Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) предложила увеличить минимальный размер пособия по безработице до уровня прожиточного минимума (ПМ) в регионе. Соответствующее письмо направлено в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно документу, с которым ознакомились «Известия», размер пособия по безработице должен составлять как минимум прожиточный минимум в регионе. При этом максимальная выплата может достигать средней зарплаты. В обоснование своей позиции профсоюзы ссылаются на конвенцию Международной организации труда № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы».
Если предложение ФНПР будет принято размер пособия по безработицы будет колебаться от 11,7 до 50,7 тысяч рублей. На это понадобится 420 млрд рублей в год. Сейчас минимальное пособие составляет 4,5 тысячи рублей (до пандемии — 1,5 тысячи рублей), максимальное — 12,1 тысячи рублей. Таким образом, безработные вряд ли могут на него существовать.
Тем не менее, в Минтруде уже «огрызаются» на требование профсоюзов. Там подчеркнули, что «пособие по безработице не спроектировано как постоянная замена трудовых доходов». Его цель — обеспечить гражданину минимальный доход на время поиска работы. Такая позиция не вызывает удивления. Напомним, именно Минтруд выступал главным «толкателем» людоедской пенсионной реформы.
Требование ФНПР пересчитать пособие не случайно сформулировано именно сейчас. С началом пандемии в России в разы выросло число официально зарегистрированных безработных — их стало свыше 3 млн человек. Опустившись на социальное дно эти люди могут представлять угрозу для власти. В случае отказа повысить пособие, они почти наверняка увеличат электорат левой оппозиции.
Возможно, в новых бюджетных тратах не было бы нужды, если бы президент Владимир Путин сдержал данное россиянам обещание создать к 2020 году 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Однако этого сделано не было, а вместо этого новый премьер Мишустин «хвастается» тем, что кабмин выделил средства на трудоустройство всего лишь 80 тысяч человек. Жалкая арифметика.
— Размер пособия по безработице за последние несколько лет вырос, — констатирует заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков. — Кроме того в начале пандемии решением президента Путина пособие было увеличено для тех, кто остался без работы именно в этот период, начиная с марта.
Но несмотря на все это (и ФНПР давно говорила об этом) желательно распространить эту меру на всех безработных. И, конечно, увеличить размер пособия, как минимальный, так и максимальный. Потому что на те деньги, которые выплачиваются в виде пособия, жить не возможно. Их просто мало. Поэтому в письме ФНПР и предлагается довести выплаты до уровня прожиточного минимума.
«СП»: — Это логично и явно находится в тренде госполитики последнего времени. Ведь МРОТ подняли до ПМ. Да и пенсионерам стали доплачивать до ПМ по региону. Осталось с безработными поступить по-человечески, раз уж власти не смогли создать 25 млн рабочих мест…
— Хочу обратить внимание на то, что резкий рост официально зарегистрированных безработных — с 700 тысяч до трех с лишним миллионов, говорит о том, что люди, несмотря на небольшие выплаты, на массу бюрократических препон все равно оформляют себе статус безработного, так как им просто не на что существовать. Это следствие пандемии. И эту ситуацию надо как то решать на уровне госгарантий.
«СП»: — Вы предлагаете довести максимальный размер пособия до средней зарплаты по региону. Не слишком ли жирно? Медианная зарплата у нас существенно ниже средней. Максимальное пособие может оказаться даже больше, чем большинство безработных получали во время работы…
— Это все тема для переговоров. Как говорил монтер Мечников — литературный персонаж, согласие — есть продукт непротивления сторон. Давайте начнем хотя бы разговор о том, как привести данную цифру к реальности. Это может быть не средняя зарплата, а, например, медианная. Хотелось бы услышать мнение как минимум адресатов нашего письма.
Более того, мы уже давно предлагаем восстановить фонд по борьбе с безработицей и, возможно, введение страхования от безработицы. И это было еще до кризиса, вызванного пандемией. Другое дело, что сейчас не лучшее время для введения новых социальных взносов, так как это дополнительная нагрузка на бизнес. Но разговор на эту тему шел давно. И если бы тогда были приняты эти структурные меры, сейчас было легче.
Профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр Щербаков считает, что пособие по безработице лучше выплачивать из бюджета.
— Есть два пути поддержки безработных. Либо это бюджетное содействие — повышение пособия по безработице, либо система страхования.
Однако второй вариант у нас в стране уже существовал в 1990-е годы. Был такой фонд занятости, который формировался за счет отчислений предприятий. И этот фонд действовал достаточно активно. Но потом там были выявлены какие-то нарушения, нецелевое расходование средств и он был ликвидирован.
Воссоздать его, наверное, можно, но там достаточно большие средства уходят на административные расходы, на содержание структуры, подготовку сотрудников, повышение их квалификации, зарплату им и другие косвенные, но необходимые затраты.
Поэтому лучше не расходовать зря средства на подобные организационные нужды, а выплачивать пособия по безработицы из бюджета, как это делается сейчас. Но при этом нужно постоянно контролировать уровень пособия, чтобы он был не ниже прожиточного минимума. Это было бы рационально.
Кроме того, сам прожиточный минимум не должен носить формальный характер, как это было в те же 1990-е. Такое повториться не должно. Это должна быть сумма, позволяющая человеку существовать в приемлемых, цивилизованных условиях, в соответствии с современными требованиями.
— Рассуждая о страховании от безработицы надо понимать, что ключевой вопрос: кто за это заплатит? — возмущается экономист, предприниматель Дмитрий Потапенко. — А заплатит в конечном счете клиент. Иллюзий строить не надо. Ни что из ничего не берется. Если мы будем по-прежнему думать, что некий толстосум-бизнесмен будет за все платить… А кто ему заплатит за безработицу?!
Вот сейчас закрылось много разного бизнеса. А в высоких кабинетах говорят, что людей увольнять не надо. А надо оставлять их на рабочих местах. Но бизнес и рабочие места не существуют в отрыве от потребительского спроса! Если спроса нет, бизнесмен распродает оборудование. А персонал продавать не надо — есть механизм увольнения. Думать иначе — экономическое мракобесие.