный режим.
Надеюсь, власти России будут проводить правильную политику в отношении налогоплательщиков и не будут повышать налоговую нагрузку. Наоборот, нужно предоставлять максимальные налоговые послабления, чтобы стимулировать экономику во время серьезного кризиса.
Новости туризма: Усиление хлорирования, 12 часов между заселениями: в Турции заявили о новых правилах работы отелей