Правительственные чиновники продолжают примерять на себя роль «шаманов», вызывающих благотворные экономические явления. Так, недавно председатель Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что за последние годы удалось практически полностью избавиться от зависимости инфляции и колебаний курса рубля, а применение бюджетного правила снизило зависимость валютного курса от цен на нефть.
Другим «прорицателем» оказался министр экономического развития Максим Решетников, который заявил, что дорогой рубль для России не только не нужен, но даже вреден — поскольку высокий курс негативно влияет на конкурентоспособность экономики.
Министр финансов Антон Силуанов объявил, что дыру в госбюджете, образовавшуюся из-за падения цен на нефть, правительство намерено «затыкать» за счет займов, а не пересмотра бюджетного правила (хотя это позволило бы стимулировать государство на поддержку экономики России).
О том, как все эти «шаманские» заклинания влияют на российскую экономику и финансовую систему, «Свободной прессе» рассказали эксперты.
На пике коронакризиса рубль потерял треть стоимости
Основатель и управляющий партнер финансовой компании Fintelect Эдвард Дубинский считает, что курс рубля укрепится синхронно с восстановлением глобальных рынков.
«СП»: — Последние дни курс рубля растет. Но это небольшой восстановительный рост на фоне прежнего крутого падения. Насколько долгим будет этот процесс?
— Важно понимать, что рубль, как все валюты в развивающихся странах, всегда страдают во времена глобальных кризисов. И причин у этого несколько. Первая — развивающиеся страны классифицируются в мире финансов, как зоны повышенного риска, и во времена кризисов, инвесторы (инвестиционные дома и крупные частные фонды) продают высокорисковые финансовые активы (акции, облигации и другие) и перекладываются в инструменты, которые классифицируются как низкорисковые (например, гособлигации США, так называемые Treasuries).
Продажа выскорисковых инструментов означает, что рублевые инструменты — российские гособлигации и корпоративные облигации и акции российских компаний активно продаются, и так как эти инструменты номинированы в рублях, то рубль по отношению к доллару/евро падает. Это выглядит вот так: до кризиса 1 доллар стоил 60 рублей, а в разгаре кризиса за 1 доллар надо было отдать 75 рублей.
Вторая причина падения рубля (и других валют в развивающихся странах) — это отток капитала. Люди, живущие в развивающихся странах умные, и в разгар кризиса они массивно выходят из местных валют и бегут в доллары/евро.
«СП»: — Ну а причина, о которой говорят все — падение спроса на углеводороды, к цене которых привязан рубль (хотя Центробанк и пытается убедить нас в обратном)?
— Вы правы, российская экономика сильно зависит от цен на энергоносители и природные ресурсы (нефть, газ и металлы). В разгаре корона-кризиса все природные ресурсы (кроме золота) сильно пострадали, потому что спрос на энергоносители упал по большой части от того, что мировая экономика ушла в локдаун. Естественно, что экономику России инвесторы и экономисты начали рассматривать, как под особой угрозой, из-за ее зависимости от природных ресурсов — и продажи российских ценных бумаг и отток капитала повысились. Рубль также сильно пострадал.
«СП»: — И все же, насколько быстро рубль вернет утраченные позиции, вернувшись к устойчивым позициям начала года?
— Сейчас мировые финансовые рынки стабилизируются. Все рынки акций уже отыграли значительную часть своих потерь, мировые экономические гиганты как Китай, США и Германия начали открываться, и цены на природные ресурсы начали свой отскок. Естественно и рубль по отношению к доллару/евро также укрепился.
Вот данные: с начала года до момента разгара паники корона-кризиса (18 марта) рубль потерял 31% против доллара, упав до 80 рублей к 1 доллару. Но с того момента рубль вырос на 11,5% против доллара. Это все равно на 16% ниже своего уровня против доллара, чем в начале 2020 года, но уже не падение на 31%.
Пока стабилизация на финансовых рынках будет продолжаться, и если открытие основных экономик в мире, после эпидемии коронавируса, продолжится успешно (то есть мы не увидим второй волны вируса и возобновление локдаунов в крупных странах), то рубль продолжит усиливаться против доллара/евро.
Доллар будет стоить до ₽75, а евро — до ₽82
Аналитик финансовой компании QBF Ксения Лапшина предполагает, что на курс рубля окажет давление снижение базовой ставки Центробанка.
— В течение предстоящего месяца на курс рубля будут влиять различные факторы. С одной стороны, мы наблюдаем стабильный и постепенный рост цен на нефть. Сейчас цена нефти Brent, наиболее близкой к сорту Urals, закрепилась выше $30 за баррель и последнюю неделю торгуется на уровне $33−36 за баррель.
В свою очередь, увеличению стоимости нефти способствует постепенное снятие карантина в США и Европе, восстановление производственной активности и, соответственно, спроса на нефть, а также действие сделки ОПЕК+. Информации о выполнении сделки каждой из стран пока нет, но это не мешает рынку нефти расти на позитивных ожиданиях. При должном сокращении добычи, спрос и предложение могут выровняться уже в III квартале этого года. Это оказывает поддержку рублю.
«СП»: — Сейчас нефть постепенно отыгрывает падение, а как это повлияет на динамику курса рубля в дальнейшем?
— С увеличением цен на нефть Центробанк сократил объем продаж иностранной валюты на открытом рынке. Данная мера активно применялась при ценах на нефть ниже $25 за баррель, чтобы предотвратить резкое ослабление национальной валюты. Сейчас рубль частично этой поддержки лишился.
Кроме того, глава Центробанка Эльвира Набиуллина сообщила, что на предстоящем заседании регулятора 19 июня будет рассматриваться вариант снижения ключевой ставки сразу на 100 пунктов.
Очевидно, что ставка будет снижена, но пока неизвестно насколько. Это станет понятно по динамике инфляции. В любом случае, снижение ключевой ставки приведет к ослаблению рубля, но рынок эту информацию пока еще не отыграл.
«СП»: — Сколько будут стоить евро и доллар?
— В базовом сценарии резкого падения курса рубля мы не ожидаем, и поводов для панических покупок/продаж доллара и евро пока нет. Конъюнктура на мировых рынках способствует тому, что по мере выхода из эпидемии развивающиеся рынки и валюты вновь становятся привлекательными для инвестиций.
В первой половине июня должны выйти данные по выполнению сделки ОПЕК, что поддержит рубль, тогда как во второй половине июня возможен рост курса доллара и евро в пределах 5% на фоне снижения ключевой ставки ЦБ РФ.
Я прогнозирую, что в июне курс доллара будет находится в диапазоне 71−75 рублей, а курс евро — в диапазоне 78−82 рубля.
Курс доллара: Эксперт: рубль полностью отыграл «коронавирусную премию» у доллара