Неделя началась с позитивных новостей на глобальных сырьевых рынках: цена нефти североморской марки Brent выросла больше $43, а североамериканской WTI — до $40. Таким образом рынки отреагировали на продление сделки ОПЕК+, в рамках которой сокращение добычи нефти продлено на июль.
Прогнозами со «Свободной прессой» поделился наш постоянный эксперт, шеф-аналитик финансовой компании TeleTrade Пётр Пушкарёв.
«СП»: — Сегодняшний рост нефтяных котировок хоть и был резким, но все же краткосрочным. Почему?
— Вы правы, нефть открыла неделю мажорным аккордом — ещё на ступень выше, резко перепрыгнув отметку в $43 по Brent. Само собой, это стало прямым результатом продления на месяц, до 1 августа, нынешних квот на добычу для экспортёров ОПЕК+ в субботу 6 июня. Затем цены так же быстро вновь приопускались на азиатских торгах до $41.8 за баррель, где нефть повторно нашла покупателей и поднялась, но так и не смогла достичь первоначального пика в $43.39 за баррель до старта европейских торгов, а наоборот, пока что сползла к середине сегодняшнего диапазона колебаний до $42.5.
Такие неравномерные скачки лишний раз демонстрируют: нефтяному рынку ещё только предстоит доказать, что он действительно окажется способен закрепиться на этих свежих и высоких по нынешним временам уровнях. И тем более не просто убедить скептиков, что рынок углеводородов окреп уже настолько, чтобы продвинуться с ходу к $45 и выше.
«СП»: — Считается, что соглашение ОПЕК+ стало возможным исключительно благодаря тому, что сумели договориться Москва и Эр-Рияд.
— Тот факт, что квоты ещё лишний месяц точно не поднимутся с нынешних 9.7 млн баррелей в сутки до предполагаемых далее 7,7 млн баррелей — хорошо, как и отсутствие видимых противоречий по этому вопросу между россиянами и саудитами.
Также, что не менее важно, — готовность вольных или невольных «нарушителей конвенции» загладить положение более низкими показателями в оставшиеся месяцы лета и осени. В жирный плюс ОПЕК вроде бы и согласие арабских нефтедобытчиков перевыполнить план по сокращению ради компенсации за Мексику.
Вовремя подоспела в пятницу и информация от Baker Hughes о дополнительном уже естественном снижении числа работающих сланцевых буровых установок в США до 206 единиц — теперь их на 16 штук меньше, чем неделю назад, и это самый низкий показатель за 10 лет: он более чем вдвое меньше уровня середины апреля и втрое меньше, чем таких буровых работало до коронавирусного кризиса.
«СП»: — Но всех, безусловно, волнует вопрос: а насколько долгим окажется это «замирение» нефтяных держав.
— Главный недостаток всех соглашений экспортёров в этом году, равно как и коренное отличие их от прежних куда более скромных, но в действительно и сильнее влиявших в прошлом на цены договорённостей — что в 2020 году сокращаются лишь те объёмы, которые всё равно сейчас негде и нереально сбыть.
Отсюда и лёгкость заключения формально беспрецедентных по объёмам сделок по квотам, и как никогда широкий спектр стран-участниц, но увы, и значительно меньший потенциал и выхлоп от этих сделок в плане практической ценовой поддержки для всё ещё очень разбалансированного нефтяного рынка.
«СП»: — Как полагаете, Петр, только ли достижение «нефтяного» соглашения благотворно повлияло на рынок?
— В попытках сохранить достижения «черному золоту» будет помогать еще и непрекращающийся взлёт американских биржевых индексов, где уже в минувшую пятницу показан новый исторический рекорд всех времён по индексу Nasdaq в секторе высоких технологий. Видимо, не за горами и новые пики по бумагам остальных компаний, однако фондовые биржи как обычно забегают далеко вперёд восстановления реальной экономики. Помешать нефти окрепнуть устойчиво может пока что по-прежнему не устоявшийся баланс со стороны спроса на реальные поставки — и запасов, добычи на другом полюсе. Ведь промышленные сектора мировой экономики восстанавливаются после пережитых в пандемию потрясений не так быстро.
Всех поразившая прибавка в 2,5 млн рабочих мест в США за май — эффектна, но 1,2 млн из них приходятся на приоткрывающиеся секторы развлечения и гостиничного бизнеса. Остальные рабочие места восстанавливаются за счёт выходящих из вынужденных отпусков работников ресторанов, а занятость в промышленности ещё почти не поднялась со дна.
Показатели индексов деловой активности PMI от менеджеров по закупкам в Европе, США, Азии продолжили восстанавливаться, однако всё еще далеки от своих нормальных уровней, как показали многочисленные отчёты прошлой недели.
«СП»: — А Китай?
— В Китае падение импорта в мае составило 16.7% год к году, согласно только что опубликованным в воскресенье цифрам, и это тоже не может не влиять на ожидания по потребностям одной из двух крупнейших экономик мира в топливе для производственных нужд.