С начала мая, когда регионы перешли к отмене вызванных пандемией коронавируса ограничений, россияне вновь начали забирать свои вклады из банков. Однако, в отличие от апреля, когда граждане в основном забирали из банков валютные вклады на волне слухов о возможной экспроприации таких счетов или моратория на их выдачу, сейчас «под раздачу» попали рублевые депозиты.
Как сообщает, в частности, РБК со ссылкой на данные Банка России, в общей сложности за последний месяц весны средства физлиц на депозитах сократились примерно на 31,5 миллиарда рублей. Пресс-служба Банка России назвала майский отток средств граждан «характерным для этого месяца». «Больше траты из-за праздников, а доходы ниже из-за меньшего количества рабочих дней, особенно у людей на сдельной оплате», — уточнили в пресс-службе регулятора.
При этом его представители также поспешили сообщить, что уже в июне остатки вкладов населения как в рублях, так и в валюте начали расти. Однако ни последнюю динамику по депозитам отдельно от счетов, ни свежую валютную структуру оттока средств монетарные власти страны предпочли не раскрывать.
Действительно ли так просто объясняется эта «вторая волна» оттока средства граждан из российских банков? И почему монетарные власти не стали на этот раз раскрывать полную статистику движения денег россиян? За комментариями «СП» обратилась к собственным экспертам.
— Валютную динамику, — предположил аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев, — регулятор, возможно, не стал раскрывать по одной простой причине — средств на валютных счетах граждан уже практически не осталось. В евро давно никто уже даже не открывает счета, а если в долларах какие-то вклады изредка и открываются, то исключительно для хранения, потому что доходность сейчас по ним практически нулевая.
«СП»: — А чем можно объяснить нынешний отток банковских вкладов?
— Тут все очень просто. После карантинного периода людям банально понадобились деньги на жизнь. Однако снимать их со срочных вкладов досрочно мало кто решается, потому что это чревато потерей процентов, хотя доходность по рублевым депозитам, кстати, у нас и так низкая, всего лишь чуть-чуть повыше инфляции. Поэтому граждане снимают деньги по истечении срока вклада, не продлевая его.
«СП»: — Тогда почему он оказался таким сравнительно небольшим? У людей даже на вкладах закончились деньги? Или они поверили словам правительства о скором выходе российской экономики из кризиса и, надеясь на светлое будущее нашей банковской системы, оставляют средства на счетах?
— Со счетов граждан списывает деньги служба судебных приставов, работа которой довольно неожиданно активизировалась в апреле, хотя по логике должна была несколько замедлиться, — объяснил этот факт председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. — Я лично направлял обращение к президенту России с просьбой приостановить активность российской службы судебных приставов. В ответ я получил письмо от ее представителей, в котором поднимался вопрос о том, по какой такой причине, собственно, рядовой гражданин интересуется степенью активности приставов, а также делалось предположение о том, что, возможно, службе стоит более детально изучить мою персону на предмет наличия непогашенных задолженностей.
«СП»: — Так вроде бы еще в начале апреля главный судебный пристав России Дмитрий Аристов говорил о том, что ФССП совместно с Минюстом и иными госорганами участвует в обсуждении вопроса по неприменению мер принудительного исполнения в отношении граждан и малого бизнеса на срок 6 месяцев.
— Где и кто видел подобный документ? Судебные приставы, наоборот, работают сейчас не просто с удвоенной, а даже с утроенной энергией. Мне постоянно приходит информация из разных уголков России о том, что у людей буквально забирают последнее. Так, в самом начале периода самоизоляции матери-одиночке с двумя детьми оставили на счетах всего лишь 500 рублей, а все остальные средства списали в счет погашения весьма спорных задолженностей.
Складывается ощущение, что они вообще специально активизировались именно сейчас, зная, что хоть какие-то меры поддержки населению государством будут все-таки оказаны. И у них, естественно, появилось желание сразу же эти деньги забрать у населения обратно. Кстати, немногие знают о том, что с тех 12 тысяч рублей, которые выделялись правительством каждому сотруднику особо пострадавших от коронавируса предприятий для выплаты зарплаты в период самоизоляции, налоговая служба удерживает налоги. По моим сведениям, у налоговиков на этот счет имеется даже специальное разъяснение, и на круг объем налогов с этой суммы составляет примерно 46%.
«СП»: — Пожалуй, такими темпами и мораторий на выдачу не только валютных, но даже и рублевых вкладов могут ввести под благородным соусом «вывода российской экономики из тяжелого кризиса», а президент в очередной раз попросит «отнестись с пониманием» к этой непопулярной мере…
— В нашей стране возможно абсолютно все, что угодно при том маразме, который у нас в экономике творится. Особенно если нам говорят, что никаких мораториев на выдачу вкладов граждан вводить не планируется. Вы посмотрите новости от января месяца, когда все чиновники наперебой кричали, что рубль — самая твердая валюта, которая больше не упадет. И что произошло потом? Буквально через месяц после этих заявлений он в очередной раз обвалился.
Впрочем, Алексей Коренев полагает, что в реальности вводить какие-то ограничения и запреты на выдачу вкладов населения российские монетарные власти едва ли будут.
— Во-первых, — объяснил эксперт свою точку зрения, — объем вкладов физических лиц относительно невелик. Во-вторых, российские домохозяйства, вдоволь нахлебавшись экономической нестабильности в период самоизоляции, перешли от политики денежных трат к политике накопления собственных «подушек безопасности». Только при этом они предпочитают не нести деньги в банки, не особо доверяя им, а приобретая на рубли валюту, складывать ее под подушку на черный, как говорится, день.
«СП»: — А что будет, если банковская система останется без вкладов населения? Такое может произойти хотя бы в теории?
— Тогда вся банковская система полностью обвалится. Потому что собственных средств у любого банка очень немного, так что основная его ресурсная база формируется за счет вкладов граждан и юридических лиц. В общем-то, российская банковская система сейчас еще как-то держится во многом только потому, что волей-неволей юрлицам приходится держать в банках свои средства.
В ближайшей перспективе банкам не останется ничего другого, кроме как поступаться своей прибылью. Особенно если Банк России 19 июня в очередной раз с большой долей вероятности понизит ключевую ставку сразу на 100 процентных пунктов до 4,5% годовых. Это вынудит банковское сообщество неизбежно снизить ставки абсолютно по всем своим кредитным продуктам. А максимум, что они смогут сделать по депозитным ставкам, так это понижать их куда более медленными темпами, чисто символически, чтобы удержать на своих счетах хоть какие-то средства россиян. Иначе, повторюсь, банки просто не смогут работать.