За неделю до голосования по поправкам в Конституцию президент РФ Владимир Путин в своем обращении к россиянам в числе прочего объявил о том, что ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в 13%, в течение последних 20 лет распространявшаяся на всех граждан, больше не будет единой. Уже с 1 января 2021 года тем, кто зарабатывает свыше 5 миллионов рублей в год (а это без малого 417 тысяч рублей в месяц), придется платить НДФЛ по ставке 15%.
При этом гарант Конституции уточнил — такой ставкой будет облагаться только та часть доходов, которая превышает порог в 5 миллионов рублей в год, что даст бюджету около 60 миллиардов рублей прибытка. Эти средства, по его словам, будут целевым образом направляться на лечение детей с тяжелыми и редкими заболеваниями, а также на проведение высокотехнологичных операций, приобретение дорогостоящих лекарств, медтехники и средств реабилитации.
Услышав эту новость, многие россияне стали думать, что социальная справедливость восторжествовала, и уж теперь-то олигархам однозначно придется раскошеливаться на такие благие нужды.
Однако некоторые экономисты по здравом размышлении затрудняются назвать это решение по-настоящему справедливым и выражают серьезное сомнение в том, что оно действительно принесет пользу нашей экономике.
Так, финансовый аналитик Виталий Калугин уверяет — увеличение ставки НДФЛ для обеспеченных слоев населения зашатавшемуся из-за кризиса государственному бюджету всего лишь около 25−30 миллиардов рублей в год, что в масштабах страны, по сути, не более чем «хлебные крошки». «В следующем году [я] ожидаю повышения других налогов, более значимых для бюджета. Например, налога на прибыль, введения новых акцизов», — заявил эксперт корреспонденту портала URA.RU.
Аналогичную точку зрения в беседе с этим изданием высказал и финансовый консультант Максим Кривелевич. «Будут ли дальнейшие мероприятия по изъятию избыточных средств среднего класса? Будут. Будут ли они носить фискальных характер? Будут. По каким направлениям? Скорее всего, мы ожидаем генеральный удар. Это доходы и это имущество. По расходам уже закрутили, куда дальше? НДС — 20%, больше неприлично. Акцизы тоже», — подчеркнул он.
— Объявленная президентом прогрессия в шкале НДФЛ не претендует на роль реального инструмента для наполнения бюджета, — отметил в беседе с «СП» доцент РЭА им. Плеханова, кандидат экономических наук Олег Комолов. — Во-первых, облагаться повышенным налогом будет очень незначительная величина доходов, а, во-вторых, запланированный с этого бюджетный доход в 60 миллиардов рублей в год — сумма совершенно незначительная в масштабах федерального бюджета, составляющего порядка 19 триллионов рублей. А уж в масштабах консолидированного бюджета, составляющего все 30 триллионов рублей — тем более.
Это не более чем популистское заявление, адресованное бедным слоям населения, которые желают какой-то социальной справедливости. И мне показалось, что президент, объявляя об этом шаге, словно извинялся перед богатыми россиянами — дескать, сумма небольшая, пойдет она на благое дело, а раскулачивать мы никого не собираемся.
«СП»: — Почему же сумма получается небольшой, если доход любого российского олигарха в десятки раз превышает эти самые 5 миллионов рублей в год?
— Многие почему-то вдруг подумали, что все богатые теперь будут платить НДФЛ 15%, а все остальные — 13%. Но это не совсем так. НДФЛ — это налог, который обычные люди платят с заработной платы. Но вы мне скажите, когда какой-нибудь олигарх, которого россияне действительно хотели бы обложить повышенными налогами, в последний раз получал именно зарплату? Его доходы другого плана. Например, у того же Потанина это дивиденды от акций того же «Норникеля», которые только в 2019 году принесли ему примерно 1 миллиард долларов. А с такого рода доходов НДФЛ составляет все те же 13% и никакой прогрессии не подвергается. Более того, с него не берутся отчисления ни в какие социальные фонды. Так что по сути шкала налогов у нас как была регрессивной, так и осталась — люди с низкими доходами платят высокие налоги, а богатые либо платят их в небольшом объеме, либо фактически от них освобождены.
«СП»: — То есть в следующем году налоги на доходы и имущество снова повысят?
