Координировать решение проблемы «последней мили» при газификации страны Владимир Путин поручил ответсеку президентской комиссии по ТЭК, главе «Роснефти» Игорю Сечину. Основную работу по реализации программы будут выполнять «Газпром» и правительство РФ. Соответствующее поручение опубликовано на сайте kremlin.ru.
Согласно документу, правительству поручено обеспечить «формирование источников финансирования мероприятий по подключению граждан к газораспределительным сетям без привлечения их средств». То есть теперь подведение газа непосредственно к дому для граждан станет бесплатным. Оформить заявку на газификацию можно будет в МФЦ.
Определить источники необходимых для этого средств кабмин должен до 1 января 2021 года. Газификацию планируется завершить в два этапа: к 2024 и 2030 годам. Какие именно показатели должны быть достигнуты к этим датам, в документе не сказано. План явно имеет политический оттенок, так как именно в эти годы в России должны пройти президентские выборы.
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов сомневается в успешной реализации поручения президента.
— Пока это только заявление. Нужно же еще придумать практический механизм его реализации. Мало просто сказать, что мы, мол, стремимся к стопроцентной газификации.
«СП»: — Это не просто заявление, а документ, поручение Путина.
— Мы уже неоднократно слышали подобные смелые заявления. Вспомните, как собирались создать в стране 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест, другие вещи тоже должны были сделать. Теперь будем стремиться к стопроцентной газификации. Что-то подобное говорилось и раньше. Теоретически никто не против. Но если посмотреть на практику…
Россия — очень большая страна. Расстояние между населенными пунктами, тем более мелкими, очень большое. Если газифицировать удаленный населенный пункт, где мало людей, то это не просто никогда не окупится — это станет приносить постоянный, из года в год убыток. Трудно представить, что компанию можно заставить это сделать.
Другое дело, когда есть платежеспособный спрос. Например, в поселке живут обеспеченные люди. Там можно использовать механизм автономной газификации. В этом случае делают небольшой завод по сжижению газа, а потом возят его до этого конкретного населенного пункта. Но таких людей в нашей стране, признаем, совсем немного.
У нас сейчас уровень газификации 70%. Центральная Россия почти вся газифицирована. Проблемы есть в удаленных регионах. В Восточной Сибири, на Дальнем Востоке
«СП»: — Вот тебе и «национальное достояние»…
— Возможно, частично это будет оплачивать государство. В рамках каких-то социальных обязательств. Ведь государство — основной акционер «Газпрома» и может ему поставить задачу. В конце концов, «Газпром» стадионы строит, много чего спонсирует. И здесь может быть такое. Но должна быть разработана конкретная схема.
«СП»: — Именно Миллер, а также Мишустин указаны в поручении президента ответственными по всем пунктам. Но общая координация возложена на Сечина. Он главнее…
— Выглядит это странно. Все-таки основная работа Сечина в «Роснефти», которая поставляет газ на внутренний рынок и является конкурентом «Газпрома». Получается, одна компания — основной реализатор, другая — куратор и еще сверху есть руководитель. Может быть, это подразумевает, что «Роснефть» тоже должна каким-то образом вложиться в этот проект?
Руководитель аналитического управления «Фонда национальной энергетической безопасности» Александр Пасечник видит в поручении Путина попытку диверсификации поставок газа.
— Распоряжение президента вполне своевременное. Внутренний газовый рынок в последнее время становится более интересным, чем экспортное направление. В Европе цены на газ значительно снизились. Стало выгоднее реализовывать газ внутри России, чем поставлять за периметр (хотя рынки газа будут восстанавливаться, и экспорт газа все равно останется привлекательным).
И здесь «Газпрому» можно искать точки роста. Первый аспект в том, чтобы дать газ всем желающим, а кроме того здесь есть коммерческая нота. Программа газификации регионов постепенно решается. В год на внутреннюю газификацию «Газпром» может тратить 170−200 млрд. рублей в год. Если заявок после поручения президента будет больше, расходы увеличатся, но и база потребителей тоже.
Например, нефтяные компании строят АЗС, чтобы привлекать клиентов. Здесь расширение сбытовой сети будет по поручению главы государства. Проблема подключения к газовым сетям существовала давно. Поднимался вопрос о слишком большой цене за подключение, не соответствовавшей рыночным реалиям из-за массы посредников. Упрощение доступа к сетям — позитивная инициатива.
«СП»: — Рубежами реализации программы газификации обозначены 2024 и 2030 годы, когда пройдут президентские выборы…
— Я бы не стал проводить такие параллели. Проблема объективно назрела. Теперь принято решение.
Интересно, что привлечена «Роснефть» для которой газовый бизнес непрофильный. Для нее, как для поставщика газа это выгодно, а софинансировать инфраструктуру большого желания, наверное, нет. Сейчас вся газотранспортная система контролируется «Газпромом». Не исключено, что какие-то совместные комбинации возможны. Но тогда встанет вопрос о снятии монополии на трубопроводы.
О политических аспектах поручения Путина нам рассказал политолог Константин Калачев.
— Возможно, Путин просто доверяет Сечину больше, чем остальным. А поскольку для газификации надо еще найти источники финансирования, то есть о чем торговаться с «Газпромом». Могут быть там интересы отдельных подрядчиков, групп влияния. Но это мы оставим за скобками. Сечин в поручении президента встает «над»… Роль Сечина как бы подчеркнута.
Сейчас Сечин демонизирован, одиозен, непопулярен, Сечин как бы заменил собой Чубайса. При этом страна у нас газифицирована на 70%. И это парадокс, потому что мы страна-экспортер газа. И дело не только в бедном населении, но и в том, что ответвления вести часто не от чего. Ясно, что программа газификации будет популярна.
Представьте, что эта проблема решена. Кто будет политическим бенефициаром газификации? Понятно, что Путин, как инициатор, независимо от того, будет ли он в 2024 году президентом или нет. А также Сечин, как человек, который реализовал эту инициативу. Таким образом, для имиджевого перепозиционирования Сечина эта тема весьма благодатная.
Он может предстать не как человек, который получает очень большую зарплату и вкладывает деньги в венесуэльские проекты, а потом продает их, а как «эффективный инструмент» Путина, администратор, хозяйственник и неравнодушный к людям человек.
«СП»: — Но обозначенные в поручении президента 2024 и 2030 годы игнорировать невозможно…
— Это показывает, что Сечин строит систему всерьез и надолго. И как минимум до 2030 года Сечин останется ключевым игроком, с которым придется считаться всем.
Кроме того, тему газификации можно будет разыграть Путину или его приемнику на выборах 2024 года. Ведь к тому времени вряд ли у нас случится что-то позитивное. Экономика вырастет? Сомневаюсь.
К тому же спрос на газ падает. Надо же его куда-то девать? «Сила Сибири» простаивает. Экспорт газа через Польшу прекратился. Среди экспортеров газа в Турцию Россия всего лишь на 3−4 месте, несмотря на все разговоры про «Турецкий поток». «Газ для народа» — отличная тема для любой политической кампании.
Нефть и газ: «Турецкий поток»: Эрдоган оставил Путина и Миллера с полупустой трубой
Новости экономики: «Северный поток-2» опять вклинился между США и ФРГ