Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Про поправки забудьте: Кремль нашел способ не индексировать пенсии и зарплаты

Мировой кризис поможет власти отказаться от большинства социальных обязательств

20289
Материал комментируют:

Указ «О национальных целях развития России до 2030 года», подписанный президентом Владимиром Путиным, фактически дает разрешение на заморозку реальных пенсий россиян в течение 10 лет. К таким выводам пришли авторы материала на финансово-аналитическом портале Finanz.ru.

Они обращают внимание на изменение формулировки относительно задач по увеличению пенсий в тексте нового указа. В то время, как в документе от мая 2017-го говорится о том, что рост уровня пенсионного обеспечения должен превышать уровень инфляции, в новом указе эта часть звучит иначе: рост уровня пенсионного обеспечения должен быть не ниже инфляции.

По мнению авторов, это фактически означает, что власти могут индексировать пенсии на такую величину, с которой вырос благодаря Росстату индекс потребительских цен. В то же время в реальном выражении, то есть с вычетом инфляции, пенсии можно будет не увеличивать.

В новом указа президента, кроме того, говорится о необходимости роста доходов россиян «не ниже инфляции», тогда как в 2018 году Путин требовал обеспечить устойчивый рост реальных доходов населения. Авторы уверены, что и в данном случае поставленная задача может быть решена чисто формально, а в реальном выражении рост доходов будет нулевым.

Читайте также
За поправки проголосовали, теперь заботу о нищих и бесправных можно отложить на 10 лет Выигранная у народа «битва за Конституцию» позволяет богатым творить с бедными все, что заблагорассудится

Понятно, что мы столкнулись с новым жестким кризисом, в ходе которого крайне трудно обеспечить реальный рост пенсий и зарплат, но почему власти не заявить об этом прямо? Зачем обнадеживать людей? И можно люди говорить о том, что власти целенаправленно будут пытаться ограничить свои социальные обязательства? Действительно ли разница в формулировках столь принципиальна?

— Разумеется, разница есть — уверен политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

— Поскольку теперь правительство сможет при повышении пенсий (а также всех остальные выплаты, включая зарплату работников бюджетной сферы) ограничиваться официальным уровнем инфляции. Причем есть все основания подозревать, что этот уровень сознательно занижается. Нужно также учитывать, что малообеспеченные слоев населения, у которых в структуре расходов значительную часть занимают затраты на питание, больше страдают от повышения цен, чем более благополучные социальные группы. Однако превышение уровня инфляции при повышении пенсий, скорее всего, было бы исключительно формальным. Поэтому реальная разница между тем, на что могли рассчитывать пенсионеры до принятия указа о целях национального развития, и нынешним положением дел, будет незначительной.

«СП»: — Авторы считают, что это означает, что власти могут индексировать пенсии на такую величину, с которой вырос индекс потребительских цен. При этом в реальном же выражении, то есть с вычетом инфляции, пенсии можно будет не увеличивать. Так ли это?

— Об этом прямо говорится в указе. Но при этом в указе говорится, что важнейшей целью власти является повышение благосостояния граждан. Пока трудно сказать, собирается ли власть как-то урегулировать это противоречие, или за рассуждениями о повышении доходов скрывается стремление их заморозить.

«СП»: — Также в новом указа Путина говорится о необходимости роста доходов россиян «не ниже инфляции», тогда как в 2018 году глава государства требовал обеспечить устойчивый рост реальных доходов населения. В чем разница? В данном случае, как считают авторы, поставленная задача также может быть решена чисто формально, а в реальном выражении рост доходов будет нулевым.

— Насколько я понимаю, власть не может прямо заявить, что доходы граждан в обозримом будущем не будут повышаться. Поэтому она намеренно прибегает к противоречивым формулировкам, чтобы скрыть свой фактический отказ выполнять сделанные ранее обещания. Хотя нельзя исключать и того, что это просто ошибка, допущенная при подготовке указа, которая не имеет реального политического значения. Правда, вероятность этого, на мой взгляд, чрезвычайно мала.

«СП»: — Есть ли, по-вашему, у властей задачи «заморозить» рост пенсий и реальных доходов?

 — На мой взгляд, это является одной из главных целей нынешнего экономического курса, направленного на снижение инфляции. Рост доходов населения в условиях, когда сколько-нибудь заметное увеличение ВВП практически невозможно, неизбежно запустит инфляционные процессы. Власть хотела бы предотвратить подобный сценарий. Кроме того, рост доходов вызовет повышение стоимости рабочей силы, что неблагоприятно сказалось бы на положении государственных корпораций, которые и без того не могут справиться с финансовыми трудностями без поддержки бюджета.