— Тут сложно делать какие-то однозначные предположения. Но, действительно, выправлять положение с нашим бюджетом, который сейчас стал дефицитным. А в резервы залезать государство не хочет, потому что продажа валюты из Фонда национального благосостояния может укрепить рубль, что нашим сырьевым экспортерам крайне невыгодно. Отсюда я допускаю общее повышение налоговой нагрузки в 2021 году.
При этом оно вряд ли будет сопряжено с дальнейшей прогрессией, народу, образно выражаясь, уже «кинули кость», ответив на чаяния общества таким формальным шагом. Так что дальше мы с вами можем наблюдать и очередное повышение НДС, и очередное движение вверх границы пенсионного возраста. Эти меры озвучивались уже давно, я полагаю, нас к ним потихонечку и готовят, вбрасывая в информационное пространство те или иные тезисы крупных российских чиновников. Это подается пока как предположения, но на самом деле общество просто приучают к тому, что в следующем году налоговая система станет более консервативной.
Схожую позицию в оценке перспектив усиления налогового бремени для россиян в 2021 году придерживается и председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
— В звучавшем накануне последних президентских выборов 2018 года послании Владимира Путина говорилось о том, что в России не предвидится никакого повышения налогов, а будет сплошное процветание и благополучие. Спустя буквально неделю после них было объявлено о проведении пенсионной реформы, о повышении НДС до 20% и прочих «прелестях». После этого в любые заявления власти о том, что чего-то там у нас не будет, не верится абсолютно. Наоборот, чем громче звучат обещания, что никакого повышения не предвидится, тем настороженнее надо к этому относиться, потому что точно что-нибудь да «прилетит».
«СП»: — Получается, раз уж и сам президент пообещал, что в следующем году Россию ждет переход на прогрессивную шкалу налогообложения, и сопредседатель рабочей группы по внесению поправок в Конституцию Андрей Клишас не исключил, что налоговые реформы будут продолжаться, тем более надо ждать очередной «обдираловки» от властей?
— «Обдираловка», я уверен, однозначно будет. Причем для этого даже не надо будет специально повышать налоги на доход. Прямое повышение налогов — это уже, собственно говоря, вчерашний день, потому что и без этого власти легко и в любой момент могут взять с каждого из нас столько, сколько захотят, даже спрашивать не будут.
«СП»: — Каким же именно образом?
— Например, у нас есть «замечательные» отчисления в различные фонды, которые вместе с НДФЛ отъедают от наших зарплат добрые 46%. Тот же Пенсионный фонд России (ПФР) пополняется деньгами, которые у нас забирают, не особо-то и спрашивая. Так что мнение, что пенсию старикам платит государство — абсолютный стереотип, не имеющий ничего общего с реальностью.
А коммунальные услуги? Это же монополии, с которыми не поспоришь, все эти «Межрайгазы», «Облэлектросбыт» и прочие энергетики, возглавляемые близкими к власти людьми. Вот внедряют сейчас «умные счетчики», которые сами решают, сколько ты им должен платить. И разговор короткий — не платите, отключим рубильник. В девяностые годы так даже роддома отключали от сетей, а недавно в одном из регионов обанкротили целый стекольный завод. Тарифы, напомню, каждые полгода увеличиваются, а конкуренции и альтернативы нет никакой.
А зачем нас загоняют всех в «личные кабинеты» на «Госуслугах»? Да для того, чтобы при обращении за любой услугой наши замечательные судебные приставы взыскивали с нас задолженности, которые сами же и насчитывают непонятно за что. А судебные приставы, которые могут запросто с ломами наперевес вломиться в ваш дом, и забрать все, что попадется им на глаза — ювелирные украшения, технику, наличные деньги и другие ценности? Это же натуральная продразверстка!
Да и потом, наши деньги и так уже полностью контролируются налоговиками, лежа в банках. Чтобы их забрать, достаточно просто усилить администрирование. А у нашего премьер-министра в этом деле есть отличный опыт, который он получил, возглавляя налоговую службу. Кстати, у нас же ведь никто не отменил запуск с 1 апреля 2020 года систему контроля денежных переводов граждан. Об это просто сейчас не принято говорить, потому что декларируется «все для людей».
«СП»: — Непонятно только, как все это увязывается с той социальной справедливостью, которая вроде как будет закреплена в обновленной Конституции?
— Честно говоря, я не увидел в предлагаемых поправках ни одной с подобной смысловой нагрузкой. Даже те юристы, которые писали первый текст российской Конституции, читая их, в недоумении разводят руками. Посмотрите, что говорит по этому поводу хотя бы Сергей Шахрай.