Читайте также

«СП»: — Насколько, по-вашему, виной этому является нынешний кризис? Как долго нам еще придется иметь дело с его последствиями и затягивать пояса?

— Финансовое благополучие России напрямую зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, которая в обозримом будущем, скорее всего, не улучшится. Более того, в случае введения новых санкций или начала полномасштабной торговой войны между США и Китаем объемы российского экспорта упадут еще больше. Так что социально-экономические трудности будут только нарастать.

«СП»: — Подобные вещи влияют на рейтинг власти? Пенсионную реформу специально задвинули на «после выборов президента»? Можно ли ожидать, что власть будет смелеть в наступлении на социальные обязательства перед гражданами?

— Разумеется, в ситуации, когда доходы населения не растут или даже снижаются, уровень поддержки власти падает. Но для российской власти теперь это не самая большая проблема. Она стремительно утрачивает легитимность в глазах общества, которое больше не связывает с ней позитивных ожиданий. Причем главным фактором этого процесса является не снижение реальных доходов, а неспособность власти снизить межрегиональное неравенство, обеспечить выполнение своих социальных обязательств и обуздать стремление силовой бюрократии поставить под контроль экономическую деятельность. Поэтому нас, скорее всего, ожидает постепенное (но неуклонное) увеличение социальной нестабильности.

— В преддверии парламентских и президентских выборов в России эксперты и СМИ будут находить все больше и больше точек и зон риска в действующем законодательстве, чтобы усилить и без того тотальное недоверие общества к власти, — считает директор Института свободы Федор Бирюков.

— Эти вещи не имеют отношения ни к реальной экономике, ни к социальной стратегии государства, это все элементы политических технологий, которые в полную силу заработают непосредственно в предвыборный период. А пока идет пристрелка, артподготовка.

— Пенсии —традиционно больной вопрос. Предрекают и дальнейшее увеличение пенсионного возраста, и, как в данном случае, манипуляции с индексацией пенсий, и перенос основной нагрузки по обеспечению пенсионных выплат с государства на работающих граждан и, в особенности, на ближайших родственников пенсионеров. Есть ли основания для подобных опасений? Безусловно, есть. И при отсутствии деятельного контроля власти со стороны политических партий и других институтов гражданского общества любые антисоциальные шаги могут быть реализованы. Другой вопрос: «Кому это выгодно?»

Читайте также
Власть ослабляет налоговую удавку: От тюрьмы неплательщиков спасет кризис Дадут ли бизнесу передохнуть или все закончится пустыми обещаниями

В период пандемии коронавируса власть показала, что у государства есть финансовые ресурсы для материальной поддержки граждан. Популярный в прошлом тезис «Денег нет, но вы держитесь» больше не прокатит, это понимают даже в правительстве и партии власти.

Для государственной системы сегодня гораздо выгоднее вкладывать в социальную сферу и обеспечивать хотя бы формальный рост зарплат и пенсий, тем самым увеличивая покупательную способность народа и политическую лояльность общества. Эти вещи имеют стратегически важное значение для обеспечения минимальной стабильности и преемственности власти в стране.

При этом в общей структуре власти сохраняют свое влияние и те группы, которые работают на обострение социальных противоречий, на увеличение разрыва между богатыми и бедными, на дальнейшее обеднение большинства граждан. Эти группы относятся к «старой олигархической школе» и коррумпированной бюрократии. Часть из них изображают из себя «патриотов-государственников», так как их интересы сосредоточены целиком внутри России, они заняты исключительно ограблением народа. Другая, меньшая и более «гламурная» часть считается «либералами» и ориентирована на западные политические центры. Это откровенная «пятая колонна», предатели и капитулянты.

Несмотря на коренные отличия, обе эти группы заинтересованы в организации социального хаоса. Им нужна мутная вода, в которой они рассчитывают и дальше ловить своих «золотых рыбок».

Поэтому уровень социального благополучия российских граждан, темпы развития народной социально-экономической жизни напрямую зависят от того, насколько уверенно и эффективно здоровые патриотические силы в исполнительной и законодательной власти, а также в обществе смогут нейтрализовать активность либерально-олигархических сфер влияния. В любом случае, Россию ждут очень горячие политические сезоны. Но то, что не убьет нас, сделает сильнее.

Последние новости
Цитаты
Ирина Абанкина

Директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня